Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

ДОКЛАД ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ ГОРОДА МОСКВЫ


Преосвященные Владыки,

всечестные отцы и матушки игумении,

братья и сестры!

 

Уходящий год был ознаменован памятью святых, которые ключевым образом повлияли на духовное, культурное и государственное становление народов Святой Руси. Наша Церковь почтила 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, 1000-летие мученической кончины святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, 700-летие основания Высоко-Петровской обители святителем Петром, 500-летие преставления преподобного Иосифа Волоцкого.

Равноапостольный Владимир стоит у истоков духовно-нравственной идентичности православных людей, живущих ныне в пределах канонической ответственности Русской Православной Церкви. Неудивительно, что празднование юбилея вхождения в вечность святого князя носило поистине всенародный характер. Креститель Руси соединил апостольские труды с государственным деланием, создав принципиально новый народ. Без него не состоялась бы Русь как единая держава с мощной, самостоятельной исторической волей. Особый смысл его личность и жизненный подвиг приобретают в связи с продолжающимся гражданским конфликтом на Украине, где, несмотря на приостановку крупномасштабных военных действий, продолжаются обстрелы мирных городов, подвергаются захватам со стороны раскольников храмы канонической Церкви, нагнетается атмосфера ненависти и страха.

Верность выбору святого князя десятков миллионов людей и в России, и на Украине, и в Белоруссии, и в других странах стало ответом всем, кто сегодня сеет среди единокровных и единоверных братьев пагубную вражду, хочет выжечь огнем из памяти народной нашу общность, восходящую к заре общей истории. Многочисленные богослужения и крестные ходы, совершенные по всей Святой Руси, ясно показали, что в народном сознании равноапостольный князь Владимир был, есть и будет символом неразрывного и всестороннего единства, основанного на православной вере. И путь, избранный Крестителем Руси, — это не страница прошлого. Это залог будущего всех народов, чья духовная история началась в крестильных купелях Херсонеса и Киева.

Промыслительно, что жизнь и деяния иных угодников Божиих, памятью которых отмечен 2015 год, связаны с утверждением дела святого Владимира — дела, продолжение которого ныне возложено волей Божией на современное поколение иерархии, духовенства и мирян. Страстотерпцы князья Борис и Глеб, сыновья равноапостольного Владимира, своим вольным страданием показали сородичам и потомкам, как надо смиренно жертвовать не только амбициями, но и самой жизнью ради предотвращения гибельных разделений и смут. Святые братья явили пример подвижнического стремления сплотить русские земли, принеся себя в жертву на благо народа.

Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, в те дни, когда казалось, что тьма и хаос объяли Русскую землю безвозвратно, будучи ведом Промыслом Божиим, перенес Первосвятительскую кафедру в мало кому тогда известную Москву, положив начало возрождению духовного, народного и государственного единства Руси.

Преподобный Иосиф Волоцкий и его соратники стали непреодолимой преградой на пути внешних еретических влияний, проникших на Русь на рубеже XIV и XV веков. В период одного из наиболее опасных в истории нашего Отечества и нашей Церкви духовных кризисов преподобный своей твердой верой, крепким духом и сильным словом пресек развитие ереси, укоренение которой имело бы необратимые, губительные для русской культуры последствия.

Мы знаем, что потрясения, которые произошли в Западной Европе, начались с потрясений внутри Католической Церкви в начале XVI века, — и произошли именно потому, что в западном мире были восприняты и укоренены те идеи, которые пытались привнести и на Русскую землю, но которые отразил преподобный Иосиф Волоцкий. А вслед за этим на Западе последовали Реформация, революции и, в целом, развитие такого взгляда на Бога и человека, который мы теперь называем либеральным подходом, хотя, конечно, это очень условное обозначение, — фактически речь идет о вытеснении Бога из жизни человека, из жизни целых народов. Велик подвиг преподобного Иосифа Волоцкого — человека недооцененного, не понятого до конца, до сих пор подвергающегося оклеветанию. И я рад, что мы могли так торжественно прославить имя этого выдающегося духовного лидера России в день его 500-летия.

 

В нынешнее время тяжелых испытаний подвиг этих подвижников, как и всего неисчислимого сонма святых нашей Церкви, пусть будет жизненным ориентиром и для священнослужителей, и для государственных и общественных деятелей, и для миллионов простых мирян — для всех, кому дороги идеалы Православия и Святой Руси. Вознося святым угодникам Божиим благодарность за их ходатайство перед Престолом Спасителя о всей Церкви Русской, обратимся к ним с просьбой дать нам силы и мудрость достойно нести служение и в нашей местной Церкви — епархии Первопрестольного града Москвы.

 

* * *

Рассматривая итоги года, по приятному долгу епархиального архиерея с радостью благодарю всех вас — первого викария митрополита Арсения, управляющих викариатствами и всех викарных архиереев, отцов благочинных и настоятелей, отцов наместников и матушек игумений, священников, диаконов и всех верных мирян города Москвы — за ваши труды, через которые в наших монастырях и приходах укрепляется благочестие, спасаются люди, жизнь жительствует.

Как и в прошлые годы, подробное описание разных направлений епархиальной деятельности вы найдете в приложении к моему докладу, в которое вошли данные отчетов епархиальных отделов и комиссий. Здесь же оглашу лишь ключевые статистические данные.

За время, прошедшее с прошлого епархиального собрания, количество храмов и часовен Патриаршей епархии увеличилось на 54 и составляет 1110[1]. Приходов же в Москве, если под таковыми понимать не юридическую форму организации, а общину при храме, в котором не реже одного раза в неделю совершается богослужение, насчитывается в этом году 475, то есть на 39 больше чем год назад. О статистике, касающейся программы строительства храмов в Москве, я скажу несколько позже.

Московский клир, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, состоит из 1644 человек: из них 23 архиерея, 1231 священник и 390 диаконов. Таким образом, число духовенства увеличилось за год на 53 человека. За этот год мною будут рукоположены 58 пресвитеров[2] и 2 диакона[3], включая две запланированные до конца года иерейские хиротонии. Таким образом, в 2015 году мною будут совершены в общей сложности 60 хиротоний.

Число ставропигиальных монастырей за год не изменилось: к их числу относятся 32 обители — 15 мужских, объединяющих 970 насельника, то есть на 38 больше, чем год назад, и 17 женских монастырей с 913 насельницами — на 17 человек больше.

 

За минувший год преставились ко Господу 19 клириков города Москвы и насельников ставропигиальных монастырей.

 

Клирики города Москвы:

 

1.    Протоиерей Владимир Васильевич Гонтар (†22.03.2015);

2.    Протоиерей Евгений Филиппович Жиганов (†10.06.2015);

3.    Протоиерей Порфирий Федорович Дьячек (†17.08.2015);

4.    Протоиерей Николай Николаевич Смирнов (†22.09.2015).

 

Насельники и насельницы ставропигиальных монастырей:

 

1.    Иеродиакон Феофан (Аржаных; †17.09.2014);

2.    Игумен Виссарион (Остапенко; †12.03.2015);

3.    Иеромонах Алипий (Комиссаров; †18.04.2015);

4.    Игумен Варсонофий (Худояров; †11.06.2015);

5.    Иеромонах Герман (Щепихин; †22.06.2015);

6.    Архимандрит Филарет (Харламов; †03.08.2015);

7.    Инок Борис (Демьянский; †09.10.2015);

8.    Инокиня Ксения (Дроздова; †08.12.2014);

9.    Монахиня Мариам (Торшина; †04.01.2015);

10. Монахиня Иннокентия (Ольшевская; †08.01.2015);

11. Послушница Александра (Дроздова; †23.01.2015);

12. Монахиня Александра (Давыдова; †19.04.2015);

13. Монахиня Рафаила (Лукашова; †23.03.2015);

14. Монахиня Христофора (Завьялова; †13.05.2015);

15.  Монахиня Исаакия (Моногарова; †21.10.2015).

 

Соборно пропоем почившим «Вечную память».

О деятельности Патриарха в 2015 году

 

Как я уже упоминал, этот год прошел под знамением памяти о 1000-летии со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Остановлюсь подробнее на главных мероприятиях, приуроченных к этой дате, в которых Господь сподобил меня участвовать.

