Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
  • Главная
  • Новости
  • Игумения Мария с сестрами монастыря приняла участие в работе секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» в рамках XXII Международных образовательных Рождественских чтений

Игумения Мария с сестрами монастыря приняла участие в работе секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» в рамках XXII Международных образовательных Рождественских чтений

monasterium.ru-rgh2014_41.jpg
0HV_6002.JPG

28 и 29 января в Московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре состоялась работа секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» − одного из направлений XXII Международных образовательных Рождественских чтений. В работе данной секции приняли участие настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря игумения Мария с сестрами.

В актовом зале Сретенской семинарии собрались более 150 участников − архиереи Русской Православной Церкви, наместники, игумены и игумении, насельники столичных и епархиальных обителей, а также гости Чтений, прибывшие из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании. Утреннее пленарное заседание открыл Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ).

В Президиуме находились митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и куратор данного заседания игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.

В первой части заседания вниманию присутствующих были предложены три доклада:
«Традиция исихазма и ее значение для современного монашества» − митрополита Самтависского и Горийского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь);
«Истоки киновиальной жизни − общежития древних отцов (прп. Пахомий Великий, Савва Освященный, Феодор Студит, Афанасий Афонский)» − архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон);
«Значение опыта Богопознания для современного монашества» − иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания.

Первый же доклад задал высокую планку в понимании сущности подвига монашеской жизни. Исихазм как предмет богословских размышлений Высокопреосвященного владыки Андрея был представлен им в качестве основополагающей традиции, самой сути восточно-православного монашества и главного пути богоискания и богопознания. «Думается, что не надо связывать исихазм только с видом молитвенной техники или лишь некоторыми именами святых отцов, а принять его как общемонашеское делание, святое и древнее предание монашества Православной Церкви, наиважнейшее и необходимое сегодня современному монашеству», − сказал докладчик. В связи с этим уместно включить в русло этого предания и таких более близких нам по времени делателей монашеского подвига как прп. Паисий (Величковский), свт. Игнатий (Брянчанинов), красноречивые цитаты из трудов и наставлений которых привел в своем докладе владыка. Как доказательство непрерывности традиций исихазма, в заключение своего доклада Его Высокопреосвященство вспомнил великих подвижников новейшего времени, живыми духовными нитями связанных с преданием, хранимым Святой Горой Афон – архимандрита Емилиана (Вафидиса) и архимандрита Софрония (Сахарова). «Исихазм сегодня имеет особое значение для современных монахов, как путь трудный, но безошибочно ведущий ко Христу, к любви ближнего, к познанию окружающего нас мира и гармонии с ним», − заключил митрополит Андрей, подчеркнув при этом, что в монастырях нужно создавать условия для правильного духовного возрастания.

Фундаментальный доклад настоятеля афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елисея, как и ожидалось, дал слушателям возможность прикоснуться к живой святоотеческой традиции, которая, по Божией милости, хранима Святой Горой несмотря на любые трудности и периоды испытаний. Докладчик предложил аудитории осмыслить двенадцать основополагающих начал монашеской жизни – духовных составляющих, в совокупности дающих совершенную полноту осуществления идеала человеческой жизни в непрерывном богообщении.

В своем выступлении отец архимандрит часто обращался к опыту и наставлениям великого афонского старца Емилиана (Вафидиса), настоятеля монастыря Симонопетра с 1973 по 2000 г. «Монастырь – шатер Бога, населенный человеками, здесь всё уготовано для осуществления брака Бога и человека», – говорил геронда Емилиан. Главной задачей при этом является претворение в жизнь некоего синтеза общежития (как важнейшего условия осуществления заповеди любви) и − личного духовного возрастания. «Исихия в общежительном монастыре» − так можно было бы определить основную мысль докладчика, с одной стороны, признающего идеальность этого положения, с другой – убежденного в необходимости усилий и трудов по его достижению. Важно, что основной движущей силой этого архимандрит Елисей считает личный пример духовного отца братства – того, кто несет самое высокое и самое тяжелое послушание: быть для братии образом Христа.

