Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
  • Главная
  • Статьи
  • "Стояние Марии Египетской". Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста.

"Стояние Марии Египетской". Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста.

  Мариино стояние – так называется утреня четверга пятой седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Именно во время этой службы один раз в году полностью прочитывается, Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в начале Великого поста (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста), а также читается житие прп. Марии Египетской. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни. Эта служба установлена со времен VI Вселенского Собора (681 год). В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров.

  Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. Память святой Марии чтится 14 апреля, в воскресенье и четверг 5-й седмицы Великого Поста.

  Преподобная Мария Египетская жила в середине V века. Когда ей исполнилось 12 лет, она ушла из своего дома в Александрии, без родительского надзора и полностью свободная она ведет порочную жизнь. На пути было немало соблазнов, а уберечь от них ее было некому. Так и прожила она 17 лет, но пути Господни неисповедимы и Он обратил Марию к покаянию. 

  Произошло это следующим образом. Как то Мария попала на корабль с паломниками, которые плыли в Иерусалим. На корабле она продолжала вести себя неподобающим образом. Приплыв на Святую Землю паломники отправились в храм Воскресения Христова, к ним присоединилась и Мария. Все люди входили в храм, а Мария никак не могла, будто что – то останавливало ее, какая – то невидимая сила ее не пускала внутрь. И тут она поняла, что Господь не пускает ее в храм за ее нечистоту и грехи. В ужасе и с чувством глубокого раскаяния она стала молиться перед иконой Божией Матери у входа в храм, что бы Пресвятая Дева испросила милости Божией за нее. После этого она почувствовала облегчение и вошла в храм, там она долго и слезно молилась и вышла другим человеком. 

  Мария обещала Господу изменить свою жизнь и сдержала слово. Из Иерусалима она ушла безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Своими отшельническими подвигами Мария искоренила в себе в греховные страсти, и сердце ее стало чистым сосудом. 

  Живший в то время в Иорданском монастыре старец Зосима однажды встретился со святой, когда та уже была старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Один раз он увидел ее в молитве, возвысившейся над землей, а в другой раз – идущей через реку Иордан, как по земле. 

  Прощаясь с Зосимой, Мария просила его вернуться в пустыню через год и причастить ее. В назначенное время преподобный пришел и причастил Марию святых Христовых Тайн. Придя еще через год в надежде встретить святую старец не нашел ее в живых. Он похоронил ее там же в пустыне, яму для погребения праведницы ему помог вырыть лев. Это случилось примерно в 521 году. 

  Святая преподобная Мария Египетская явила собой величайший подвиг покаяния и милости Божией. 


Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской»

Стихи:

Умиления, Христе мой, образы даждь,
Поющим ныне канон Тебе Великий.

  В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона.

  Этот истинно величайший из всех канонов с превосходным искусством составил и записал почитаемый в лике святых отец наш Андрей, архиепископ Критский, который именуется также Иерусалимским. Он родился в Дамаске и на четырнадцатом году отдан был в грамматическую школу, а завершив круг обучения и оказавшись в Иерусалиме, приобрел навык монашеского жительства.

  Проводя святую и богоугодную жизнь в безмолвии и смирении, оставил он Церкви Божией много иных жизнеполезных творений, в том числе поучения и каноны, будучи (да и на деле выказав себя) наиболее искусным в словах похвальных. Среди иного многого сочинил и настоящий Великий канон, вызывающий безмерное сокрушение, ибо сплел песнопение это, сведя воедино повествования Ветхого и Нового Завета о делах от Адама до самого Вознесения Христова и проповеди апостольской. Этим он поистине всякую душу склоняет всему благому в тех повествованиях соревновать и по силе подражать, от всего же дурного уклоняться и всегда к Богу прибегать в покаянии, плаче, исповедании и ином Ему благоугождении.

  И притом канон этот столь благозвучен и стройносложен, что самую жесткую душу способен умягчить и к исправлению воздвигнуть, если только поется с сокрушением сердечным и подобающим вниманием.

  Святой Андрей создал его тогда же, когда великий Софроний, патриарх Иерусалимский, житие Марии Египетской написал. Равным образом и житие это вызывает глубочайшее сокрушение о грехах, но одновременно заблудшим и согрешившим подает обильное утешение, если только те захотят от негодных дел отойти.

  А в нынешний день канон петь и житие читать установлено по следующей причине. Поскольку Святая Четыредесятница близится к концу, то, дабы люди, сделавшись беспечны, о духовных подвигах не вознерадели и от целомудрия вконец не отвратились, то величайший Андрей, повествуя в песнопениях канона своего о добродетели славных мужей и здесь же – об уклонении от нее негодных, предрасполагает ослабевающих, как некий наставник, доброразумнее быть и мужественно вперед простираться. А святой Софроний дивным своим рассказом целомудренными их делает и одновременно к Богу воздвигает, чтобы никто духом не падал и не отчаивался, пусть даже в прегрешения какие впал. Ибо сказание о Марии Египтянке представляет, сколь велико человеколюбие и сострадание Божие к тем, кто всей душой избирает отвергнуться прежних грехопадений.

  Можно сказать, что канон сей называют Великим по самим [заключенным в нем] мыслям и воспоминаниям своим, ибо плодовит создатель его, прекрасно их сочетавший. И потому еще Великим именуется, что сравнительно с другими канонами, содержащими по тридцать или немногим более тропарей, сей достигает двухсот пятидесяти, и каждый из них неизреченную сладость источает. А потому уместно и справедливо было для Великой Четыредесятницы назначить и Великий канон, столь умилительным действием обладающий.

  Этот превосходный и пространнейший канон вкупе с повествованием о преподобной Марии впервые в Константинополь привез тот же отец наш Андрей, когда случилось ему от патриарха Иерусалимского Феодора посланным быть в помощь Шестому Вселенскому собору. Ибо он, с величайшей доблестью подвизаясь тогда против монофелитов и, будучи, сверх того, в монашеском звании, причисляется к клиру Константинопольской Церкви, а затем поставляется в ней же диаконом и орфанотрофом, а несколько позже – архиепископом Критским. В дальнейшем, достаточное время на своей кафедре проведя, прибыл он на Митилину, где неподалеку от места, именуемого Иерис, отошел ко Господу.

   По молитвам святого Андрея, Боже, помилуй и спаси нас.

20.03.2018