Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

С Рождеством Христовым!

07012013o.jpg

Откроем «Церковную историю» Евсевия Памфила, жившего в III—IV вв. по Р. X. Историк приводит текст послания, отправленного Авгарем (Абгаром V, он царствовал в сирийском городе Эдессе с 13 по 50 г.) Господу нашему Иисусу Христу: «Нет, кажется, ничего интереснее этих писем, полученных мной из архива и переведенных слово в слово с сирийского. Копия письма, написанного топархом Иисусу и отправленного в Иерусалим со скороходом Ананией: «Авгарь, сын Ухамы, топарх, шлет приветствие Иисусу, Спасителю благому, явившемуся в пределах Иеру- салимских… Ты, рассказывают, возвращаешь слепым зрение, хромым хождение, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов. Ты излечиваешь страдающих долгими болезнями и воскрешаешь мертвых. Слушал я все это о Тебе и усвоил умом одно из двух: или Ты Бог и, сойдя с неба, творишь такие чудеса, или Ты Сын Божий, творящий чудеса. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи… против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит». Вот что и как писал Авгарь… Ответ Иисуса топарху (Авгарю) через скорохода Ананию: «Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы не увидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь все, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой» [3, с. 41-42]. Далее Евсевий пишет: «Происходило все это в 340 году» (там же, с. 44).

Заметим, что письма датированы сирийцами по так называемой эре Селевкидов, которая начинается с 311 г. до н. э., — значит, в переводе на христианское летосчисление дата, приведенная Евсевием, — 29 г. по Р. X. «К этим письмам, — продолжает Евсевий Памфил, — присоединено было следующее, написанное тоже по-сирийски: «После вознесения Иисуса Иуда, прозванный Фомой, послал (к Авгарю) апостола Фаддея, одного из семидесяти… И Фаддей сказал: «Так как ты крепко уверовал в Пославшего меня, то я и послан к тебе…» Говорит ему Авгарь: «И я уверовал в Него и в Отца Его». И говорит Фаддей: «Поэтому во имя Его возлагаю на тебя руку мою». И как только он сказал это, так Авгарь исцелился от болезни и страданий своих… Фаддей исцелил многих… творил великие чудеса и проповедовал слово Божие. Потом Авгарь сказал: «Ты, Фаддей, делаешь все это силой Божией, и мы сами изумлены. И потому прошу тебя, расскажи мне о пришествии Иисуса, как оно произошло, о могуществе Его и о том, какой силой творил Он все, о чем я слышал».

Слова святого апостола Фаддея, исполненные силой Божией, обратили ко Христу жителей Эдессы. Приникнем и мы к духоносным словам — углубимся в Священное Писание и Священное Предание. «Если доискиваешься причины пришествия Христова, обратись к первой книге Писаний, — пишет святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. — Мир создан ради человека. Солнце сияет пресветлыми лучами, но оно получило бытие, чтобы светить человеку. И все животные созданы, чтобы нам служить. Травы и деревья сотворены для нашего наслаждения. Все создания прекрасны, но ни одно из них не есть Божий образ, кроме одного только человека». «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), — таинственно совещался в Самом Себе и с Самим Собою Бог-Троица перед сотворением человека, и был новосотворенный образ Божий — человек — премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения. И это лучшее из созданий, ликующее в раю, низринула оттуда дьявольская зависть… Впоследствии за великое лукавство людей землю наводнил потоп; за беззаконие содомлян сошел с неба огонь. Со временем Бог избрал израильтян для служения Ему; но и избранный народ развратился: когда Моисей предстоял Богу на горе, евреи вместо Бога поклонялись тельцу. После Моисея Господь посылал пророков уврачевать Израиль, но пророки не могли преодолеть недуга и оплакивали это: «Горе мне!.. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих. 7, 1—2). И еще: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13,3). «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4,2). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105,37), гадали по внутренностям птиц, чародействовали, волхвовали. «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (Амос. 2, 8). При законодателе Моисее, изрекшем: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), израильтянин, вошедши в блудилише, осмелился непотребствовать (Чис. 25, 8). Велика была язва на человечестве: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1, 6). Сетуя и скорбя, пророки говорили: «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» (Пс. 52, 7); «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном Человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя» (Пс. 79, 18-19); умоляли: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс. 143, 5), язвы человечества превышают наше врачебное пособие! «Разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили» (3Цар. 19, 10). Зло неисправимо в нас— Тебе нужно быть исправителем.