В воскресенье 26 июля я совершил освящение храма святого равноапостольного князя Владимира в историческом Московском епархиальном доме, который до 1917 года был центром духовного образования, народного просвещения и культуры, и в котором проходил Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Проект его реставрации осуществился в рамках Президентской программы празднования юбилея. Важной частью торжеств стал фестиваль «Русское поле», открывшийся 26 июля в дворцово-парковом ансамбле «Царицыно». Десятки тысяч москвичей стали участниками этого замечательного праздника, организованного силами Правительства Москвы.

Торжества в честь Крестителя Руси с нами разделил весь православный мир. 28 июля, в день памяти равноапостольного князя, в сослужении архиереев и духовенства нашей Церкви и членов делегаций братских Поместных Церквей я совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Это богослужение стало духовным центром празднования.

В тот же день в Кремле состоялся государственный прием от имени Президента Российской Федерации по случаю 1000-летия преставления Крестителя Руси. Владимир Владимирович Путин в своем слове подчеркнул, что выбор благоверного князя был прозорливым и предельно ответственным, послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации. Хотел бы выразить искреннюю признательность Главе Российского государства за участие в торжествах, поддержку в их организации, помощь в осуществлении многих проектов и программ, приуроченных к знаменательной дате.

29 августа в рамках Владимирских торжеств на истоке Днепра в Смоленской области мною было совершено освящение воды этой великой реки, которая в своем течении соединяет братские славянские народы.

3 ноября состоялась закладка памятника святому князю Владимиру на Боровицкой площади города Москвы. Это выдающее событие символически завершило юбилейные празднования, посвященные Крестителю Руси.

 

29-30 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под моим председательством состоялся пленум Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Его участники обсудили документы, которые, по завершении пленума, были рассмотрены на Архиерейском Совещании. Еще раз хотел бы отметить правильность и результативность решения, которое принял Поместный Собор 2009 года, высказавшись в пользу создания органа, формирующего подлинно общецерковную позицию по актуальным вопросам. Со 2-го по 3 февраля в Москве прошло Архиерейское Совещание, в котором приняли участие 259 Преосвященных. Члены Совещания, в частности, одобрили документ «Об участии верных в Евхаристии», которым следует руководствоваться в повседневной пастырской работе. Содержание этого документа прошу всегда иметь в памяти.

Я обратил внимание: когда у нас на Епархиальном совете или на Совете викариатств экзаменуют кандидатов на рукоположение, им нередко задают вопросы, связанные с новыми документами пастырского характера, которые принимались как Архиерейскими Соборами, так и Архиерейским Совещанием, включая документ о Евхаристии. Прошу продолжать эту практику, с тем, чтобы нам ясно понимать, насколько кандидаты на рукоположение следят за развитием соборной жизни в нашей Церкви. Ведь эти документы являются руководством к действию — как поступать во многих непростых случаях.

В качестве Председателя Священного Синода я созвал в уходящем году три заседания этого органа церковного управления, еще одно состоится в ближайшие дни[4]. Высший Церковный Совет, действующий при Патриархе и Священном Синоде, собирался в этом году шесть раз[5] для рассмотрения актуальных вопросов церковной жизни. В ходе заседаний обсуждались такие темы, как координация деятельности синодальных учреждений, развитие теологического образования в высших учебных заведениях России, работа с мигрантами, духовное образование, церковно-общественная деятельность по защите окружающей среды, работа воскресных школ, противодействие распространению неоязычества. В частности, документы, касающиеся духовного образования[6], позволят после их окончательной реализации обеспечить высокий уровень и единство учебного процесса во всех духовных семинариях. Затем нам предстоит завершить уже начавшуюся, но более длительную работу по обеспечению семинарий современными учебниками.

Продолжается образование новых епархий и митрополий нашей Церкви: решением Священного Синода в 2015 году в России образовано 6 новых епархий[7]. Таким образом, на сегодняшний день в Русской Православной Церкви 292 епархии. В сослужении с другими архипастырями я, Богу содействующу, совершу 22 епископские хиротонии[8]. 20 хиротоний уже совершены и, в случае избрания кандидатов Священным Синодом, еще двое архиереев будут рукоположены до конца декабря. Численность епископата Русской Православной Церкви, с учетом хиротоний, возглавленных Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, составит 352 архиерея.

 

В нынешнем году при участии Русской Православной Церкви продолжилась подготовка запланированного на 2016 год Всеправославного Собора. От духовенства нашего города мне приходилось слышать, что перспективы проведения этого Собора вызывают озабоченность среди части их паствы. Вот что пишет об этом благочинный храмов Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев: «Серьезное опасение вызывает сегодняшнее настроение среди клира и прихожан Русской Православной Церкви, связанное с ее участием в предсоборном процессе, а также во Всеправославном Соборе, которое вызывает оживление эсхатологических чаяний, алармистских и даже антииерархических настроений».

В этой обеспокоенности прихожан есть как положительная сторона, так и отрицательная. С одной стороны, хорошо, что наш народ неравнодушен к вопросам веры и отеческого наследия. Хорошо, что наши верующие прежде всего желают сохранения в неприкосновенности норм Священного Предания и очень осторожно относятся к любым возможным изменениям в церковной жизни.

С другой же стороны, все православные люди, в священном сане и без такового, должны помнить, что, согласно церковному учению, ответственность за сохранение чистоты веры лежит главным образом на епископах Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2013 году уже заявил, что подготовка Всеправославного Собора должна «отличаться особенной заботой о сохранении чистоты православного вероучения» и, в частности, «принимать во внимание критические настроения духовенства и верующего народа». И именно в таком духе мы принимаем участие во всех мероприятиях, связанных с созывом Всеправославного Собора, будь то встреча Предстоятелей, Всеправославное совещание, работа разнообразных межправославных комиссий. Наша задача — стоять на страже Предания.

Другое дело, что есть и враждебные по отношению к Церкви силы, которые пытаются использовать различные спекуляции о якобы готовящемся на упомянутом Соборе отступничестве от веры. Всем благочестивым клирикам и верным мирянам говорю твердо: нет ни единого реального основания для таких попыток подрыва доверия к священноначалию. Все так называемые основания — вымышлены.

Вопросы, связанные с предсоборным процессом, действительно очень важны. Они требуют отдельного обсуждения. По ним выскажется предстоящий Архиерейский Собор, на котором темы, связанные с подготовкой Всеправославного Собора и участием в нем нашей Церкви, будут занимать важное место.

 

В текущем году состоялся визит в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X. Благодаря визиту Его Блаженства наша Церковь получила возможность выразить поддержку братской Церкви Антиохийской в связи с продолжающимися страданиями христиан в Сирии и на Ближнем Востоке. А в праздник Успения Божией Матери я разделил радость сослужения Божественной литургии с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским Феодором II, с которым в тот же день мы провели встречу в Патриарших покоях Московского Кремля.

 

В рамках диалога и партнерства Церкви с государством я многократно встречался с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, а также с Председателем Правительства страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым. В ходе бесед мы плодотворно обсуждали широкий круг тем, важных для Церкви и народа. Регулярно проходят мои встречи с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. Особое внимание при этом уделяется программе строительства новых храмов, осуществление которой, уверен, позволит качественно обновить духовно-нравственное состояние москвичей, их духовную жизнь. Также важной темой нашего общения с московским градоначальником остается реставрация храмов, являющихся памятниками архитектуры — культурным достоянием столицы. В уходящем году я провел многочисленные рабочие встречи с членами Правительства России, полномочными представителями Президента в федеральных округах, руководителями российских регионов, главами зарубежных государств и правительств, чрезвычайными и полномочными послами ряда стран.

В январе в рамках XXIII Международных Рождественских чтений в Государственной Думе прошли III Рождественские Парламентские встречи. Впервые со времени начала работы в 1906 году Государственной Думы состоялось Патриаршее выступление в зале ее пленарных заседаний. К содержанию этого выступления вернусь немного позже.

 

2015 год ознаменован 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Духовенство и церковная общественность приняли активное участие в праздновании этой знаменательной даты, как в Первопрестольном граде, так и в иных епархиях. В рамках состоявшегося с 20-го по 22 июня сего года моего визита в Республику Беларусь в ночь с 21-го на 22 июня я посетил Брестскую крепость — символ несокрушимости нашего народного духа, где совершил заупокойную литию по воинам-освободителям в Никольском гарнизонном храме и принял участие в траурном митинге.

