Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Жизнеописание настоятельницы Георгиевского женского монастыря «Святые Кустики» игумении Христины – бывшей насельницы Борисо-Глебского Аносин монастыря

Жизнеописание настоятельницы Георгиевского женского монастыря «Святые Кустики» игумении Христины – бывшей насельницы Борисо-Глебского Аносин монастыря
Жизнеописания новомучеников и исповедников Российских, в отличии от житий древних страстотерпцев, могут в мельчайших подробностях рассказать о их подвиге стояния за веру, происходившего в условиях гонений со стороны государственной власти. Жизнеописание еще не прославленной мученицы, начавшей свой монашеский путь в Борисо-Глебском монастыре мы предлагаем в рамках этой конференции.
В 1905 году в Борисо-Глебский Аносин монастырь поступила Ермолова Ольга Юрьевна. Ольга Юрьевна происходила из достаточно известного дворянского рода Ермоловых, вобравшего в себя многих военных и государственных деятелей. Наиболее известные из них – генерал от инфантерии, герой Отечественной войны, покоритель Кавказа – Ермолов Алексей Петрович, и генерал-майор Пётр Никифорович Ивашев – герой Очакова и Измаила. Примечательно еще то, что если подняться на 11 колен от Ермоловой Ольги Юрьевны по восходящей линии её предков, 3 раза переходя на женскую линию, то мы встретим имя Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Он, как известно, был отцом патриарха Филарета, т. е. дедушкой первого русского царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.
Родилась Ермолова Ольга 13 августа 1876 году в губернском городе Казани, была старшей из пятерых детей. Образование получила в Казанском Родионовском институте благородных девиц. В то время это было одно из лучших женских учебных заведений Поволжья. Успешно закончив институт, она до 1905 года проживала в родительском поместье села Ромодан Казанской губернии. В 1905 году Ольга отправилась в Московскую губернию и поступила в Борисо-Глебский Аносин монастырь, возглавляемый на тот момент известной старицей Иоанной (Макаровой). Три года Ольга жила в монастыре как паломница. В 1908 году она была назначаена на должность помощницы письмоводительницы монастыря. Кроме того, в её послушание входило обучение сестер обители закону Божию. В свободное от основных послушаний время, она занималась рукоделием. В 1909 году, через 4 года после поступления в монастырь, Ермолова Ольга была официально зачислена в число сестер монастыря. Под руководством матушки Иоанны Ольга Георгиевна прожила в монастыре 11 лет – до 1916 года.
1 апреля 1916 года был издан приказ от Уфимской духовной консистории о переводе Ермоловой Ольги в Георгиевский женский монастырь Уфимской губернии. Прошение о переводе было сделано епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) – известным миссионером и богословом.
Епископ Андрей к этому времени уже был знаком с Ольгой Юрьевной. Их первое знакомство, вероятнее всего произошло в период с 1899 по 1911 года, когда епископ Андрей проживал в Казанской Губернии, где в школе при женской общине «Отрада и утешение» Мамадышского уезда трудилась младшая сестра Ольги Георгиевны – Клавдия (школа была основана матерью епископа – княгиней Ухтомской Антониной Фёдоровной).
Причина перевода в Уфимскую епархию была следующей: Георгиевский женский монастырь «Святые Кустики» переживал не лучшие времена. После смерти основательницы монастыря схигумении Серафимы (Беляевой) – мудрой и доброй руководительницы – на должность игумении была назначена казначея монастыря монахиня Магдалина. Однако, игумения Магдалина, по словам епископа Андрея, «бывшая хорошей казначеей при схигумении Серафиме» , не смогла правильно организовать жизнедеятельность монастыря. В должности настоятельницы она показала себя «... как женщина мало просвещенная, почти неграмотная, лишенная всякого понимания духовной жизни и погрузившаяся более всего в хозяйственные заботы»  – писал в своем Синодальном отчете епископ Челябинский Серафим (Александров). К тому же расточительное расходование денежных средств вызывало нарекание у жертвователей и старших сестер обители . Епископ Андрей, видя эти нестроения, желал улучшить положение дел в «Святых Кустиках». Поэтому, он подал прошение о переводе в Георгиевский монастырь Ермоловой Ольги.
Через полтора месяца после её прибытия владыка Андрей постриг Ольгу в монашество с именем Христина и назначил на должность казначеи. Духовный авторитет, любовь, начитанность в отеческой литературе, знакомство с аскетическими творениями святых отцов монахини Христины , вызвали чувство уважения и любви со стороны всех сестер обители. Её действия во многом способствовали поддержанию правильной жизни монастыря.
26 апреля 1917 года указом Святейшего Синода  игумения Магдалина была уволена с должности настоятельницы по неспособности к дальнейшему исполнению своих обязанностей. 1 июля сестрами Георгиевского монастыря на должность временно исполняющей обязанности настоятельницы единогласно была избрана монахиня Христина , а 23 сентября она была официально утверждена в этой должности .
На плечи игумении Христины было возложено управление монастырем число насельниц, которого составляло 176 человек  (48 монахинь и 128 послушниц), среди них были люди разного возраста (от 12 до 86 лет). Кроме того, в монастыре действовал приют, в котором проживало 22 ребенка (девочки в возрасте от 2-х до 13 лет). Помимо мастерских, в которых работали сестры монастыря, обитель имела свою столярную мастерскую, кузницу, мельницу, пахотные площади на которых трудились еще 13 рабочих-мужчин, делавших работу, непосильную для монахинь.
От начала Революционных событий и до 1921 года Георгиевский монастырь не испытывал особых гонений со стороны новой власти. В 1921 году вследствие начавшихся притеснений монастырь был вынужден реорганизоваться в трудовую артель «Первый колос».
С 1922 года игумения Христина вместе с епископом Байкинским Вениамином активно боролась с обновленчеством, распространяя послание митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) «О неподчинении обновленческому Высшему церковному управлению».
Слева направо: игумения Христина, епископ Вениамин (Фролов), архимандрит Антоний (Зонов), игумения Серафима (Зонова), внизу монахиня Евпраксия .
По одним данным , до 1923 года игумения Христина проживала в монастыре, а в 1923 году ей пришлось выехать в Уфу и остаться там с подпиской о невыезде из города.
По другим данным , в июле 1923 году она выехала в Москву, где встречалась с освобожденным из-под ареста Святейшим Патриархом Тихоном.
Точно известно, что в 1924 году она была арестована по обвинению в религиозной агитации и распространению провокационных слухов и на время следствия отправлена в Бутырскую тюрьму. В день ареста матушки Христины в селе Ромодан Казанской Губернии арестовывали её младшую родную сестру – монахиню Клавдию и родные сестры оказались вместе в 4-й камере Бутырской тюрьмы .
Следствие по их делу продолжалось почти 8 месяцев. 19 июня 1925 года Особым Совещанием при ОГПУ и. Христина и м. Клавдия были приговорены к ссылке на 2 года, которую отбывали в Усть-Сысольске (ныне г. Сыктывкар) Автономной области Коми.
Во время ссылки матушка Христина установила переписку с Е.П. Пешковой . Так 21 декабря 1925 года она телеграммой отправила ей сообщение: «мною возбуждено ходатайство перед ВЦИКОМ о досрочном освобождении в порядке амнистии  ... прошу сообщить результат» . И 29 декабря 1925 года: «первого  назначена высылке дальше. Прошу ускорить сообщение результата моего ходатайства ВЦИКу. Игумения Христина ». Екатерина Павловна Пешкова, кроме всего прочего, несколько раз отправляла сестрам Ермоловым помощь продуктами питания .
Досрочно освободились сестры лишь в декабре 1926 года. Сразу после освобождения матушка Клавдия вернулась в село Ромодан, а игумения Христина – в монастырь и проживала там до времени окончательного закрытия обители в 1929 году.