И Господь услышал моление пророков. Отец не презрел гибнущего рода человеческого, послал врачом с небес Сына Своего. Предвечное Слово — Сын Божий силой Своего творчества составил Себе плоть в утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству сделался сыном и по естеству человеческому. От Девы родился Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и не слитных естествах, Божественном и человеческом. Божественное естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, а человеческое естество, несмотря на свое не слитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Чтобы даровать всем людям спасение от власти греха и смерти, наш Спаситель Иисус Христос — а Иисус (по- еврейски Иешуа, сокращенное от Иегошуа) именно и означает «Спаситель»; Христос, как и еврейское Мессия (Машиах), значит «Помазанный» — облекся в тело, иначе — воплотился. Спаситель принял не только тело человеческое, но и все естество человека, то есть и тело, и душу, став полностью человеком, иначе говоря — вочеловечился. Но почему Господь наш Иисус Христос пришел во плоти и вочеловечился? Иначе Он был бы для нас недоступен, объясняет святитель Кирилл Иерусалимский. Мы не можем видеть Его таким, каков Он Сам в Себе, и Он вочеловечился, чтобы мы таким образом сподобились насладиться Им. Господь снисшел в огне на гору Синайскую, и народ не мог вынести этого и сказал пророку Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20, 19). И еще: «Есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня… и осталась жива?» (Втор. 5, 26). Если и услышав глас глаголющего Бога, можно умереть, то тем более увидев Его. Чему удивляться, когда сам пророк Моисей сказал: «Я в страхе и трепете» (Евр. 12, 21)? Разве мог пришедший для спасения стать причиной гибели, потому что невыносимо было бы для людей Его пришествие? Пророк Даниил не вынес явления Ангела; а ты стерпишь лицезрение Владыки Ангелов? — спрашивает святитель Кирилл. Явился Архангел Гавриил, и пророк Даниил упал ниц. И каков был явившийся, в каком пред- стал образе? Лицо его было как молния, а не как солнце; очи же его как светильники огненные, а не как печь огненная; глас словес его как глас народа (Дан. 10, 6), а не как глас двадцати легионов Ангелов. Однако же пророк пал на землю и при всем этом ничего не отвечал, пока не прикоснулось к нему подобие руки человеческой (Дан. 10, 10), и лишь когда явившийся принял человеческий облик, Даниил заговорил. И что же сказал? «От этого видения внутренности мои повернулись во мне… во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» (Дан. 10,16-17). Если явившийся Архангел отнял у пророка голос и силу, то явление Бога оставит ли дыхание? Итак, поскольку была опытно доказана немощь наша, Господь воспринял на Себя то, чего требовал человек.

Христос пришел, чтобы креститься и освятить Крещение; пришел, чтобы сотворить чудеса, ходя по водам моря; и поскольку прежде пришествия Его во плоти, когда «вышел Израиль из Египта... море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс. 113, 1, 3), то Господь принял на Себя Тело, чтобы море, увидев, удержалось и Иордан принял Его небоязненно. Вот одна причина, но есть и другая. Через деву Еву вошла смерть; надлежало через Деву же, а лучше сказать, от Девы явиться Жизни, чтобы как ту обольстил змий, так Сей благовестил Архангел Гавриил. Люди, оставив Бога, сделали себе человекообразные изваяния. Поэтому, когда ложно стали поклоняться человекообразному как Богу, Бог действительно сделался человеком, чтобы истребить ложь. Диавол, как орудием, воспользовался против нас плотью; и, зная это, апостол Павел говорит: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 23). Поэтому, каким оружием поборол нас диавол, тем же самым мы спасены. Подобное нам воспринял от нас Господь, чтобы спасти человечество, воспринял подобное нам, чтобы оскудевшему дать большую благодать и чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом.