Всего за прошедший год я совершил 21 визит в епархии Русской Православной Церкви, посетив 20 епархий[9]. Особо хотел бы отметить совершенную в сентябре поездку на Крайний Север и в Сибирь. Я имел радость соприкоснуться как с простой уединенной жизнью обитателей Севера, так и с повседневным героизмом тружеников горнодобывающей отрасли. В ходе поездки я еще и еще раз убедился во внутренней силе нашего народа, в его способности преодолевать самые тяжелые испытания, трудиться на благо Родины в сложнейших условиях.

Всего в этом году мною совершено 210 богослужений. В частности освящены 23 храма[10] и 15 других объектов[11]: закладных камней в основание будущих церквей, памятников, колоколен и иных зданий.

В течение минувшего года я, будучи священноархимандритом многих обителей, посещал ставропигиальные монастыри, как в Москве, так и за ее пределами. Особо памятен мне крестный ход, приуроченный к 700-летию основания Высоко-Петровского монастыря: многие тысячи православных москвичей, вознося молитву первому Московскому святителю, прошли его путем от Успенского собора Кремля до Высоко-Петровской обители.

 

 

О строительстве храмов в Москве

 

Несколько слов о статистике строительства храмов и оформления участков под такое строительство[12]. В соответствующую программу включен 211 земельных участков, из них 193 — в старых границах Москвы и 18 — на присоединенных территориях. Оформлены земельно-правовые отношения по 166 адресам. Завершить этот процесс оформления всех участков предполагается в 2016 году.

В 2015 году, как и в 2014 году, начаты строительные работы на 11 участках. В финансировании программы прослеживается положительная динамика. Если в 2014 году пожертвования составили около 560 млн рублей, то в этом году сумма пожертвований превысила 900 млн рублей.

На сегодняшний день построены и действуют 22 храма: 19 в старых границах Москвы и 3 на новых территориях. Еще в 8 храмах завершены строительно-монтажные работы вплоть до накупольных крестов, но еще не установлен иконостас. Строятся 34 храма (не считая упомянутые 8 с завершенными строительно-монтажными работами): 26 — в «старой» Москве и 8 — в «новой». Более чем на 20 участках идут работы по проектированию, на остальных ведется подготовка разрешительной документации.

Божественная литургия совершается в 85 временных храмах или нижних приделах строящихся храмов, не считая более десятка часовен, в которых служатся молебны.

По опыту четырехлетней работы мы видим, что лучшие результаты достигаются в тех приходах, где настоятель лично контролирует ход строительства. Там и дело спорится, и пожертвования собираются, и приходское служение развивается по всем направлениям. Священник, назначенный настоятелем, должен глубоко вникать во все проблемы сам, опираясь на профессионалов, трудящихся по линии программы строительства, и на алгоритмы действий, разработанные Фондом поддержки строительства храмов города Москвы.

Призываю всех настоятелей строящихся храмов укреплять сотрудничество с властью, включая депутатов муниципальных собраний, широко информировать местных жителей о планах строительства, чтобы каждый живущий в окрестностях будущего храма знал, где, когда и какой будет здесь храм, сколько места он займет, скольким людям поможет. Необходимо убедительно пояснять, что при храме появятся воскресная школа, социальная служба и другие важные для людей приходские структуры. Призываю настоятелей сотрудничать с местными изданиями и создавать как можно больше положительных информационных поводов для освещения жизни приходов.

Этим летом все мы стали свидетелями ситуации на Торфянке. Правда была целиком и полностью на стороне верующих: все разрешительные документы были получены. Люди ждали новый храм. Однако была заряжена такая мощная политическая и информационная атака на местных жителей, что община оказалась к этому не готова, и часть общественного мнения развернулась против создания храма. Это урок для всех нас, особенно для настоятелей.

Нужно работать на упреждение. Сектанты ходят по домам и бросают в почтовые ящики свою литературу. Почему бы нашим активистам не пройтись и не опустить в ящики местных жителей информацию о строительстве храмов — краткое описание, сроки возведения, с тем, чтобы люди узнавали, каким будет храм, что при нем будет? Думаю, в этом случае мы получим бОльшую поддержку. А когда местное население ничего не знает, а их еще и пугают, будто «парк отнимут», «покойников начнут возить», «дети не смогут рядом находиться, потому что будут травмированы видом катафалков», «колокола станут звонить в четыре утра», — тогда и возникает нередко протестное настроение даже у тех, кто не против строительства храма. Многие так и говорят: «Мы не против, но здесь строить храм не надо. Нам же нужно, чтобы мы могли здесь гулять». Вот для того чтобы всего этого не происходило, я очень прошу, чтобы общины строящихся храмов уже сейчас принимали на себя ответственность. Кстати, это будет еще и сплачивать людей и формировать настоящий приход, ведь когда люди совместно проходят через трудности, между ними устанавливаются крепкие связи, и развивать различные виды приходского служения становится проще.

Хороший пример подали приходы, организовавшие за одни сентябрьские выходные сразу несколько просветительских и праздничных мероприятий для жителей своих районов: благотворительный фестиваль в Гольяновском парке, музыкальный фестиваль «У святого князя Владимира» в Перовском парке, День воинской славы в Южном Бутово и другие. Подобные мероприятия привлекают как церковных, так и нецерковных людей. Местные жители приходят целыми семьями. Общение с прихожанами в непринужденной атмосфере праздника и отдыха является замечательным способом свидетельствовать о том, как благотворно влияет создание церковной общины и строительство храма на жизнь района.

 

Об исполнении решений епархиального собрания 2014 года

 

В прошлом году епархиальное собрание города Москвы определило несколько задач, и некоторые из них нам следует сегодня обсудить.

Перед тем, как перейти к этой теме, хотел бы поблагодарить всех тех Преосвященных викариев, отцов благочинных и членов епархиального совета, которые направили мне при подготовке нынешнего собрания целый ряд предложений, связанных с приходской практикой. Не обо всем сегодня мне удастся сказать, ибо мы ограничены во времени. Хотел бы сообщить, что на многие из этих предложений я уже отреагировал или отреагирую в ближайшее время.

 

По-прежнему находится в проработке со светскими властями приемлемый для нас порядок совершения заупокойных богослужений на кладбищах и в моргах, в том числе исключающий возможность их осуществления лжесвященниками или священниками, лишенными канонических полномочий совершать богослужения.

В прошлом году обновилось законодательство в данной сфере, а также произошла реструктуризация ФГУП «Ритуал», в связи с чем для работы в этом направлении появились дополнительные возможности. Более того, со стороны Департамента потребительского рынка и услуг, курирующего деятельность моргов и кладбищ, в управление Московской епархии неоднократно поступали просьбы о помощи в наведении порядка. Департаментом было обещано все возможное содействие. Прошу владыку Арсения предложить мне состав рабочей группы и кандидатуру председателя для дальнейшей работы.

 

Один из вопросов, поднятых на епархиальном собрании 2014 года, был связан с отсутствием единого месяцеслова для приходов и монастырей, в который были бы включены все имена святых, прославленных в Православной Церкви. Работа по составлению такого сборника сейчас ведется Издательским советом. Уже составлен предварительный список святых, включенных в календарь Русской Православной Церкви — в частности, святых, прославленных другими Поместными Церквами и включенных в наш календарь с 1945-го по 1989 год. Ведется формирование списка местночтимых святых, которые внесены в церковный календарь, причем внимательно изучаются основания внесения имени святого в календарь. При содействии наших зарубежных епархий составлен список западных святых Древней Церкви (до разделения), пользующихся особым почитанием среди православных христиан Западной Европы. Полученный материал требует глубокого анализа с привлечением широкого круга агиографических и исторических источников. Таким образом, предстоит еще длительная и сложная работа.

