В воскресенье 3 и 10 марта в группе воскресной школы для взрослых состоится разбор Великого покаянного Канона св. Андрея Критского, чтомого на первой седмице Великого поста.
Приглашаются все желающие.
В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского.
Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
В понедельник первой седмицы Великого поста
Во вторник первой седмицы Великого поста
В среду первой седмицы Великого поста
В четверг первой седмицы Великого поста
Великий покаянный Канон в русском переводе
Великий покаянный Канон - аудио (mp3)
Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши!"
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием.
События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия.
Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?
Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей.
Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души.
Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.
Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения.
Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… - мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке.
Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу.
Или другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему.
И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
Епископ Виссарион (Нечаев)
Толкования уроков покаяния
Предварительные замечания
Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрени в четверг пятой седмицы того же поста - полностью.
Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).
Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.
С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.
Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: "Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога". Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. "Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть" (Песнь 2).
От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: "Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою" (Песнь 6).
Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: "Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие" (Песнь 3). "Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога" (Песнь 5).
"Православие и Мир"
Приложение
Святой Андрей был родом из Дамаска.
Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн.
На 14-м году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освященного.
Прославившись здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.
В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность "питателя сирот."
При императоре Юстиниане II-м св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.
Скончался св. Андрей в 712 году.
Св. Андрей известен, как проповедник и церковный поэт.
Составив многие вдохновенные молитвы и песнопения, он написал и Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим постом.
Написал он также канон на Рождество Христово и другие, трипеснцы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие недели Ваий и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие.
Мария двенацати лет ушла из родительского дома в Александрии и, будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочной жизнью.
Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было не мало.
Через 17 лет такой жизни Мария осознала своё падение, когда, будучи в Иерусалиме удерживаемая невидимой силой, не могла войти в храм.
Поняв, почему она недостойна войти в храм, она тут же покаялась перед Богом и решила совершенно изменить свой образ жизни.
Из Иерусалима Мария удалилась в суровую и безлюдную иорданскую пустыню и там 48 лет провела в полном уединении, посте, молитве и слезах. Так она суровыми подвигами совершенно искоренила из себя всякие греховные пожелания, а сердце очистила так, что оно стало как бы живым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей.
Он был поражен её великой святостью и даром прозорливости.
Однажды он видел её во время молитвы парящую в воздухе, а в другой раз - переходящую по воде реку Иордан, как по суше.
Преподобная просила старца через год снова явиться в пустыне со Святыми Тайнами.
Старец в назначенное время пришел к ней и причастил преподобную Марию святых Тайн.
Придя в пустыню ещё через год, в надежде увидеть святую, он уже не застал её в живых.
Тогда он похоронил её там же в пустыне, в чем помог ему лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы.
Это было, приблизительно, в 521 году.
Так преподобная Мария, из великой грешницы, с Божией помощью стала величайшей святой и оставила всем людям пример покаяния.
Память её отмечается 1-го апреля и в 5-е воскресение Великого поста.
Лица и события Библейской истории, упоминаемые в Великом Каноне св. Андрея Критского
Адам и Ева
Каин и Авель
Ламех
Сиф, Енос, Енох и Ной
Потоп при Ное
Хам
Сим и Иафет
Столпотворение
Переселение Авраама в Ханаанскую землю...
Мелхиседек
Авраам и три странника
Содом
Агарь и Измаил
Исаак
Исав
Иаков
Рувим
Иосиф
Иов
Моисей
Фараон, Ианний и Иамврий
Чермное море
Вода из камня
Манна
Дафан и Авирон
Иисус Навин
Иордан
Офни и Финеес
Саул
Зан
Давид
Авессалом
Ахитофел
Соломон
Ровоам и Иеровоам
Ахаав
Пророк Илия
Пророк Елисей
Сонамитянка
Гиезий
Озия
Езекия
Манассия
Пророк Иеремия
Пророк Даниил
Пророк Иона
Ниневитяне
Ветхозаветное Писание
Новозаветное Писание
Вочеловечение
Волхвы, пастыри, младенцы, Симеон и Анна-
Иоанн Предтеча
Искушение в пустыне от диавола
Чудеса Христовы:
Брак в Кане Галилейской
Утопающий Петр
Исцеление прокаженных
Исцеление кровоточивой
Исцеление скорченной
Исцеление глухих и немых.
Исцеление слепых
Исцеление хромых
Исцеление расслабленнъих
Воскрешение умерших
Исцеление бесноватых
Нищие, мытари и грешники
Самарянка
Закхей, Симон-фарисей и блудница
Мытарь и фарисей по евангельской притче...
Пастырь и агнец
Драхма
Заблудший сын
Милосердый самарянин
Страшный Суд
Слезы Петра
Распятие и смерть Христова
Уверовавший разбойник
Чудесные знамения, последовавшие за распятием и смертью Иисуса Христа..
Угроза нераскаянным
01.03.2013