Исследуем Писание и увидим точные указания на время и место пришествия Господня. Вот пророчество ветхозаветного патриарха Иакова, сказанное Иуде, сыну своему: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не при- идет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49,10). Итак, пророк указал признак пришествия Христова — конец собственного правления у иудеев. Это предсказание всегда понималось в том смысле, что Примиритель, то есть Спаситель, придет тогда, когда завершится род царей из колена Иудина. А так как Ирод был первым царем в Иудее из иноплеменников (идумеян), то со времени воцарения Ирода еврейский народ ожидал Мессию. И действительно, именно в царствование Ирода родился Иисус Христос. Добавим, что на 12-м году земной жизни Спасителя иудейский царь Архелай был свержен с престола и изгнан, иудейское царство кончилось — стало частью сирийской провинции; не только «законодатель отошел от чресл Иуды», но и скипетр. Относительно времени пришествия Мессии, кроме пророчества Иакова, известно свидетельство пророка Даниила, получившего откровение в Вавилонском плену (VI в. до Р. X.): «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; a город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет» (Дан. 9,25-26). Пророчество исполнилось: Мессию распяли в 30 г. первого столетия, гнев Божий излился на Иерусалим в 70-х гг. Иерусалим был разрушен римскими легионами, жители по большей части истреблены. Иосиф Флавий пишет, что один миллион сто тысяч евреев умерли или были убиты. Иерусалимский храм был не просто осквернен, он перестал существовать, и погибли все ветхозаветные священники. Действенность и жизненность Ветхого Завета были утрачены, когда Агнец Божий был принесен в жертву на Голгофе, но еще сорок лет продолжала существовать его внешняя оболочка. В 70 г. по Р. X. с падением Ие- русалима погибла и она.