 

В городе Москве продолжается аттестация воскресных школ, ожидаемый срок ее завершения — конец апреля 2016 года. В текущем году число воскресных школ увеличилось с 279 до 302, в них обучается 12454 ребенка. Любая аттестация для руководителя сопряжена с дополнительными трудностями, даже в тех случаях, когда процесс выстроен идеально. Понимаю, что и данная аттестация — не исключение. Однако прошу обратить внимание на то, что по ее результатам мы сможем систематизировать информацию обо всех воскресных школах Москвы, упорядочить документацию в каждой отдельно взятой школе, привести учебные планы и учебно-воспитательные программы в соответствие с требованиями «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». В конечном итоге мы сможем улучшить качество обучения в воскресных школах, понять пробелы — а они есть, особенно в отношении старшеклассников — и восполнить эти пробелы. Косвенным достижением аттестации стало то, что многие педагогические коллективы разных воскресных школ познакомились друг с другом, стали обмениваться опытом, наработками. Такое было, конечно, и раньше, но сейчас этот процесс получил большее развитие.

В ходе аттестации многие школы были отнесены не к категории «воскресная школа», а к категории «воскресная учебно-воспитательная группа». Председатель профильной епархиальной комиссии протоиерей Андрей Алексеев констатирует: «Данная ситуация вызвана достаточно высокими требованиями, обозначенными в синодальном Стандарте для воскресных школ, в особенности в отношении материально-технического и информационного обеспечения учебно-воспитательной деятельности, которым некоторые школы пока не могут соответствовать, в силу чего им приходится временно переходить в разряд учебно-воспитательных групп». Не следует в этом видеть какое-либо порицание или принижение трудов педагогических коллективов. Речь идет лишь о терминологической дифференциации, которая позволяет нам яснее представлять себе имеющиеся возможности.

 

Епархиальное собрание 2014 года отметило важность развития молодежного волонтерства в Москве и дало указание Комиссии при епархиальном совете по делам молодежи активно включиться в эту работу. В марте сего года, внимательно изучив деятельность комиссии, я принял решение учредить вместо нее Молодежный отдел Московской городской епархии. Поскольку молодым людям важно видеть пример и соотносить себя с ним, председателем нового отдела назначен достаточно молодой человек — Михаил Геннадьевич Куксов, который перед этим получил большой опыт молодежной работы при организации участия молодых добровольцев в праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. В структуре самого новообразованного отдела — несколько секторов с различными направлениями деятельности. Все сотрудники отдела являются молодыми прихожанами московских храмов.

За неполный год существования Молодежному отделу удалось не только собрать вокруг себя тех, кто профессионально связан с приходской молодежью, — профильных помощников настоятелей, но и объединить через социальные, культурные, образовательные, информационные проекты многих православных молодых людей, проживающих в российской столице. По приблизительным подсчетам, московский приходской молодежный актив можно оценить сегодня примерно в 6000 человек — это те верующие молодые люди, которые находятся в контакте с Молодежным отделом. Значительное число этих молодых людей входит в движение «Православные добровольцы»: они участвуют в Патриарших богослужениях, помогают верующим сориентироваться в храме, поют за богослужениями в разных приходах, задействованы в работах по восстановлению нескольких храмов и монастырей. Наряду с еще одним движением — добровольцами службы «Милосердие» — они также окормляют социальные учреждения, собирают гуманитарную помощь для Донбасса, ездят на московские вокзалы кормить бездомных, совершают паломнические поездки. Спектр их деятельности широк. Отрадно, что всеми этими трудами православные христиане занимаются уже в молодом возрасте, от всего сердца отзываясь на призыв Спасителя к следованию за Ним, в первую очередь в милосердном служении.

Причина успеха волонтерского доброделания — в том, что мы позволяем молодежи проявить инициативу, доверяем ей ответственные направления, укрепляем ее в желании послужить Церкви и раскрыть таланты, дарованные Богом. Творчество, смелость, бесстрашие были частью порыва апостолов во время их земной жизни. Эти же качества важно сохранить и преумножить в среде православной молодежи. Жатвы хватит на всех, тем более в таком огромном городе, как Москва. Дорогие владыки и отцы, призываю вас благословлять и поддерживать молодежные инициативы. Почувствовав однажды ваше доверие, молодежь ответит горячей любовью.

Мне известны примеры, когда молодые люди поначалу стеснялись открыто свидетельствовать о себе как о православных христианах. Но после того как священнослужители их поддерживали, они сначала приступали к какой-то деятельности внутри прихода, потом задумывали совместные инициативы со светскими сверстниками, а затем становились движущей силой и опорой в хозяйственной, социальной, просветительской работе своей общины, избрав храм местом не только для молитвы, но и для деятельности в свободное время.

В этом году Молодежным отделом было проведено частичное анкетирование приходов Москвы на основании базы данных, имевшейся при начале работы отдела. В настоящее время база данных отдела совершенствуется и дополняется, детализированная статистика по всем приходам будет представлена нам в следующем году. Результаты нынешнего анкетирования, которое охватило 222 храма, представлены в приложении к моему докладу. Из него, в частности, явствует, что все еще есть храмы, хотя таких немного, которые слабо развивают или совсем не развивают молодежную работу. Так быть не должно. Хотел бы при этом поблагодарить многих настоятелей, которые уделяют данному направлению должное внимание.

Подробнее с деятельностью Молодежного отдела вы можете познакомиться в приложении к моему докладу. Считаю важным отметить качество подготовки отчета и объем совершенного за 2015 год. Надеюсь, что сотрудники отдела будут продолжать начатое через взаимодействие с викариатствами, благочиниями и приходами, а также со светскими коллегами, помогая будущим поколениям православных москвичей сохранить в сердцах огонь веры и стать достойными наследниками Отечества Небесного.

Завершая часть доклада о молодежной работе, хотел бы сказать и о социальных сетях. Это то, что менее доступно людям старшего и даже среднего поколения. Времени и сил не хватает, да и интереса особого нет. А молодежь живет в социальных сетях. Дети и молодежь в возрасте от 12 до 25 лет в Интернете в среднем проводят шесть-семь часов в сутки, по большей части в социальных сетях. Даже телепрограммы там смотрят. Может ли этот факт быть для нас безразличным? А чем больше у нас православной молодежи, тем более активным должно быть наше присутствие в социальных сетях. Поэтому просил бы на это тоже обратить ваше внимание.

 

Несколько разделов прошлогоднего постановления епархиального собрания были посвящены вопросам катехизации, приходского консультирования, подготовки катехизаторов и консультантов. Благочинный храмов Троицкого округа Северо-Восточного викариатства протоиерей Георгий Климов обращает внимание на то, что, «несмотря на проводимые регулярно епархиальные и викариатские курсы, чувствуется, особенно на больших приходах, нехватка квалифицированных кадров, особенно миссионеров-катехизаторов. Имеющиеся чаще всего сильно перегружены приходской работой». Во исполнение поручения собрания 2014 года при Новоспасском монастыре были организованы курсы для приходских катехизаторов-миссионеров, а также для тех, кто занимается в московских храмах приходским консультированием: отвечает на вопросы пришедших, помогает им сориентироваться в храмовом пространстве, знакомит со священнослужителем.

Управляющим викариатствами следует держать эту тему под своим внимательным контролем. Напоминаю, что по нашему с вами прошлогоднему решению специализированную подготовку должны получить не только штатные приходские катехизаторы и консультанты, но также те помогающие им добровольцы, которые таковой еще не обладают. Ведь у каждого приходского специалиста может быть группа людей, которая ему помогает. Если так складывается, особенно на большом приходе, то это идеальная форма работы. Но тогда мы должны подумать о том, чтобы и руководитель имел признанное Церковью образование, и люди вокруг него тоже были подготовленными. Стало быть, нужно подумать, каким должен быть уровень подготовки у тех, кто вовлечен в катехизическую или социальную работу, помимо штатного приходского работника.

Впрочем, и для катехизаторов, имеющих профильное образование, стоит продумать нетривиальные программы повышения квалификации. Можно, например, создать на общемосковском уровне сообщество катехизаторов-миссионеров, чтобы эти активные миряне не ограничивались своими приходами, а знакомились с практиками коллег, проводили межприходские мероприятия или даже съезды в рамках викариатств. Знаю, что такая работа частично ведется, и считаю, что она должна получить развитие. Как справедливо отмечает в своем отчете, составленном еще до назначения на Рязанскую митрополичью кафедру, управлявший тогда Северным викариатством владыка Марк, «для успешного служения миссионерам-катехизаторам необходимо подкрепление теоретических знаний реальным опытом еще до начала своей деятельности», чтобы катехизаторы не делали неудачных проб в служении, ведь за каждой такой ошибкой стоит живой человек. Для этого, помимо уже упомянутых курсов, важно организовать в викариатствах обмен опытом новых катехизаторов с их более опытными соработниками.

