1 октября 2014 года, в день памяти прп. Евмения, епископа Гортинского, исполняется 191 год cо дня основания Аносина Борисоглебского монастыря. Таким образом, свт. Евмений Гортинский считается одним из святых покровителей нашей обители.
Основание монастыря связано с именем Московского святителя Филарета (Дроздова) и игумении Евгении (Мещерской). В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о безвременно почившем супруге).
В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.
Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. В 1823 году на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня княгиня Евдокия Мещерская была пострижена в монашество святителем Филаретом с именем Евгения, а на следующий день возведена в санигумении. 1 октября 1823 года введена в управление новой обителью. Таким образом, она стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. А этот день стал считаться днем основания обители и ежегодно отмечался молебном и крестным ходом.
В создании Борисоглебского монастыря отразилось желание воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси. Аносинская обитель стала первым женским монастырем в Московской епархии, устроенным по общежительному образцу. Правила общежития, составленные митрополитом Филаретом для Аносинской обители, послужили образцом для уставов женских монастырей, организованных впоследствии при святителе Филарете. Благодаря строгому уставу и усердию сестер вскоре Аносина пустынь, действительно, становится образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным достижениям, славясь прежде всего своим подвижничеством, отчего стяжала в народе имя «Женской Оптиной Пустыни».
29.09.2019