«Поищем еще яснейшего указания времен пришествия, — говорит святитель Кирилл Иерусалимский, — потому что человек с трудом уверяется и, если не будут ясно вычислены самые годы, не верит тому, что говорят ему». Архангел, беседующий с Даниилом, говорит: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины». Шестьдесят девять седмин лет составляет 483 года. Дарий Мидянин (святитель Кирилл, вероятно, говорит о Дарии Гистаспе, или Истаспе) восстановил Иерусалим в восьмой год своего царствования и в первый год 66-й греческой олимпиады (олимпийские состязания происходили раз в четыре года и являлись календарной вехой, так как после четырех лет из часов, остающихся от каждого года, составляется целый день). Ирод воцарился в четвертый год 186-й олимпиады. А от 66-й до 186-й включительно 120 олимпиад, то есть 480 лет; оставшиеся три года заключаются именно в промежутке от первого до четвертого года. Седмина, или «шабуа», в дословном переводе означает «седмеричное время», то есть период времени, состоящий из семи равных частей. Понимать под седминой период времени в одну неделю было бы неправильно, так как сам пророк Даниил называет недели не просто седминами, а «седмицами дней» (Дан. 10, 2). Невозможно считать седминой и период времени в один месяц, так как 490 месяцев (41 год) слишком мало для событий, описанных в последних стихах (построение города, его разрушение, разрушение храма и т. д.). Остается, таким образом, единственно возможное понимание седмин как периодов времени в семь лет. В 25-м стихе откровения Даниилу начало периода седмин определяется «повелением о восстановлении Иерусалима». Откровение о седминах относится ко времени Вавилонского плена. После падения Вавилонского царства было издано несколько указов, которые могут быть истолкованы как «повеление о восстановлении». В первом из них, изданном Киром, дается разрешение на постройку храма, но ничего не говорится о восстановлении разрушенного Иерусалима. Второй указ, Дария Гистаспа, повторяет указ Кира. Третий был дан священнику Ездре, предводительствовавшему евреями- переселенцами в 7-м году царствования Артаксеркса Долгорукого. «И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то по воле Бога вашего делайте» (1Езд. 7,18); Ездра воспользовался этим разрешением и приступил к восстановлению Иерусалима, как о том свидетельствует Неемия (Неем. 1, 3). Таким образом, началом периода седмин можно считать седьмой год царствования Артаксеркса, как год, в котором дано разрешение строить Иерусалим. В каком году вступил на престол Артаксеркс Долгорукий? Это можно определить с помощью Канона царей, или царств, Птоломея, греческого географа и астронома, жившего во II в. по Р. X. В этом каноне даны таблицы ассирийских, мидийских, персидских, греческих и римских царей начиная с Набонассара; при имени каждого царя указано, сколько он царствовал, и сколько лет прошло до последнего года его правления от первого года Набонассара. Все хронологи согласны, что первый год Набонассара начинается с 26 февраля 747 года до Р. X. по Дионисиевскому счету (в 525 г. Дионисий Малый положил основание нашему исчислению времени от Рождества Христова). Известно также, что египетский год, положенный в основу хронологии Птоломея, имеет 365 дней. Зная это, легко определить и время царствования Артаксеркса: в каноне значится, что Артаксеркс вступил на престол в 283 г. и царствовал 41 год — по нашему летосчислению вступил на престол около 18 декабря 464 г. до Р. X., а 7-й год его царствования продолжался до конца 458 г. Принимая во внимание, что Дионисий считал 754 г. от основания Рима годом рождения Иисуса Христа, следует признать, что 7-й год царствования Артаксеркса, то есть начало Данииловых седмин, был 296-м (754 — 458 = 296) годом от основания Рима. Конец первых 69 седмин ясно указан в пророчестве Даниила: до Христа Владыки, то есть до явления Христа, должно пройти 483 года, начиная с 296 года от основания Рима. Складывая 296 и 483, узнаем, что конец 69 седмин и, следовательно, явление Христа должно было последовать в 779-м году от основания Рима. Святой евангелист Лука удостоверяет, что явление Иоанна Крестителя на проповедь последовало в 15-й год правления Тиберия кесаря (Лк. 3, 1), то есть в 779-м году от основания Рима, — в том самом году, как было объявлено Архангелом Даниилу.

Святитель Кирилл Иерусалимский, используя в своих расчетах древнегреческое исчисление времени по олимпиадам, приходит ко времени воцарения иноплеменника Ирода. Те же расчеты, но проверенные по Канону царей, приводят нас к году Крещения Иисуса Христа на Иордане. Если же считать седмины от указа Артаксеркса Неемии, то получим время Входа Господня в Иерусалим накануне страдания на Кресте. Совершенно неоспорим тот факт, что Спаситель родился во время правления Иудеей Ирода; что, считая 483 года от указа Артаксеркса Ездре, мы получим год явления Господа нашего Иисуса Христа на Иордане, а считая те же годы от декрета Артаксеркса Неемии — год крестной смерти и Воскресения Спасителя. Какой бы из годов мы ни приняли за точку отсчета, все три главных части пророчества безусловно исполняются: по истечении 69 седмин от повеления о восстановлении Иерусалима является Мессия, Его предают смерти, а после Воскресения, по прошествии времени, приходит иноплеменный завоеватель, который разрушает Иерусалим и храм.

О месте обетования говорит пророк Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5,2). И действительно, «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2, 1). Именно Вифлеем — «дом хлеба» — стал местом рождения Того, Кто, по толкованию святых отцов, являет собою Хлеб Жизни.

Поговорим еще немного о времени, а также обстоятельствах, связанных с Рождеством Христовым. В прошлом веке подверглись критике слова апостола и евангелиста Луки относительно событий, сопутствовавших Рождеству Христову, — усомнились в словах Евангелия: «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2, 2-3). Но потому и пошел Иосиф с Пресвятой Девой Марией из галилейского города Назарета в иудейский город Вифлеем, что именно таков был тогда в Римской империи порядок проведения переписи населения. Об этом говорит папирус тех лет (датируемый I в. по Р. X.), не так давно найденный в Египте: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живет вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьей зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им». Иосиф был из дома и рода Давидова, и, согласно требованиям римского указа, ему пришлось накануне рождения Спасителя со всей семьей пройти путь в 160 км из Назарета в Вифлеем. Тем самым исполнилось древнейшее пророчество.