 

По подсчетам на конец текущего года, на приходах Московской городской епархии на должности катехизаторов-миссионеров числится 345 человек. Двойное именование этих сотрудников обусловлено решением Архиерейского Собора 2013 года о возможности совмещения этих двух видов служения на уровне приходов. При этом сегодня миссионерством мы называем разные сферы церковного служения — это и молодежная работа, и просвещение, и осуществление культурных проектов, и взаимодействие с учебными заведениями. Ведь, действительно, все эти области церковного служения предполагают миссию. Какова же специфическая работа приходских катехизаторов-миссионеров?

К их служению, помимо собственно катехизации, о которой еще пойдет речь, можно отнести уже упомянутое консультирование, когда сотрудники храма и прихожане-добровольцы встречают в субботние, воскресные и праздничные, а также предпраздничные дни пришедших в храм и помогают им сориентироваться, отвечая на вопросы. Катехизаторы-миссионеры либо самостоятельно, либо вместе с многочисленными приходскими ответственными за развитие преподавания «Основ православной культуры» осуществляют взаимодействие с образовательными учреждениями, организуя экскурсии в храмы для школьников, привлекая их к совместным мероприятиям с воскресными школами в рамках различных фестивалей, викторин и конкурсов. Вместе с приходскими социальными работниками катехизаторы-миссионеры ведут просветительскую работу среди воспитанников детских домов, людей, приходящих в центры социального обслуживания и другие городские социальные учреждения. К миссионерской деятельности можно отнести и распространение листовок, а также качественное ведение интернет-сайтов и страниц в социальных сетях, о чем я уже говорил.

В современное сложное время человек погружен в бурю социальных, информационных, политических, экономических треволнений. Церковь знает способ, как сохранить себя в этих обстоятельствах, вопреки опасностям века сего. Этот способ заключен в простой истине: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Если в центре жизни человека — Христос, то весь внутренний мир личности, а, следовательно, и ее внешняя жизнь преобразятся и упорядочатся, и страхи отступают. Но сколь многие люди еще не знают эту истину!

В нашем мегаполисе сотни тысяч людей ежедневно проходят или проезжают мимо храмов, но далеко не все из них в эти храмы заходят. Крайне важно обратить на это внимание и предпринять усилия по укреплению миссии за пределами храмового пространства. В московских приходах есть воцерковленные миряне с хорошим образованием, желающие и могущие помочь в богоугодном деле проповеди Евангелия. Надо дать этим людям максимальную возможность реализовывать себя на этом поприще.

Способов тому множество, и немало уже делается. Например, получила широкое распространение практика подготовки листовок и раздача их прихожанам в Великую Субботу или на Христово Рождество. Надо развивать такую практику, распространяя ее на другие дни, как это уже делается на некоторых приходах. Праздники, по сути, являются сильнейшим миссионерским действием, каждый месяц напоминая о евангельских событиях и о том, что Бог сделал для нас. Почему бы накануне двунадесятых праздников не снабжать активных прихожан листовками и не направлять их за церковную ограду? В рамках миссионерского служения приходам можно организовывать совместные культурные и общественные мероприятия для прихожан в городском пространстве. Это могут быть и экскурсии по городу, и концерты в близлежащих домах культуры, и совместные походы в кино, на фестивали. Это мог бы быть, например, общеприходской просмотр в кинотеатре достойного фильма, каковым, к примеру, в истекающем году стал мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», причем с выкупом билетов приходом и приглашением не только прихожан, но также их знакомых. Миссия Церкви — это не только обращение в веру иноверцев или язычников, но и конкретные дела, направленные на тех, кто живет рядом с нами, но еще не увидел свет Христовой правды.

К сожалению, наблюдается некоторая обособленность деятельности Миссионерской комиссии от миссионерской деятельности приходов. В этом году комиссия продолжила осуществление просветительских программ среди мигрантов, число участников которых, к сожалению, снизилось. Исполняющим обязанности председателя комиссии проводились циклы лекций в ряде высших и средне-специальных учебных заведений Москвы, а также просветительские встречи в культурно-просветительском центре святителя Иоанна Златоуста при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Комиссией продолжена работа по созданию и размещению в интернете просветительских видео-лекций. Распространялось, хотя в значительно меньшем количестве, чем в прошлом году, специальное издание Нового Завета с доступным справочным аппаратом. Считаю необходимым обратить внимание исполняющего обязанности председателя Миссионерской комиссии на замечание владыки Марка, ныне митрополита Рязанского, который подчеркивает важность развития миссионерских трудов «ввиду растущей активности деструктивных сект и культов, ведущих свою деятельность вне зависимости от административного деления Москвы». Необходимо усилить работу по антисектантскому направлению. Перечисленные выше труды похвальны, однако сектантская угроза в условиях большого города — это одна из тех тем, на которые должно быть обращено первоочередное внимание комиссии. Возможно, соответствующая деятельность ведется, но в отчете комиссии это не отражено. Необходимо также постоянно обновлять миссионерские материалы, пополнять методическую базу. Допустимы и миссионерские региональные поездки, о которых много сказано в поступившем ко мне отчете комиссии, однако география деятельности столичных миссионеров должна быть сосредоточена в Москве, оставляя выезды за пределы города на последней строчке повестки дня. Комиссия должна быть первым помощником приходов и приходских миссионеров.

 

Важным направлением деятельности викариатств и общеепархиальных структур остается преподавание Основ православной культуры в среднеобразовательных школах. Процент выбора московскими школьниками этого модуля немного вырос с прошлого года и составил 33,55% против прошлогодних 29,79% из общего числа школьников четвертых классов[13]. Напоминаю, что существенный рост произошел в 2014 году по сравнению с 2013 годом: тогда показатель вырос на 10%. Хотел бы отметить серьезную работу епархиального отдела религиозного образования и катехизации города Москвы, который в истекшем году продолжал осуществлять взаимодействие со светскими учреждениями. Так, совместно с Московским институтом открытого образования проведены курсы «Содержание и методика модуля "Основы православной культуры" комплексного учебного курса ОРКСЭ», в рамках которых квалификацию повысили 857 педагогов (в прошлом году — 796). Эту важную работу следует развивать и далее.

 

 

Практика подготовки ко Святому Крещению

 

Рост церковной жизни конца восьмидесятых — середины девяностых годов сформировал уникальную паству начала XXI века, которой, в частности, свойственна ориентация на религиозное самообразование. Это связано с тем, что, когда в прежние десятилетия люди приходили к Богу — часто в сознательном возрасте — духовных наставников не хватало. Оглашение совершалось на редких приходах, основы православной веры в лучшем случае постигались после принятия Крещения. Однако без укоренения в живой христианской учительной традиции верующему бывает трудно соотнести евангельские ценности с мирскими установками, которые он впитал с детства.

Отрадно, что на протяжении последних лет глубокое, содержательное научение людей православной вере постепенно становится неотъемлемой частью приходской жизни. Три года назад в Москве во исполнение решения Архиерейского Собора об обязательном оглашении лиц, желающих принять Крещение, и будущих восприемников, были введены правила проведения огласительных бесед. Вслед за этим мы услышали достаточно критики. Люди возмущались самим фактом обязательности подготовки ко Крещению, тем, что эта подготовка включала в себя неукоснительность изучения некоторых церковных правил и основных молитв. Не сразу огласительная практика прижилась и на приходах: она была с инерцией воспринята некоторыми настоятелями. Однако, к примеру, благочинный Одигитриевского церковного округа священник Петр Панов свидетельствует: «Одним из показателей положительной роли огласительных бесед можно назвать то, что заметно увеличилось количество младенцев, которых приносят родители в храм для причащения Святых Таин».

В нынешнем году в нашей епархии было проведено исследование, которое показало, что огласительные беседы в Москве — за редким исключением — проводятся повсеместно. Благодарю клир Московской епархии за активное исполнение постановлений Архиерейского Собора, нашего епархиального собрания и моих просьб.

