Документы по данному вопросу сохранились в двух делах архива РГИА Петербурга. Целью настоящей публикации является восстановление хронологии событий 200-летней давности по открытию женской общины в селе Аносино.
31 января 1821 года княгиня Авдотья Николаевна Мещерская подала заявление Митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму о желании основать в своей вотчине селе Аносино Звенигородского уезда «общежитие из лиц женскаго пола нисшаго состояния» [2, л.1],. (В некоторых документах вместо общежития употребляются слова община, богадельня или просто заведение).
При этом княгиня все затраты принимала на себя. На земле своего имения близ недавно выстроенной Троицкой церкви с южной стороны был построен деревянный корпус размером в 12 сажень (примерно 25 метров) [2, л.40, 43],
В корпусе были кельи, трапезная комната, кухня и чуланы. Помимо этого имелся каменный сухой погреб, каменный ледник, сарай для рогатого скота, помещение для мытья белья и делания кваса.
Для нужд женской общины отводились 5 десятин пашни «для посева лена и огородных овощей» и 3 десятины лугов для выпаса скота. Итого 8 десятин, это примерно 9 гектар.
Вся эта земля и строения передавалась Мещерской в дар Епархиальному ведомству «на вечные времена». Княгиня выразила пожелание, чтобы «Заведение подчинено было непосредственно ведению и покровительству Московскаго Архипастыря».
Авдотья Николаевна изъявила желание стать главной попечительницей общины. Обязалась бесплатно доставлять съестные припасы, дрова, одежду и вообще все необходимое для жизни: «все потребное содержание как в пище, так и приличном одеянии в том виде, каковое имеют послушницы в монастырях». И помимо этого еще собиралась положить в банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы ежегодные проценты могли быть использованы на текущий ремонт.
Княгиня позаботилась о будущем общежития и после своей кончины. Заботу об общине она поручила своей дочери Настасье Борисовне и ее мужу действительному статскому советнику Семену Николаевичу Озерову. Они должны были доставлять съестные припасы и дрова. На дочь Авдотья Николаевна переписала все свои недвижимые имения и крестьян (кроме той земли, которая отходила общине в Аносино).
Общежитие предполагалось на 12 женщин «нисшаго сословия», т.е. бедных. Княгиня предполагала сама отбирать кандидаток на поселение по их материальному положению, «добропорядочности и честном их поведении». Во главе общины предполагалась начальница, которую также избирала Мещерская. Все вещи, припасы и денежные доходы оставались в ведении начальницы общины.
Теперь о том, как происходило рассмотрение вопроса об открытии в Аносино женской общежительной общины.
В то время в России существовал порядок, согласно которому вопрос о создании новых общин и монастырей решал Святейший правительствующий Синод (Патриарха тогда не было) и принятое им решение утверждал (или не утверждал) император.
Итак, 31 января 1821 года княгиня Авдотья Николаевна Мещерская подала заявление митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму о желании открыть в своем имении Аносино общину для бедных женщин.
21 марта Владыка написал о деле Мещерской письмо в Петербург в Синод, членом которого являлся. 28-го числа оно было зарегистрировано. Было также представлено «Начертание Общежительнаго заведения», по сути устав. В нем было написано:
«Цель есть доставление пристанища и приличнаго содержания нескольким отягченным бедностию лицам ж.п. [женскаго пола] дабы оне провождали спокойно жизнь свою, подвизаясь совокупно и единодушно в молитвах и трудах, и вообще в подвигах благочестия в прославлении Имяни Всемогущаго Бога» [2, л.4], [1, л.3].
В те времена бюрократия не уступала нынешней, вопросы порой рассматривались чрезвычайно медленно. Чтобы ускорить вопрос открытия общины Мещерская 14 марта обратилась к министру духовных дел и народного просвещения Александру Николаевичу Голицыну (возможно, с ним была знакома). В бумаге просила о «милостивом содействии» в решении вопроса об общине. Письмо начиналось с таких слов:
«С помощию Всеблагаго Бога соорудив в вотчине моей Московской Губернии Звенигородской округи в Селе Борисоглебском Аносино тож каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, в коей с 1813 года совершается и Богослужение. Ныне в преклонных летах и в немощах, поревновала я посвятить остатки сил моих на служение Господу, мне благодеющему, и на пользу общественную. И на сей конец предположила при означенной церкви в селе моем устроить на всегдашния при благословении Божием времена собственным моим иждивением общежительное Заведение из нескольких лиц женского пола» [1, л.1].
Голицын решил помочь княгине и вскоре обратился с письмом к обер-прокурору Синода князю Петру Сергеевичу Мещерскому (возможно, дальний родственник Авдотьи Николаевны). Тот обещал рассмотреть вопрос «в первое полное собрание» Синода. Это происходило в начале апреля. А дальше случилась пауза почти в 5 месяцев.
За это время было получено от Мещерской письменное подтверждение, что она согласна на то, «чтобы начальница, избираемая попечительницею, утверждена была Епархиальным начальством и жертвуемые земли со строением на всегда остались собственностью заведения» [2, л.11].