Но Дионисий Малый, полагая основание нашему времяисчислению, производил в VI веке обратный отсчет по упрощенному 19-летнему циклу александрийской пасхалии и поэтому допустил ошибку, считая годом рождения Иисуса Христа 754 г. от основания Рима. Как пишет авторитетный историк древней Церкви В. В. Болотов, «наше летосчисление не отвечает действительному, а идет на несколько лет (лет на 5-6) впереди». Поэтому у нас не вызовет удивления утверждение апостола Луки, что Спаситель родился во время первого правления Квириния Сирией, в то время как мы знаем, что Квириний был правителем Сирии в 7 г. до Р. X., как об этом говорится в надписи, обнаруженной в Антиохии. После этого открытия мы можем думать, что он занимал пост дважды — вначале в 7 г. до Р. X. (747-й год от основания Рима), а затем в 6 году по Р. X. (эту дату упоминает Иосиф Флавий). О переписи в Иудее, производившейся при Августе, Тертуллиан упоминает как об общеизвестном факте, она приходится именно на 744-748-й годы от основания Рима. Астрономам известно, что на 6 год до Р. X. приходится сближение Юпитера и Сатурна, которое можно было наблюдать в восточной стороне неба на территории Персии. «Кеплер присовокупляет, что вблизи Юпитера и Сатурна в то время находился еще и Марс и что действительно неопытным или, вернее, не учено-астрономическим глазом все эти три планеты могли быть приняты за одну необычайную звезду. Различные комбинации этих планет, имевшие место в течение некоторого времени… могли казаться движением одной необычайной звезды, и именно с востока на юг, то есть по тому направлению, по которому пришли в Иерусалим восточные мудрецы». Отцы и учители Церкви видели в евангельской звезде непосредственное божественное знамение: так, святители Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский полагали, что это была умная (бесплотная) сила — Ангел в образе звезды, указавшей язычникам путь ко Христу. Эти, казалось бы, противоречивые суждения легко соединяются, если считать, что необычное расположение планет или явление новой звезды подвигло волхвов пойти из Персии в Иерусалим, а непосредственно к месту Рождества Христова их привел Ангел в образе звезды. Так, в Евангелии от Матфея говорится, что волхвы «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2,2) — то есть вначале, в Персии, видели звезду, а потом пошли за ней в сторону Иерусалима, чтобы поклониться Мессии. Из дальнейшего повествования ясно, что волхвы узнали о Вифлееме как о городе, в котором родился Христос, только непосредственно в Иерусалиме (Мф. 2,3-8). Далее написано, что звезда «шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2, 9), то есть точное место, где в яслях лежал Спаситель, было показано волхвам только в окрестностях Вифлеема. Остановиться над вертепом Рождества мог лишь Ангел в образе звезды.

Так как история не сохранила точных указаний на год переписи, которая была в год Рождества Христова, ее даты, нам приходится опираться в своих расчетах на косвенные данные. Пленник императора Веспасиана историк Иосиф Флавий оставил ценные свидетельства о царствовании Ирода. По Флавию, в год смерти Ирода — 750-й от основания Рима — было лунное затмение, которое произвело сильное впечатление на современников; астрономы подтверждают, что оно было видно в Иерусалиме. Из Евангелия мы знаем, что смерти Ирода предшествовало избиение вифлеемских младенцев, имевших от роду два года и меньше (когда Ирод умер, Спасителю нашему было уже более двух лет). Таким образом, по всей совокупности имеющихся в нашем распоряжении сведений можно утверждать, что Иисус Христос родился до 750-го года, может быть, в 748-м году и даже ранее, в 747-м году от основания Рима.

