Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

"Процветет обитель моя..."

Процветет обитель... - 0002.jpg

В книге впервые публикуются воспоминания игумении Анастасии (Комаровой) об игумении Евгении (Мещерской), основательнице Борисоглебского Аносина монастыря, основанного при содействии святителя Филарета Московского. Монастырь первым в Московской епархии получил общежительный устав и прославился духовным подвижничеством сестер. Во второй части раскрываются подробные сведения о личности основательницы и истории становления обители. В приложении приводятся тексты Е. Н. Мещерской, ее письма, вспоминания современников, варианты устава монастыря, а также проповеди и письма святителя Филарета, связанные с Аносинской обителью. Издание основано на архивных документах, многие тексты публикуются впервые.

Книгу можно приобрести в церковной лавке монастыря. Цена 550 р.

Рецензии на книгу:

Е. Б. Емченко

Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории, философии и социальных наук

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ «ПРОЦВЕТЕТ ОБИТЕЛЬ МОЯ…». К 200-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ БОРИСОГЛЕБСКОГО АНОСИНА ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИГУМЕНИИ ЕВГЕНИИ (МЕЩЕРСКОЙ)

История женского монашества конца XVIII и начала XIX века представляет особый интерес для исследователей. В результате церковной реформы Екатерины II было закрыто большое количество женских монастырей, что спровоцировало появление женских общин, богаделен, странноприимных домов – женских общежитий для бывших послушниц закрытых монастырей и религиозно настроенных женщин. Власть отрицательно относилась к этим стихийно образованным женским общинам, поэтому при первой возможности старалась их закрыть. К числу первых общин относилось Аносинское общежитие, учрежденное княгиней Евгенией Мещерской, которое явилось одним из первых признанных государственной властью.

Книга посвящена истории основания и становления Аносина Борисоглебского монастыря и его основательнице - игумении Евгении (Мещерской). Особенностью книги является публикация многочисленных документов, как ранее известных и уже изданных, так и впервые введенных в научный оборот.

Так, впервые опубликованы воспоминания об игумении Евгении, составленные со слов ее современницы и непосредственной свидетельницы ее жизни игумении Анастасии (Комаровой) – преемницы Евгении (Мещерской) в управлении Аносинским монастырем. Публикуя эти воспоминания, авторы книги предлагают для сравнения цитаты других источников, в которых содержится параллельная информация о жизни основательницы и первой настоятельницы монастыря. Собранные источники дают максимальное представление о личности игуменьи Евгении.

Во второй части книги авторы подробно остановились на истории семьи княгини Мещерской, урожденной Тютчевой, и, прежде всего, на религиозной атмосфере в семье, на семейных традициях храмоздательства, которым отличались братья и сестры. Предметом исследования является также социокультурная и религиозная среда, в которой формировалась личность будущей игуменьи монастыря, круг чтения, ее литературные предпочтения.

На основе архивных документов Синода и Московской консистории авторам книги удалось подробно восстановить все этапы становления общины и монастыря, строительства архитектурного ансамбля. Большой интерес представляет исследование о первых сестрах Борисоглебской общины и монастыря. Авторам удалось выявить личностные характеристики и проследить жизненные перипетии многих насельниц, тем самым приблизив историческую реальность современному читателю. Исследование этих тем являются особо актуальными в современной исторической науке, в частности, в области исторической антропологии.

Также важно отметить, что изучение монастырского устава не ограничивается изучением самого текста. Авторы книги предприняли попытку реконструкции монастырской жизни и монастырского быта, что дает возможность приобщиться к монашеской традиции, во многом утраченной за годы гонений.

В книге представлен обзор всех монастырей и общин, сформировавшихся под влиянием аносинской духовной традиции, что позволяет получить представление о том выдающемся значении, какое имел устав обители и сформировавшая в ее стенах духовная атмосфера для возрождения и расцвета женского русского монашества в XIX – начале XX века.

Особую ценность представляют документы, опубликованные в приложении. Авторы создали подборку как ранее опубликованных, так и малоизвестных и новооткрытых документов, относящихся к личности игумении Евгении и становлению основанного ею монастыря. Особый интерес в этом разделе книги представляет подборка воспоминаний современников об этой выдающейся подвижнице благочестия.

Достоинством книги является большое количество различного рода иллюстраций, подобранных исследовательницами.

Книга заслуживает рекомендации к печати. Ее публикация станет важным этапом в исследовании не только истории Аносинского монастыря и жизни игумении Евгении (Мещерской), но и в целом истории женского монашества.