В продолжение выступления архимандрита Елисея, основная мысль доклада иеромонаха Николая (Сахарова) заключалась в том, что духовный отец, наставник, старец сам прежде всего должен являть собой образец Христовой любви – благодаря этому выстраивается вся внешняя и внутренняя жизнь монашествующих. Послушание истинно и плодотворно, только когда оно основано на любви, уважении и благоговении. Там, где всему предшествует любовь, − и строгость не воспринимается как насилие. По окончании этого доклада возникла небольшая дискуссии по поводу того, что не всегда духовный и интеллектуальный уровень окормляемых позволяет вести с ними диалог только с позиций любви. Отвечая на данное замечание, отец Николай подчеркнул, что настаивает на тесной связи духовного состояния любого из монашествующих с той мерой любви и доверия, какую дарит ему общение с духовным отцом и наставником. Сам он обладает в этом плане уникальным бесценным опытом, поскольку ему довелось в течение нескольких лет окормляться у архимандрита Софрония (Сахарова) в созданном им Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе и, таким образом, он имел возможность приобщиться к наследию преподобного Силуана Афонского, являвшегося духовным отцом архимандрита Софрония.

29 января, в Сретенском ставропигиальном монастыре состоялся круглый стол на тему «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций». Заседание проходило под председательством архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (РПЦЗ), куратор – игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы. Президиум составили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и ответственный секретарь – заместитель председателя Отдела игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.

Первое выступление было посвящено сербским подвижникам – носителям традиции исихазма. Докладчик − архимандрит Кирилл (Бойович), Цетинский мужской монастырь (Сербская Православная церковь, Черногорско-Приморская митрополия). В своем докладе архимандрит Кирилл представил историческую ретроспективу опыта духовного делания в Сербии, раскрыл изначальные тесные связи сербских подвижников с наследием раннехристианского монашества, богоносных афонских старцев, русского старчества XVIII−XIX вв.

Доклад игумении Мелании, настоятельницы монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция, Салоники) «Наследие древних отцов и современный опыт делания умной молитвы» произвел большое впечатление проникнутым любовью рассказом о становлении и росте обители в Панораме, о духовном окормлении сестричества святогорским старцем Георгием (Кавсанисом) и игуменией старицей Февронией. Многие из их поучений достойны того, чтобы донести их до возможно большего числа монашествующих: «Теснота кельи означает простор и удобство в Раю. Если наша душа исполнится Христом, мы не будем испытывать нужду видеть солнечный свет, потому что "солнце" будет внутри нас. Только бы вытерпеть, вытерпеть до конца, чтобы насладиться свободой во Христе...», «Хороши благотворительные деяния, хорошо и служение ближнему, хороша и любовь, но цель монаха в стяжании святости и в том, чтобы удерживать на своих четках небеса и предотвращать гнев Божий. Монах своим особым образом должен сделаться солью мира, чтобы избавить его от греховного тлена».

Открывая этот круглый стол, Высокопреосвященный владыка Марк заметил, что распространенные высказывания об отсутствии ныне старцев, воплощающих идеал высокой духовности, не следует принимать как безоговорочную правду, поскольку сегодня мы зачастую не знаем и своих ближайших соседей. Действительно, ведь и в не столь отдаленные времена многие не подозревали о существовании наших дорогих соотечественников − прозорливых подвижников, светочей монашеского делания.

Выступления на круглом столе архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря («Псково-Печерские старцы и духовное преемство»), игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря («Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры») и игумении Магдалины (Полын), настоятельницы Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге («Игумении-старицы Свято-Троице-Сергиевой Рижской обители») объединило стремление воссоздать и сохранить примеры высокого монашеского служения в России советской эпохи. Это служение оказалось возможным благодаря силе веры и силе духа таких замечательных личностей, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Серафим (Шинкарев), игумения Магдалина (Жегалова) и других «проводников воли Божией», как сказала о них игумения Сергия.

В ходе заседания в президиум неоднократно поступали вопросы из зала. Интересовала практика келейной молитвы в обители, возможность личного общения насельников монастыря с игуменом (игуменией), проблема преодоления монашеского «выгорания», прием в монастырь людей с душевными заболеваниями. Греческие гости охотно делились своим опытом. В их ответах прослеживался главный принцип: при соблюдении разумного уставного порядка, − всегда на первом месте должен быть индивидуальный подход к душе каждого вверенного игумену или игумении брата или сестры.

По материалам сайта monasterium.ru


30.01.2014