Сейчас на том месте, где родился Господь наш Иисус Христос, высится величественный храм в виде креста, построенный равноапостольной царицей Еленой в IV в. по Р. X. Над самой пещерой Рождества Христова находится главный алтарь Вифлеемского храма. С двух сторон алтаря паломники сходят по 15 мраморным ступеням в подземную церковь и с благоговением прикладываются к освещенной лампадами серебряной звезде. Звезда указывает на место рождения нашего Искупителя; она расположена в углублении, над которым находятся помост вертепа Рождества, освещенный шестнадцатью богатыми лампадами, и мраморная доска, которая служит престолом для совершения Божественной литургии. «Очистим чувствия и узрим». Очистим наш ум и уразумеем великую тайну Рождества Христова; очистим наше сердце и насладимся Его радостью. О беспредельная радость, простирающаяся от неба до земли, радость сладостная и восхитительная! В то время, когда спали люди, ангельский мир, непрестанно славящий Бога, с благоговейным трепетом взирал на совершавшееся на земле величайшее чудо. «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2,11). От кого приходит и как приходит Христос? Говорит пророк Исайя: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14). Святитель Кирилл Иерусалимский пишет, что «женский род обязан был благодарностию мужам, потому что Ева получила бытие от Адама, не матерью будучи зачата, но как бы родившись от одного мужа. Поэтому Мария воздала долг благодарности, родив не от мужа, но одна пренепорочно от Святого Духа Божиею силой». Каково было обручение Святой Невесты Девы? «И обручу Тебя Мне в верности» (Ос. 2, 20). «Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1,45). Дева спросила Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 34-35). По толкованию святых отцов, здесь силой названо Слово — Слово Божие есть вместе и Сила Божия, и Премудрость Божия. Дух Святый снизошел на чистую Деву и еще Ее очистил. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, получивший от действия в нем Святого Духа способность и достоинство принять в Себя Бога Слово, снизошло Слово — Бог, сделалось во утробе Девы и семенем, и плодом, вочеловечилось. По объяснению преподобного Григория Синаита, Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самим существом Своим. Святые, хотя и становятся по действию в них Святого Духа причастниками Божественного естества и обителями Триипостасного Бога, но совершенно иным образом, нежели Богоматерь, которая одна приняла в Себя Бога Слово для Его вочеловечения. Такое принятие в Себя Бога очевидно исключительно, беспримерно, недоступно ни святым, ни Ангелам, а одной Богоматери. Как Богочеловек для спасающихся заменил Собой Адама и сделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них Собой Еву, сделалась их Матерью. Как Богочеловек — Царь Небесный, Царь всех людей и Ангелов, так Богоматерь — Царица Небесная, Царица и людей, и Ангелов. Родившийся от Марии Богочеловек сделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девой. Бог и Творец Девы сделался Ее Сыном, пребывая Ее Богом и Творцом; сделавшись Ее Сыном, Он сделался Ее Искупителем и Спасителем.

Для желающих услышать поэтическое свидетельство о Богоматери приведем слова, приписываемые Ее современнику — святому Дионисию Ареопагиту, тому самому знаменитому ученому афинянину, кто обращен в христианство святым апостолом Павлом. По древнему сказанию, Ареопагит посетил Богоматерь, после Вознесения Господа жившую в Иерусалиме в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Выписываем из богатого литературным пафосом письма святого Дионисия к апостолу Павлу: «Исповедую пред всемогуществом Божиим, пред благодатью Спасителя и пред славною честию Девы, Матери Его, что когда я был введен пред лице богообразное Пресвятейшей Девы Иоанном, главою евангелистов и пророков, который, жительствуя во плоти, сияет как солнце на небеси, то облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но еще более просветившее внутри, и исполнился я такого предивного и разнообразного благоухания, что ни немощное мое тело, ни дух не возмогли понести таковых и толиких знамений и начатков вечного блаженства и славы: изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее Божественной славы и благодати».

Православный еженедельник «Никольский Благовест»
№ 39(89), 6 января 2002 г.

07.01.2013