О. А. Родионов

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Византии и Восточной Европы Института всеобщей истории РАН

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: «ПРОЦВЕТЕТ ОБИТЕЛЬ МОЯ…»: К 200-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ БОРИСОГЛЕБСКОГО АНОСИНА ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИГУМЕНИИ ЕВГЕНИИ (МЕЩЕРСКОЙ)

Представленная на рецензию книга повествует об истории одной из наиболее значительных женских общин России — Аносина Борисоглебского монастыря и об его основательнице — игумении Евгении (Мещерской). Реконструируя становление обители, авторы-составители монахиня Алексия (Савичева) и инокиня Иулиания (Захарова) широко используют как уже известные, опубликованные свидетельства, так и уникальные архивные документы, выявленные в процессе подготовки настоящего издания, что многократно увеличивает ценность представленных в книге материалов. Композиционно книга состоит из трех блоков. Первый составляют воспоминания об игумении Евгении (Мещерской), принадлежащие игумении Анастасии (Комаровой). Эти ценнейшие свидетельства очевидицы событий жизни игумении Евгении публикуются впервые, причем публикация осуществлена на весьма высоком научном уровне: в примечаниях приводятся сведения обо всех упоминаемых в воспоминаниях лицах, а в виде изящных врезок представлены фрагменты из других мемуарных текстов XIX в. и архивных документов, что существенно дополняет картину, представленную в воспоминаниях иг. Анастасии.

Второй блок («История становления Борисоглебского Аносина монастыря») отличается весьма разнообразным содержанием. Здесь, в частности, представлены сведения о роде Тютчевых, прославившемся строительством храмов. Отдельное исследование посвящено кругу чтения княгини Е. Н. Мещерской, ее литературным предпочтениям в разные годы жизни. Далее во второй части книги мы находим, можно сказать, подробную летопись создания обители, основанную на всех доступных на сегодня источниках, в том числе ранее неизвестных. Составители уделяют внимание и формированию архитектурного ансамбля монастыря. Наибольший интерес у всех, кто интересуется историей женского монашества, несомненно, вызовет раздел «Устав общежития», в котором с замечательной ясностью демонстрируется различие общежительного и особножительного монастырских укладов, описывается вклад свт. Филарета Московского в формирование устава Аносина монастыря, а также реконструируется распорядок повседневной жизни обители на основе уставных документов, воспоминаний и иных источников.

В разделе «Игумения Евгения и сестры Аносиной пустыни» скрупулезно собраны важнейшие свидетельства о взаимоотношениях настоятельницы монастыря с насельницами обители, что позволяет воссоздать непростую картину духовного руководства, осуществлявшегося игуменией Евгенией, а также привлечь внимание к судьбам тех насельниц Аносина монастыря, о которых обычно не упоминается в большинстве известных печатных изданий. В той же второй части книги рассмотрено влияние Аносина монастыря на русские женские обители, приводятся сведения о монастырях, духовно связанных с Аносиной пустынью, то есть основанных по ее образцу или в ином отношении испытавших влияние этой знаменитой обители, в том числе благодаря деятельности бывших аносинских насельниц. Как и в первой части, повествование сопровождается реальным комментарием и замечательными иллюстрациями, позволяющими еще более ярко представить себе перипетии истории Аносина монастыря и образы действующих лиц.

Третий блок («Приложения») представляет собой публикацию целого ряда документов, в основном мемуарного характера, касающихся жизни и деятельности игумении Евгении (Мещерской). Здесь читатель найдет и уже известные «Беседы с моей дочерью» Е. Н. Мещерской, и подборку писем игумении Евгении, и фрагменты воспоминаний о ней. Также в третьей части книги публикуется «Начертание общежительного заведения…», Правила, составленные для Борисоглебского женского общежития свт. Филаретом и «Правила Борисоглебского Аносинского… монастыря, изложенные со слов стариц оного». Первый и последний из упомянутых документов публикуются впервые по обнаруженным в отечественных архивах рукописям. Наконец, в третьем приложении приведены Слова свт. Филарета Московского, произнесенные в обители, и его письма к игумении Евгении, а также письмо по случаю кончины игумении. Следует отметить, что и тексты, помещенные в «Приложениях», сопровождаются везде, где это необходимо, комментарием, в котором раскрываются устаревшие понятия, приводятся сведения об упоминаемых лицах и исправляются неточности, вкравшиеся в повествования мемуаристов.

В заключение следует отметить, что книга сверстана с особым изяществом, насыщена иллюстративным материалом, в том числе редкими изображениями, а расположение в первой части комментирующих основное повествование фрагментов документов в особых врезках, несомненно, является удачной находкой.

В целом структура представленного на рецензию издания не вызывает возражений, исследования и публикации, содержащиеся в рассматриваемой книге, выполнены на высоком научном уровне. Издание может быть рекомендовано к публикации как представляющее немалый интерес для всех, кто интересуется проблемами истории русского монашества, и просто широких кругов любителей духовного просвещения.

24.01.2024