В начале сентября обер-прокурор рапортовал, что 26 августа 1821 состоялось заседание Святейшего Синода, на котором рассматривался вопрос об открытии женской общины в имении Мещерской в Аносино. Ходатайство представлял Серафим, ставший к тому времени митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским. А заменивший его на Московской кафедре архиепископ Филарет представил дополнительные сведения о том, что Мещерская согласилась на утверждение начальницы общежития Епархиальным начальством, а также сообщил, что имение Аносино не родовое, а благоприобретенное и Мещерская может распоряжаться им свободно, не спрашивая у родственников разрешения.
В решении Синода, подписанном 9 сентября, написано: «Предположение Княгини Мещерской в заведении при Церкви села Аносина богадельни признается человеколюбивым и Богоугодным» [1, л.11об]. Следует об этом доложить «Государю Императору и испросить высочайшее соизволение о дозволении учредить показанную Богадельню». Поручено это было сделать министру духовных дел А.Н. Голицыну.
Тот отправил в Комитет министров записку, в которой было изложено принятое Синодом решение об открытии общины. В ней он написал, что «согласен с мнением Святейшаго Синода».
11 октября Комитет министров на заседании рассмотрел вопрос и принял решение «испросить на сие соизволение Его Императорскаго Величества». Через некоторое время А. Н. Голицына отправил в Святейший Синод следующее сообщение:
«Я имел счастие докладывать Государю Императору по предложению Св.Синода от 9 сентября сего года о дозволении вдове Поручика Княгине Авдотье Мещерской завести в вотчине ея Московской Епархии Звенигородской округи в селе Борисоглебском Аносино тож женское общежитие и о совершении крепостнаго акта на жертвуемую ею землю с строением. Его Величеству угодно было изъявить на сие высочайшее соизволение». [1, л.16].
В какой именно день император дал свое согласие на открытие в Аносино общины – нигде не сообщается. Упомянутое письмо Голицына в Синод датировано 21 ноябрем. Но решение император принял еще раньше, об этом свидетельствуют слова в архивном деле: «В заседании 5 ноября объявлено Комитету, что Государь на сие соизволяет». Стало быть в промежутке между 11 октября и 5 ноября император Александр Первый разрешил открыть женскую общину в Аносино. Но решение это было исполнено лишь полгода спустя. Такова была бюрократическая машина.
2 декабря 1821 года состоялось заседание Святейшего Синода. На нем был заслушан рапорт министра Голицына о решении императором по общине в Аносино.
29 декабря Синод издал указ «о Высочайшем соизволении для надлежащего исполнения по части учреждения заведения Звенигородской округи вотчины княгини Мещерской в селе Борисоглебском, Аносине тож при церкви Живональныя Троицы общежития для женщин нижшаго состояния, о совершении акта на пожертвованную к церкви землю и о внесении прежде открытия в казенное ведомство назначеннаго в пользу того заведения 10-тысячнаго капитала на вечное обращение» [2, л.31].
Этот указ архиепископ Московский и Коломенский Филарет получил уже в следующем году 7 января.
Спустя две недели 21 января 1822 года синодальный указ был доведен до сведения княгини Мещерской, о чем она сообщила в благодарственном письма министру А.Н. Голицыну.
20 марта в Синоде слушали сообщение архиепископа Московского и Коломенского Филарета о том, что он разработал правила общежития в Аносино, что эти правила были сообщены Мещерской, и она выразила согласие. При этом, как сообщил Владыка, «оказалось, что у нея уже имеют жительство приватно несколько бедных женщин, между коими вводится тот самый общежительный порядок. […] надеяться можно, что в исполнении сих правил затруднений не будет». [2, л.32].
19 апреля Синод издал еще один указ по указанному делу «о допущении в действии правил», предложенных архиепископом Московским и Коломенским Филаретом. Владыка получил этот указ 25 апреля.
4 мая 1822 года (по старому стилю) владыка Филарет приехал в Аносино, освятил Троицкий храм, произнес проповедь. Сведения об этом обнаружены не в архивном деле, а в издании резолюций святителя Филарета. В этот день состоялись торжества по случаю открытия общежития в Аносино.
Общежитие просуществовало в Аносино около года, в нем было 12 женщин. Летом 1823 года оно было преобразовано в женский монастырь. Но это уже другая история.
Библиография:
1. РГИА. Ф.797. Оп.2. Д.7891. По письму Княгини Мещерской о дозволении устроить Богадельню при церкви Живоначальныя Троицы в ея вотчине и об обращении находящегося в вотчине ея общежития в монастырь, 1821-1823. л.1-27.
2. РГИА. Ф.796. Оп.102. Д.362. По доношению члена Святейшего Синода Серафима, митрополита Московского и Коломенского о разрешении вдове поручика, княгине Авдотье Николаевне Мещерской в имении ее, Московской губернии, Звенигородской округи, в селе Борисо-Глебском, Аносино тож, устроить женское общежитие, 1821-1823. Л.1-66.
3. Резолюции Филарета, т.1 – М: 1903, с.131-134.
Видеозапись доклада доступна по ссылке https://disk.yandex.ru/i/xAObgpgPUY4CFQ
25.05.2022