Впрочем, как мне докладывают Преосвященные викарии и отцы благочинные, остаются нерешенными некоторые вопросы и наблюдаются существенные расхождения в практике. Например, где-то под «беседой» подразумевается покаянно-исповедальная встреча со священником человека, готовящегося ко Крещению, и при этом не проводятся учительные беседы, посвященные основам православной веры, разъяснению главных молитв и церковных таинств. Иногда, напротив, мирянин встречается с оглашаемыми и будущими восприемниками, а священник — нет. Обращаю ваше внимание на то, что в отношении лиц, приходящих креститься во взрослом возрасте, катехизическое обучение, преподание минимальных знаний о православной вере и практике должно идти одновременно с пастырским душепопечением, приведением оглашаемого к осознанию своих грехов, к желанию преодолевать их и стяжать христианские добродетели. Катехизическое научение и душепопечение никак не могут заменять друг друга.

В ряде приходов вместо двух огласительных бесед проводится одна. Иногда же беседа подменяется проповедью перед Крещением. Без сомнения, не стоит пренебрегать назиданием непосредственно перед совершением таинства, однако оно никак не может «засчитываться» за одну из двух содержательных бесед, определенных Священным Синодом и Архиерейским Собором в качестве минимума для подготовки крещаемого или его восприемников.

Возникает и вопрос о допустимом минимуме содержания катехизического научения. О необходимости пояснений в этой сфере пишет, в частности, благочинный Богоявленского благочиния архимандрит Дионисий (Шишигин): «Необходима унификация порядка катехизации в различных приходах. Это позволило бы изжить соблазнительную разность подхода к этой задаче, когда в одном приходе священник требует хотя бы элементарной готовности к таинству, но несерьезно настроенные люди ищут и находят в другом приходе “добрых” батюшек, не привыкших обращать на эту сторону своего служения ни малейшего внимания». О создании единых рекомендаций к проведению огласительных бесед перед Крещением ходатайствуют также благочинный Даниловского благочиния города Москвы протоиерей Олег Воробьев и благочинный Ильинского благочиния протоиерей Евгений Сизов.

Мне известно, что работа по составлению таких рекомендаций уже ведется в Восточном викариатстве. Поручаю владыке Пантелеимону и совету Восточного викариатства подготовить требуемые материалы, направить их на отзыв всем управляющим викариатствами а затем, после учета поступивших мнений, представить итоговый документ мне. Возможно, будет также полезно рассмотреть его на Высшем Церковном Совете. Это придаст ему характер рекомендаций для всех епархий.

Приглашаю участников епархиального собрания обсудить сегодня вопрос о минимальном содержании катехизации, причем считаю важным руководствоваться не теоретическими рассуждениями, а реальными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся в приходской жизни. Этот обмен мнениями будет запротоколирован и передан Преосвященному Пантелеимону для использования при написании рекомендаций.

 

 

Духовничество

 

На прошлых епархиальных собраниях мы говорили о злоупотреблениях со стороны некоторых пастырей их душепопечительскими обязанностями, о недопустимом навязывании пасомым своего мнения по определенным вопросам частной жизни, о нездоровом вмешательстве во внутрисемейные дела.

Источником этой проблемы являются не только пастырские ошибки отдельных священников, но и неправильное понимание мирянами роли пастыря, значения исповеди и духовного советования. В качестве универсального средства разрешения всех внутренних и внешних проблем некоторые миряне стремятся обрести носителей «уникального» духовного опыта в лице насельников известных монастырей, порой находящихся далеко за пределами родной земли. Такие миряне пренебрегают исконным христианским принципом — основное духовное руководство человек должен получать в своей церковной общине, где знают его сильные и слабые стороны, добродетели и грехи.

Традиция старчества укоренена в истории Русской Церкви — можно вспомнить Оптинских подвижников. Но старчество, за исключением особой монастырской практики отношений наставника и будущего монаха, в древности не являлось формой регулярного водительства мирян. К старцам обращались самое большее несколько раз в жизни по ключевым вопросам, определяющим судьбу человека. К сожалению, это понимание старчества порой подменяется поисками такого наставника, по мановению которого якобы разрешатся все жизненные и духовные проблемы. Доходит до того, что человек, испросив у, может быть, действительно опытного старца или даже нескольких старцев ряд советов по очень конкретным и иногда представленным под специфическим углом жизненным ситуациям, затем умело подтасовывает эти советы так, что они становятся универсальным средством «оправдания» его поступков.

Важно укреплять среди прихожан понимание, что именно приход — это то место, где они не только встречаются в богослужении, молитве и общении, но где, пребывая в едином Теле Христовом, они находятся в особых отношениях со священниками. Именно на приходских пастырей возложено духовное попечение о прихожанах, причем в разумных пределах, определенных многолетним приходским опытом, в том числе московским. Это духовное попечение включает в себя исповедь, посильные рекомендации, касающиеся борьбы со страстями, ответы на вопросы о вере и нравственности. Такое попечение должен осуществлять приходской священник, и именно он, с помощью Божией, не преступая пределов советования, призван помочь мирянину в разрешении различных недоумений.

В деликатном и смиренном со стороны приходских священников, уважительном и доверительном со стороны прихожан выстраивании духовных отношений я вижу один из ключевых аспектов правильного развития приходской жизни.

 

 

Пастырское попечение о семьях

 

Церковь понимает брак как богоустановленный союз мужчины и женщины. Семья является той колыбелью, в которой формируется человеческая личность. К сожалению, в наши дни концепция традиционной семьи подвергается ревизии и редукции. Супружеская любовь и верность зачастую именуются анахронизмом. В иных государствах происходит признание однополых браков, в других внедряются технологии ювенальной юстиции, вносящие жесткий антагонизм между детьми и их родителями. Отношение к браку утрачивает свой духовный смысл. Но спросим друг друга: а, собственно, каким образом можно обосновать семью, если не религиозным принципом? Если не считать семью союзом, установленным Богом, если не исходить из того, что верность между супругами, самостеснение ради близких в семье есть исполнение воли Божией, то почему, пока человек молод, ему бы не пожить в свое удовольствие, не воспользоваться этой единственной жизнью, чтобы извлечь из нее максимум телесных и эмоциональных удовольствий? И ждать иного в безрелигиозном обществе трудно. Мы с вами, дорогие владыки и отцы, должны понимать, что борьба за традиционную семью теснейшим образом взаимосвязана с проповедью Христа и Его Евангелия, с укреплением православного мировоззрения в обществе.

Комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного права по итогам изучения общецерковной дискуссии 2013 года был подготовлен проект документа о церковном браке, который затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия и 10 августа сего года предложен для общецерковного обсуждения. Знаю по поступившей ко мне обобщающей информации, что рассмотрение проекта этого документа прошло на большинстве московских приходов. Надеюсь, что это было не формальное обсуждение «для галочки». В отзывах, поступивших на проект, иногда задаются вопросы, почему такое большое место в нем уделено проблеме расторжения брака. Напомню: нашей задачей является уменьшение числа разводов. И поэтому Церковь обязана сказать о том, что лишь весьма ограниченный перечень трагических событий может дать повод к рассмотрению возможности развода. Союз на всю жизнь мужчины и женщины в верности и любви друг ко другу — это не просто возвышенный идеал, но конкретная задача, заповедь, данная Богом всем христианам. И мы должны содействовать реализации этой задачи среди нашей паствы и в наше время.

С особой ответственностью следует подходить к совершению венчания. Когда речь идет о людях, особенно молодых, обращающихся к Церкви, но еще не в полной мере вошедших в ее жизнь, священник должен содействовать тому, чтобы стремление этих людей друг ко другу и к освящению собственного союза стало для них шагом в ограду церковную, за которым начнется полноценная христианская жизнь.