К последнему периоду проживания в Георгиевском монастыре матушки Христины относится воспоминание Петра Васильевича Борудкина: «Матушка Христина была немолодая и очень строгая. Следила за порядком и обучением детей сирот, которых там было много. Росли в обители девочки и мальчики с малого возраста и до 10-12 лет. Мы, дети, называли игумению бабушкой.
В 1929 году, когда шло раскулачивание и организовывались колхозы, по деревням ездил продотряд из сельской бедноты – «отпетых хулиганов». Руководил отрядом Василий Кислицын. Они отбирали хлеб, скот и очень своевольничали, оскорбляли людей, выражаясь сплошным матом. Конечно, такое поведение не могло понравиться матушке Христине, когда те приезжали в «Кустики». В один из приездов, это было уже перед закрытием монастыря в том же 1929 году, игумению продотрядовцы оскорбляли, а ее келейницу Платониду сильно избили».
Игумения Христина жила в монастыре до времени его окончательного закрытия в 1929 году. После этого она покинула Башкирию и поехала к своей сестре Клавдии в город Чистополь Татарской АССР. Клавдия приехала туда годом ранее. Здесь игумения стала прихожанкой церкви Казанской Божией Матери. 10 марта 1931 года всю их церковную общину в количестве 77 человек арестовали и всем выдвинули обвинение в антисоветской контрреволюционной деятельности.
Игумении Христине и матушке Клавдии пришлось выдержать несколько допросов, но всякий раз она держалась стойко и не принимала возводимых на неё обвинений: «виновной себя не признаю, антисоветских выступлений я себе не позволяла. На квартиру священника стала приходить после знакомства с ним. Великим постом 1931 года я заходила к нему, разговор вели вокруг церковной жизни – кто и где служил...».
Следствие пришло к выводу, что собранных сведений достаточно для того, чтобы признать монахинь виновными в совершении преступления: «указанный лица не могли примириться с существующим порядком и занялись изысканием форм и методов борьбы с существующим строем, для чего создали организацию. Организация ставила целью подготовку масс к бойкотированию распоряжений соввласти, срыв важнейших мероприятий на селе, организации террористических актов, подготовку к массовым восстаниям.
В результате деятельности контрреволюционной организации все важнейшие мероприятия соввласти и партии на селе срывались, крестьяне отказывались от приема избирательных повесток, отказывались от подписания бумаг, приостанавливался рост колхозов».
9 июля 1931 года сестры были признаны виновными в совершении указанных преступлений и осуждены Тройкой ОГПУ Татарской Республики к высшей мере наказания. На следующий день – 10 июля – игумения Христина и монахиня Клавдия были расстреляны в Казани и захоронены на Архангельском кладбище в общей могиле.

02.06.2023