Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Традиция почитания Святителя Дмитрия Ростовского в семье Тютчевых

Амелин Н.Н.
главный хранитель музейных предметов,
ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
(Брянская обл.)

Традиция почитания Святителя Дмитрия Ростовского
в семье Тютчевых

В 2018 году в музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» был передан автограф Екатерины Львовны Тютчевой (1776-1866), матери поэта. Уникальный документ, реликвию семьи, в год 215-летия со дня рождения великого русского поэта передал его праправнук Иван Николаевич Пигарёв (1941-2021). Поступивший в фонды музея документ хранился в семье потомков поэта – это молитва святителю Димитрию Ростовскому, написанная рукой матери поэта. Рукопись молитвы – важное свидетельство духовной жизни нескольких поколений старинного дворянского рода Тютчевых.
Хорошо известно, что особо почитаем этот православный святой был еще одной представительницей рода Тютчевых Евдокией Николаевной в замужестве княгиней Мещерской (1774-1837), родной тетей поэта, которая стала основательницей и первой игуменьей Борисоглебского Аносина монастыря и приняла в монашестве имя Евгения.
Димитрий Ростовский (1651-1709), в миру Данила (Даниил) Саввич Туптало – епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, агиограф (автор известного сборника «Книга житий святых»), проповедник, педагог. Димитрий прославился как плодотворный церковный автор, его перу принадлежат сочинения, посвященные чудотворным иконам, духовной жизни и аскетике, исторические сочинения, полемические и агиографические произведения, а также молитвословия. Академик Д. С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы»[1, с. 266].
Для Евдокии Николаевны во многих жизненных перипетиях (Cтав женой князя Б.И. Мещерского, она рано овдовела и родила свою единственную дочь Анастасию уже после смерти мужа) святитель Димитрий Ростовский стал тем духовным писателем, сочинения которого «особенно благотворно подействовали на ее больной дух», его она называла своим целителем, труды которого способствовали ее «обращению от безумного мудрования» [2, с. 23].
Митрополит Ростовский Димитрий был канонизирован в 1757 году и стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Известно, что еще до принятия монашества Е.Н. Мещерская со своей малолетней дочерью не единожды посещала Ростов для поклонения мощам Святителя Димитрия, которые были обретены в 1752 году.
В первые годы существования Аносинского женского монастыря стараниями игуменьи Евгении (Мещерской) в обители была построена небольшая привратная  церковь во имя святителя Димитрия Ростовского, которая была освящена в 1824 году.
Е.Н. Мещерская поддерживала самые теплые отношения с семьей своего брата Ивана Николаевича Тютчева (1768-1846), отца поэта.  Младший из трех братьев, сыновей Николая Андреевича Тютчева от брака с Пелагеей Денисовной Панютиной, Иван Николаевич обучался в петербургском Греческом корпусе, затем служил в гвардии. Выйдя в отставку в чине поручика, он перешел на гражданскую службу и дослужился до скромного чина надворного советника.
В 1798 году он женился на Екатерине Львовне Толстой. В двенадцатилетнем возрасте лишившаяся матери, Е.Л. Толстая была воспитана теткой, графиней А.В. Остерман.
И.Н. Тютчев унаследовал от родителей подмосковное имение Троицкое и большое благоустроенное поместье в селе Овстуг брянского уезда Орловской губернии, где 23 ноября 1803 года и родился будущий поэт Ф.И. Тютчев. А в 1811 году, когда у Ивана Николаевича и его супруги Екатерины Львовны родился уже в Москве сын Василий, восприемницей его стала Евдокия Николаевна.
Последние годы своей жизни И.Н. Тютчев жил в Овстуге. Село Овстуг было тем местом, где прошли юные годы Евдокии Николаевны, там находился ее родительски дом.
Уже будучи настоятельницей основанного ею монастыря, игуменья Евгения последний раз побывала в родных местах в Овстуге в 1832 году, возвращаясь из продолжительной паломнической поездки. Два дня провела она в Овстуге вместе с братом Иваном Николаевичем, о чем впоследствии вспоминала: «Сей родной столько явил мне любви удовольствия, что я к нему заехала, что описать мне трудно, и как тогда при свидании и прощании с ним произнесла: Да утешит тебя Господь за меня»,  - и так и теперь при описании повторяю от души: «Да спасет его господь и благословит семейно во все дни его жизни!» [2, с. 50].  (Необходимо отметить, что Ф.И. Тютчев в это время жил и служил как дипломат в Европе).