 

 

Образование духовенства. Распределение выпускников

 

Коснусь теперь темы, связанной с кандидатами в московский клир. Секретарь Патриарха по городу Москве протоиерей Владимир Диваков вновь сообщает, что среди этих кандидатов встречаются люди, не обладающие минимальным знакомством с совершением богослужений, затрудняющиеся в ответах на самые простые вопросы по христианскому вероучению и Священной истории. Нестабильность при подготовке кандидатов священства в последние годы имела место, в частности, место в наших университетах. В связи с этим в апреле сего года нами было принято решение, что только выпускникам Православного Свято-Тихоновского богословского института, то есть религиозного высшего учебного заведения в рамках ПСТГУ, учащиеся которого удовлетворяют всем каноническим требованиям Русской Православной Церкви и поступают с благословения духовника, может быть предоставлено равное с выпускниками семинарий право ходатайствовать о рукоположении.

Прошу также не забывать о постановлении Архиерейского Собора 2011 года, согласно которому хиротонии в диаконский сан могут совершаться только над лицами, окончившими не менее двух курсов семинарии, а в священнический сан — над лицами, имеющими полное семинарское образование или находящимися в конечной стадии очного обучения. Впредь не будут даже рассматриваться ходатайства о лицах, указанного образования не имеющих, и соответствующее указание мы даем управляющим викариатствами и протоиерею Владимиру Дивакову. Тем более не будут рассматриваться кандидатуры лиц, учеба которых проходила за пределами церковного духовного образования. В Московском регионе есть учебные заведения, названия которых могут создать ложное впечатление об их связи с системой духовного образования нашей Церкви. Ни одно из них не дает права выпускникам на рукоположение в клир Русской Православной Церкви.

 

На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года было одобрено Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, затем утвержденное на заседании Священного Синода в мае. На октябрьском синодальном заседании, по итогам применения Временного положения в истекшем году, оно было заменено на постоянный документ.

Сегодня положение применяется к выпускникам Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Сретенской, Николо-Угрешской и Перервинской семинарий.

Отдельно отмечу, что в этом году более 30 выпускников были распределены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви — Анадырскую, Ханты-Мансийскую, Читинскую, Якутскую и другие. Все мы осознаем, как важно церковное развитие регионов Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Скажу больше: именно от того, как успешно будет развиваться там церковная жизнь, во многом зависит будущее этих земель. Каждый выпускник, отбывающий по распределению за тысячи километров, должен ощущать свою причастность к решению этой важнейшей задачи. Уверен, что два года, проведенных в пусть непростых новых жизненных условиях, но в непосредственном пастырском общении с живущими там нашими соотечественниками, для большинства священнослужителей станет важной составляющей их последующего служения в граде Москве и иных регионах, а для некоторых, быть может, — и обретением новой малой родины в этих удаленных, суровых, но прекрасных краях.

В уходящем году большинство выпускников добросовестно и ответственно отнеслось к новому порядку распределения и прибыло к местам своего служения. Тем, кто под надуманными поводами пытался уклониться от распределения, хочу сказать: дело каждого будет рассматриваться весьма и весьма тщательно. Впрочем, сказанное не снимает ответственности с епархий за обеспечение переезда распределяемых и членов их семей, за предоставление приемлемых жилищных условий и достойного материального вознаграждения. В случаях, когда мы будем получать подтвержденные сигналы от выпускников о том, что епархия, запросившая к себе людей, не способна организационно обеспечить их тем, что предписано положением, будут приниматься меры, вплоть до самых строгих.

 

 

 

 

Информационная работа

 

В декабре 2013 года была образована Информационная комиссия при епархиальном совете города Москвы. В 2015 году комиссия провела обучающие семинары для московских приходов — их сотрудникам рассказывалось о специфике работы в интернете, о нюансах фотосъемки в церковном помещении и во время богослужений.

Выражая благодарность комиссии за эту работу, считаю важным обратить внимание ее членов и в целом участников нашего собрания на важность информационного освещения деятельности православных общин не только в интернете, но и в реальной жизни — в оффлайне, как сегодня говорят. Во многих приходах оставляет желать лучшего ситуация с информационными стендами, с качеством размещаемых объявлений, с выпуском приходских листков. Информационной комиссии следует в сотрудничестве с приходами обращать внимание и на эту сторону информационной деятельности. Неправильно сосредотачиваться только на интернете и на людях, которые им пользуются. Еще достаточно велико число людей, которые предпочитают реальную беседу и печатное слово.

Впрочем, внимания требует и коммуникация с паствой через социальные сети. Вы знаете, что в мае этого года в популярной сети «ВКонтакте» появилась официальная Патриаршая страница. По состоянию на начало декабря сего года — то есть чуть больше чем за полгода — она собрала 225 520 подписчиков. Пользователи довольно активны, задают множество вопросов, ведут дискуссии на серьезные темы, полемизируют с представителями других религий и конфессий, с неверующими пользователями. Надеюсь увидеть московских священников среди участвующих в этих дискуссиях на Патриаршей странице. Не призывая каждого настоятеля заводить себе страницы и блоги в социальных сетях, полагаю, что большинство молодых священников вполне могут воспользоваться этой возможностью. И хорошо, что сейчас многие приходы уже имеют страницы в социальных сетях.

Важно развивать диалог с московскими телеканалами и другими локальными СМИ. К сожалению, лишь редко здесь можно встретить репортажи даже с престольных торжеств московских храмов, не говоря о более регулярных и содержательных рубриках или передачах. А ведь телезрители и читатели светских газет — это тоже уникальные аудитории, по качеству и составу отличные от пользователей интернета. И эти люди также ждут нашего внимания. В связи с этим призываю Преосвященных викариев во взаимодействии с Информационной комиссией озаботиться вопросом усиления освещенности жизни приходов в районных и окружных СМИ.

Особого внимания настоятелей требовали в последние годы проверки, проводимые Комиссией Издательского совета по контролю за распространением печатной, аудио- и видеопродукции с церковным грифом на территории епархии города Москвы. По свидетельству членов комиссии, за три года ее работы ситуация в книжных лавках Москвы существенно изменилась в лучшую сторону, за что благодарю отцов настоятелей. Впрочем, в столичных храмах все еще попадаются издания, которые можно охарактеризовать как душевредные и главной целью которых является популяризация сомнительной частной практики духовной жизни автора или составителя.

Нередким недостатком приходского книгораспространения является ситуация, когда прихожанам порой сложно найти нужную им книгу или выбрать лучшее издание среди представленных в храмовой лавке. Полагал бы целесообразным Издательскому совету составить для приходов список с тематическим ассортиментом приоритетно рекомендуемой литературы. Важно, чтобы этот список охватывал все важные темы современного церковного служения.

 

Затронем теперь темы, связанные с общественной жизнью.

 

 

Церковь и общество

 

В истекающем году небезуспешно осуществлялся церковно-государственный и церковно-общественный диалог, поддерживалось конструктивное взаимодействие с представителями власти и общественных объединений. Мы вместе проявляли заботу о сохранении исторического облика столицы, отстаивали неизменные нравственные и духовные ценности, стремились интегрировать их в общественное пространство. Произошли некоторые изменения в законодательстве, с которыми прошу всех ознакомиться в приложении к докладу[14].

Каждый из нас ответственен за то, чтобы созидать целомудренное, сильное верой, свободное общество, не зависящее от деструктивных внешних влияний. Мы призваны к такому соработничеству Церкви, народа и государства, благодаря которому Православие и другие традиционные для нашей страны религии будут иметь возможность нравственно влиять на все, что происходит в стране и ее столице. Голос верующего человека должен быть услышан не только в Церкви, но и в тех кругах, от которых зависит принятие государственных, экономических и иных общественно значимых решений.

Нельзя забывать, что права, которыми наделяется общество, не должны противоречить нормам естественной и евангельской морали, оправдывать разрушительные пороки. Необходимо своевременно и качественно отвечать на вызовы нравственным, семейным и патриотическим ценностям, которые хранятся Православием и другими традиционными религиями. Тем более совместными трудами нужно противодействовать экстремизму — в том числе псевдорелигиозному и антирелигиозному.

В сфере деятельности некоммерческих организаций важно отстаивать право религиозных общин и связанных с ними гражданских ассоциаций на участие в общественных процессах, в диалоге по важнейшим вопросам жизни страны и мира, в освоении общенациональных ресурсов, направляемых на социальную и другую общественно значимую деятельность.

