20–24 сентября в Москве в рамках празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон состоялись юбилейные торжества, ставшие кульминационным событием юбилейного 2016 года.
Настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря Игумения Мария(Солодовникова) также приняла участие в праздничных богослужениях и собраниях посвященных 100-летию присутствия русских монахов на Святой Горе.
Торжества объединили в себе Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, научную конференцию «Русь и Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», прошедшую в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выставку архивных материалов «Русь и Афон» и праздничный концерт духовных произведений «Пристань спасения».
Историческим событием, вошедшим в юбилейные торжества, стало принесение ковчега со святой главой преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви, приуроченное к 150-летию со дня рождения святого. Пребывание святыни в Москве во время юбилейных торжеств, Патриаршие богослужения при встрече и проводах святой главы придали особую значимость празднованию, стали видимым свидетельством благословения Святой Горы и живой связи святогорских традиций с устроением и развитием монашеской жизни в Русской Церкви.
Особенный характер торжеств был связан с участием более 600 монашествующих: преосвященных архиереев, архимандритов и игуменов, игумений монастырей из 192 епархий России, ближнего и дальнего зарубежья. Почетными гостями юбилейных торжеств стали архиереи, архимандриты, игумены и игумении, представители Святой Горы Афон и братских Поместных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви в Америке. Отдельную категорию слушателей составили представители научного сообщества, преподаватели и студенты духовных учебных заведений (более 800 участников).
В течение двух дней заседаний Собрания, проходившего в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, было заслушано 11 докладов о значении традиций Святой Горы в становлении монашества на Руси, о преемстве древних монашеских традиций в современных монастырях. Особое внимание было уделено темам созидания единства братства и послушания как основы духовного возрастания.
Важнейшее значение для всех участников имело то, что Собрание проходило под председательством Первосвятителя Русской Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавившего открытие юбилейных торжеств и Собрание игуменов и игумений монастырей.
Его Святейшество в своем слове отметил благотворное воздействие на устроение внутренней жизни в монастырях, которое оказывают совместные встречи монашествующих, а также высокое значение духовной силы монастырей, способность преображать мир силой молитвы, аскетического подвига и благодатного духа любви и единства во Христе.
В тот же день на пленарном заседании выступавшие в своих докладах осветили разные аспекты влияния святогорских традиций на монашескую жизнь в прошлом и настоящем. Вниманию участников были предложены следующие темы докладов: «История святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свято-Пантелеимоновом монастыре» (иеромонах Кирион (Ольховик)); «Актуальность святогорских традиций в современной монашеской жизни» (митрополит Лимассольский Афанасий); «Передача святогорских традиций через монастыри Крыма в XIV веке на Святую Русь» (архимандрит Калинник (Чернышов), игумен Климентова Инкерманского монастыря Симферопольской епархии).
На секции «Игумен и формирование духовного единства братства» прозвучали доклады митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия «Трудности духовного руководства, опасности лжестарчества и пути их преодоления»; епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата, «Значение игумена в духовном становлении новоначальной братии»; архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон, «Как созидается единство братства: возможные препятствия и их преодоление».
23 сентября 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве работа Собрания игуменов игумений Русской Православной Церкви началась с докладов секции «Послушание как основа духовного возрастания братства». Собрание проходило в рамках празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон.
Архимандрит Мефодий, игумен афонского монастыря Хиландар, в своем докладе «Откровение помыслов как фундамент послушания» раскрыл содержание практики духовного руководства, существовавшей со времени основания монашества. Ее необходимость всегда глубоко осознавали на Афоне. По словам архимандрита Мефодия, в монастыре Хиландар и сегодня строго соблюдается завет основателя обители святого Саввы Сербского ― открывать помыслы игумену. Связь откровения помыслов и послушания игумену является основой единомыслия и единодушия братии.
О том, что добродетель послушания есть основа единства братства, говорил в своем выступлении и игумен Кронид (Карев), настоятель Спасо-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря. В докладе «Послушание как добродетель и как служение: приоритеты, взаимосвязь» отец Кронид назвал доверие и взаимную ответственность необходимыми составляющими духовного возрастания братии. Разделение игуменской административной и духовнической власти в монастыре докладчик обозначил как препятствие для развития духовной жизни общины.
Игумения Мария (Воробьева), настоятельница Пермского Успенского женского монастыря, в докладе «Основные трудности усвоения добродетели послушания в современной монашеской жизни: причины, пути преодоления» описала духовное состояние молодых людей, приходящих в монастырь сегодня. Желая чистоты и святости, они часто имеют лишь романтические представления о монашестве, не желая трудиться над возделыванием своих душ. Игумения Мария уделила особое внимание необходимости духовного воспитания новоначальных сестер, пришедших из мира с искаженными не только духовными, но и нравственными понятиями о добре и зле, достоинстве и гордости.
Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий в своем выступлении поделился с участниками собрания личным опытом приобретения добродетели послушания. «Благодатный дар послушания» (так назывался доклад епископа Дионисия), по свидетельству владыки, уже в земной жизни может принести свои плоды, если воспринять подлинный его смысл. Епископ Дионисий дал несколько советов тем игуменам, которые, не имея, в силу объективных причин, достаточного опыта послушания, были поставлены руководить братией.
Важное место в собрании игуменов и игумений заняло обсуждение проекта «Концепции разработки и принятия уставов внутренней жизни в монастырях Русской Православной Церкви», подготовленной в рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих. Были обозначены некоторые задачи, которые предстоит решить в дальнейшей работе по документу.
В завершение участники выразили сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за первосвятительское благословение на проведение юбилейных торжеств и Собрания, личное участие, живое отеческое слово, мудрые и исполненные любви советы и наставления.
Участники юбилейных торжеств также выразили благодарность организаторам и всем выступавшим за содержательные доклады и плодотворное обсуждение актуальных вопросов внутренней жизни монастырей.
В докладах собрания были выделены основные векторы жизни монастыря, определяющие его путь развития, внутреннее устроение и духовную атмосферу.
· Святейший Владыка подчеркнул приоритетное значение богослужения, основного стержня монастырской жизни, определяющего как общий ритм братства, так и ежедневный распорядок каждого монашествующего в обители. Любовь к богослужению, к молитве является основным показателем правильного устроения жизни монаха. Именно через богослужение, через литургическое соединение со Христом возможно истинное осознание и осмысление всех внешних задач и обстоятельств, возникающих в жизни монастыря и каждого его насельника. Пренебрежение богослужебной жизнью ведет к необратимым разрушительным последствиям для духовной жизни.
· Духовный авторитет игумена, основанный на его подвиге подражания Пастырю Доброму – Христу – в смирении, терпении и любви к братии, духовной мудрости, отеческой заботе и личностном подходе к каждому, является «великой скрепой» – связующей силой монашеского братства. Чтобы быть способным вести братию по пути спасения, игумен должен быть первенствующим в молитве, аскетическом делании и во всех монашеских добродетелях, являя собой пример неугасающей ревности и пламенной молитвы. Важное значение имеет простой образ жизни игумена, не отличающийся радикально от образа жизни всей братии.
· Главной обязанностью игумена/игумении является духовное руководство братией/сестрами, в котором первое место занимает послушание, основанное на доверии, выражаемом через откровение помыслов. Исповедание помыслов и духовное руководство, осуществляемое таким образом, имеет характер святого таинства, что означает не просто отношения двух человеческих личностей – духовного руководителя и ученика, – но присутствие и действие Святого Духа. Изучение и осмысление живого многовекового опыта Святой Горы в прохождении духовного руководства и практики откровения помыслов может оказать значительную поддержку современным монастырям.
· Послушание – это прежде всего акт свободного выбора послушника, полностью вверяющего себя Богу и через послушание духовному отцу исполняющему волю Божию. Также послушание – это дар Божественной благодати, подаваемый послушнику, пребывающему в постоянном подвиге самоотречения и отсечения своей воли. Расположить братию к послушанию возможно только любовью, молитвой и личным примером.
· Положительным фактором в духовном руководстве для игумена/игумении, особенно в многочисленных обителях, может стать помощь духовника, а также опытных в духовной жизни монахов и монахинь, пребывающих в согласии с игуменом/игуменией и подчинении игумену/игумении. При этом общая ответственность за духовное состояние братства лежит на игумене/игумении. В особенном внимании, терпении и поддержке со стороны игумена нуждается новоначальная братия в болезненный период внутреннего становления и отречения от мирских привычек и греховных навыков.
· Для успешного духовного руководства и во избежание ложного старчества игумен/игумения должны быть сами причастны к святоотеческой церковной традиции, иметь личный опыт жизни в духовном послушании, постоянно изучать и сверять свою жизнь со святоотеческим учением и церковными канонами.
· Важное значение для ограждения обителей от духовных нестроений и уклонений является отеческое участие епископа, с архипастырской любовью и заботой относящегося к монастырям и монашествующим.
· Дух отречения от мира является неотъемлемым условием благоприятного духовного устроения братства. При множестве мирских соблазнов, проникающих через монастырские стены, монашествующим следует воздерживаться от излишних контактов с миром, выходов за ограду обители без крайней необходимости, использования современных средств связи и интернета по личному желанию, чтобы дух обмирщения не исказил сущность монашеского делания.
23.09.2016