Как отмечает исследователь жизни поэта, его правнук К.В. Пигарёв, семья Тютчевых была типичной дворянской семьей своего времени, в которой модный французский язык уживался со строгим соблюдением отечественных традиций. Бар и домочадцев связывали между собой внешне патриархальные отношения [3, с. 9]. По словам первого биографа поэта И. С. Аксакова, И.Н. Тютчев был «человеком рассудительным, с спокойным, здравым взглядом на вещи», отличался «необыкновенным благодушием, мягкостью, редкою чистотою нравов», но «не обладал ни ярким умом, ни талантами». Аксаков характеризовал мать поэта как «женщину замечательного ума», называл ее «простой русской православной женщиной» и отмечал, что «господство французской речи не исключало, однако, у Екатерины Львовны приверженности к русским обычаям и удивительным образом уживалось рядом с церковнославянским чтением псалтырей, часословов, молитвенников у себя, в спальной, и вообще со всеми особенностями русского православного и дворянского быта» [4, с.10]. Духовно мало походивший на отца, по мнению биографов, Ф. И. Тютчев унаследовал многие черты внутреннего облика матери. Дома Тютчев воспитывался в «страхе божьем» и преданности престолу. Уже в преклонные годы он вспоминал, как в пасхальную ночь мать подводила его, ребенка, к окну, и они вместе дожидались первого удара церковного колокола. В канун больших праздников у Тютчевых нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны. В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом. Именно Екатерина Львовна в свое время подарила Ф.И. Тютчеву  Библию на французском языке, надписав на ней своим крупным почерком: «Папинька твой желает, чтоб ты говел. Прости. Христос с тобой. Люби его» [3, с.26].
В годы жизни и дипломатической службы Ф.И. Тютчева за границей именно родители оставались его постоянными адресатами и задушевными собеседниками, известно 40 писем Ф. И. Тютчева к родителям и 8 писем к одной Екатерине Львовне, написанных после смерти Ивана Николаевича. Эти письма наполнены особой душевной теплотой и чувством сыновьей благодарности [5]. Об отношении Тютчева к матери известная мемуаристка А.О. Смирнова-Россет писала в 1856 г.: «Он обожает свою мать. Ей 80 лет и она проводит свою жизнь в молитвах и чтении Библии» [6, с.500].
Все выше приведенное только подчеркивает важность того документа, который поступил в фонды тютчевского музея в Овстуге. Автограф матери поэта Е.Л. Тютчевой, не просто мемория, образчик почерка, а семейная реликвия, свидетельство духовной жизни семьи великого поэта.
Сама рукопись выполнена чернилами коричневого цвета округлым аккуратным почерком Екатерины Львовны с двух сторон пожелтевшего листа бумаги (22,8х20,5 см). Каких либо владельческих помет и записей на листе бумаги нет, сама запись не датирована, и время ее написания можно весьма широко связывать с годами жизни Е.Л. Тютчевой. На обороте листа бумаги имеется приписка в две строки, выполненная синими чернилами беглым острым почерком: «написано рукой бабушки/ Екатериной Львовной Тютчевой».
По рассказу дарителя – праправнука поэта И.Н. Пигарёва – листок бумаги с текстом молитвы уже после смерти Е.Л. Тютчевой хранился в молитвеннике дочери поэта, камер-фрейлины Дарьи Федоровны Тютчевой (1834-1903), а помета на обороте была сделана сыном поэта Иваном Федоровичем (1846-1909). Сам И.Н. Пигарёв – внук дочери И.Ф. Тютчева, Екатерины Ивановны (1879-1957), в замужестве Пигарёвой.
В завершении позволим себе привести полный текст рукописи – молитвы, с которой не одно поколение семьи Тютчевых обращалось к святителю Димитрию Ростовскому (оригинальные орфография и пунктуация по возможности сохранены):
Молитва святому димитрию
Ростовскому чудотворцу
О треблаженный отче димитрие сохрани молитвами твоими отечество твое царствующие грады наши град сей и все грады и страны, от глада губительства от труса, и от потопа, и от огня и меча от нахождения иноплеменных и междуусобныя брани и от напрасныя смерти и от смертоносныя язвы и от всякого зла, пастярю добрый присещай молитвами твоими стадо твое и вся раздоры и ереси от нас истреби, веру непорочну соблюди, церковь православную защити, и всех нас воединомыслии утверди, и незабуди нас грешных рабов своих, старыя утеши, юныя накажи, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы воспитай и все люди твоя сохрани от всех дед и напастей, и в день страшного суда шуйяны части избави и с десными овцами стати сподоби, и неизреченных благ наслаждатися во веки аминь.

Литература и источники
1.    Лихачёв Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1987. - 653 с.
2.    Цитата по: Женская Оптина: материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. - Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Паломник, 2007. - 718 с.
3.    Пигарёв К. В. Жизнь и творчество Тютчева. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 376 с.
4.    Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. Репринтное воспроизведение издания 1886 года. М.: «Книга и бизнес», 1997. – 327 с.
5.    «Я жив и я вас люблю» (Письма Тютчева к родителям). - Наше наследие, 2003. - № 67-68. - С. 43-57.
6.    Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. – М.: Наука, 1989. - 789 с.

25.06.2023