Продвинулась в своем развитии работа Церкви, государства и общества в сфере экологии. К первому Дню особой молитвы о Божием творении, проведение которого благословил Священный Синод в июле этого года, был приурочен ряд инициатив и акций в защиту окружающей среды. Причиной экологических проблем является грех. В современных общественных и экономических отношениях люди стремятся получать материальные блага, часто превышающие в действительности им необходимые. Человек забывает о важнейшей ценности — Божием мире — и наполняющих его существах. Забота о нем должна проявляться не только в быту, но и в промышленной, экономической, торговой и иных сферах деятельности человека.

Общественный резонанс вызвало поведение некоторых православных мирян на выставке в Манеже, которое привело к судебному разбирательству и последующему наказанию. Важно, чтобы подобного рода конфликты решались в рамках правового поля. В то же время считаю правильным добиваться мирными и законными средствами того, чтобы в публичном пространстве не осквернялись священные для христиан символы и предметы — равно как и вещи, значимые для инаковерующих и неверующих. Закон и нравственность должны действовать везде, в том числе в пространстве культуры.

 

 

Вопросы нравственности и здоровья

 

Рад тому, что многие жители Москвы, включая медицинских работников, педагогов, родителей, поддержали инициативу Русской Православной Церкви о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования. Озабоченность существующей практикой государственного финансирования абортов я выразил в ходе встречи с парламентариями в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

Во многих регионах в поддержку сокращения числа абортов, в том числе в поддержку упомянутой инициативы было собрано более 183 000 подписей, а через интернет — еще 65 000 подписей. В течение года акции и мероприятия против абортов неоднократно проводились православной общественностью. Тема противодействия абортам обсуждалась в ходе церковно-государственных переговоров, на площадках диалога с разными слоями общества, в информационном пространстве.

18 июня 2015 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Соглашение предусматривает развитие совместных трудов в сфере профилактики абортов, а также заботы об алкоголе- и наркозависимых, инвалидах, бездомных, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, в формировании здорового образа жизни. Соглашением предусмотрено участие психологов и представителей Церкви в развитии при роддомах центров кризисной беременности, а также в предабортном консультировании женщин в медицинских учреждениях.

Взаимодействие с врачами осуществляют в первую очередь священники, несущие послушания в столичных больницах. В июне сего года по моему благословению при епархиальном совете города Москвы была создана под председательством Преосвященного епископа Пантелеимона рабочая группа по координации и развитию больничного служения. Прошу Преосвященных викариев, отцов благочинных и всех клириков, связанных с таким служением, быть внимательными к рекомендациям этой группы.

Важным направлением совместной работы с врачебным сообществом должно стать более широкое сотрудничество в сфере подготовки кадров. Врач призван быть человеком высоконравственным, учитывающим не только физическое здоровье пациентов, но и благо личности в целом. Общество заинтересовано в том, чтобы в системе образования воспитывались врачи, понимающие высокую ценность человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти, уважающие семью и семейные ценности, ценящие и уважающие уникальную роль и авторитет родителей.

Хотел бы особо отметить, что политические и общественные деятели несут персональную нравственную ответственность за действия в отношении абортов. Люди, поддерживающие аборт, подчас неосознанно становятся сторонниками разрушения традиционной семьи, легализации разврата и безнравственности. Необходимо отдавать себе отчет и в том, что существует ряд глобальных программ с мощным финансированием, цель которых — снизить численность населения планеты. Эти программы направлены на пропаганду бездетности, гедонизма, нетрадиционных сексуальных отношений, так называемых свободной любви и безопасного секса, иными словами — блуда, а также на то, чтобы представить аборт как естественное явление. Организации, выступающие за аборты, нередко финансируются такими программами. Очень важно, чтобы каждая женщина и девушка знала: аборт — это убийство. Хотелось бы, чтобы предельно ясная информация о том, что человеческая жизнь развивается с момента зачатия, была включена в программы общего образования и медицинского просвещения.

Нам нужно прямо говорить обо всем этом нашему народу. Не менее важно помогать будущим врачам осознать священную ценность жизни. Надо, чтобы обучение акушеров-гинекологов было направлено на то, чтобы они никогда не склоняли женщин к аборту и чтобы бесспорным ориентиром для них стала забота о благополучном исходе каждой беременности как для женщины, так и для ребенка.

Министерство здравоохранения готово поддерживать мероприятия, посвященные Всероссийскому дню трезвости (11 сентября), восстановленному в России в 2014 году Священным Синодом. Мероприятия в рамках этого праздника проходят в различных регионах. Так, в сентябре в парке «Сокольники» состоялась акция «Москва — трезвый город». Прошу Преосвященных викариев и отцов настоятелей включаться в эту деятельность и проводить на приходах соответствующие мероприятия согласно рекомендациям, разработанным в соответствующей комиссии при епархиальном совете.

Многие люди, в том числе в столице, зависимы от алкоголя или наркотиков. Им нужна помощь, в помощи нуждаются и их близкие. Наркоманию и алкоголизм важно не только лечить, но и предупреждать. Сегодня работает большое количество негосударственных структур, оказывающих помощь нарко- и алкозависимым. Важно обращать внимание на профессионализм сотрудников таких организаций, на их цели и задачи, искать пути взаимодействия с ними священнослужителей и целых приходов, организовывать реабилитацию зависимых людей при храмах и монастырях.

Важную часть церковно-общественной деятельности должны вести волонтерские организации — в том числе для разрешения проблем абортов, алкоголизма, наркомании, а также для помощи строительству новых храмов. В 2015 году активную деятельность в этих направлениях осуществляли уже упомянутые мною служба добровольцев «Милосердие», молодежное движение «Православные добровольцы», а также другие организации. Необходима активная поддержка московскими приходами в том числе социальной, духовно-просветительской и миссионерской деятельности этих организаций.

Активная христианская позиция в обществе — это наш долг, по заповеди Спасителя: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27).


 


 

Возлюбленные братья и чада! Уходящий год был временем нелегких испытаний для нашей Церкви, для всего православного народа. Но он же был и годом благости Божией, зачастую особо являемой именно в испытаниях. «Хвалимся и скорбями, — говорит святой апостол Павел, — зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5). Хотел бы поблагодарить сегодня Преосвященных викариев, всечестных отцов и матушек игумений, всех церковных тружеников града Москвы за усердное служение Господу, Церкви Христовой, за непрестанное свидетельство о вечной Евангельской Истине и о непреходящих ценностях Святого Православия. Ежедневный подвиг каждого делателя на ниве Божией является неоценимой помощью в Патриарших трудах и вкладом в общее дело всей Полноты церковной, «ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:4-5).

Немногие дни, отделяющие нас от светлого праздника Рождества по плоти Сына Божия, являются периодом сугубого духовного, молитвенного делания. Призываю всех вас в это время к сугубой молитве за московскую паству, за всю нашу многонациональную Церковь. «Возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 1:20-21). Аминь.




[1] Смотреть приложение I.1.


[2] Список пресвитерских хиротоний смотреть в приложении I.4.


[3] Список диаконских хиротоний смотреть в приложении I.5.


[4] 5 мая, 22 октября и 24 декабря – в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре, 13 июля – в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге.


[5] 17 февраля, 29 апреля, 25 июня, 9 сентября, 23 ноября и 9 декабря – в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.


[6] Дополнительно к документам, принятым в прошлых годах, в этом году были утверждены: типовое положение об организации учебного процесса в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви, примерный Учебный план по направлению подготовки «Теология» (для духовных учебных заведений — уровень бакалавриата) и график введения Учебного плана.


[7] Бийская, Вяземская, Рубцовская, Славгородская, Северобайкальская, Шадринская епархии.


[8] Список архиерейских хиротоний смотреть в приложении I.3.


[9] Список посещенных епархий смотреть в приложении I.2. В перечень и подсчет не включены два посещения Новодевичьего монастыря города Москвы, относящегося к каноническому подчинению епархии Московской области.


[10] Список освященных храмов смотреть в приложении I.6.


[11] Список освященных объектов смотреть в приложении I.7.


[12] Перечни по программе строительства храмов в Москве приведены в приложениях I.8 и I.9.


[13] Более подробную статистику смотреть в приложении на стр. 18.


[14] Справка об изменениях в законодательстве приведена в приложении I.10.



24.12.2015