Господи, благослови! Владыка, Господь Вседержитель, сотворивший небо и землю и всё на ней! Ты ныне, Владыка, призри милостиво на моё смирение и вразуми меня, недостойного, поведать о жизни и мучениях святых страстотерпцев Бориса и Глеба. О, Владыка! Тебе известны мое жестокосердие и неблагоразумие, но надеюсь, что Твоим милосердием и молитвами святых мучеников всё, что услышал от неких христолюбцев, то и изложу. Послушайте, братья, и не осудите меня за несовершенство рассказа.
ПРОЛОГ Сказано, что в начале Бог сотворил небо и землю и все, что не ней, и насадил на востоке Райский сад, и создал своими руками человека, и дунул на лицо его, и оживил. И взял от него ребро и создал ему жену, и повелел им питаться от всего сада, только не вкушать от одного древа, которое давало познания добра и зла, сказав: «В который день вкусите от него, в тот день смертью и умрёте»[1]. Эту заповедь, которую Бог дал Адаму, еще прежде узнал диавол, издавна ненавидящий добро, говоривший, что сотворит свой престол на звёздах, и за эту гордость низверженный на землю. Он, как было сказано выше – ненавистник, сорвал плод с древа и дал женщине, и она, вкусив, дала Адаму, и так оба они преступили заповедь Божию, и потому были изгнаны из Рая. И зачала жена его Ева и родила Каина, а затем Авеля. Но да не буду пространно говорить, кратко расскажу. Диавол, ненавидящий человеческий род, увидев, как умножились и распространились по земле люди, научил их кланяться идолам, а не Богу, сотворившему небо и землю. Благой Бог, долготерпя и ожидая покаяния людей, посылал к ним Своих святых пророков. Они же одних не послушали и прогнали, а иных убили. И даже на сотворивших таковое людей Бог не прогневался, но был милостив к Своему созданию. И по милосердию Своему, послал к ним Своего Единородного Сына, Который сошел с небес, вселился в Святую Деву и родился от Неё, не нарушив девства Той, Которая, как прежде была Девой, так и после рождества пребывает Девой. Господь наш Иисус Христос, родившийся от Святой Девы и крестившийся от Иоанна, тем самым показал нам пример, чтобы и мы крестились во имя Его. Потом избрал двенадцать учеников, названных апостолами, и многому их научил, рассказав о Царстве Небесном, многие чудеса сотворил перед ними и перед всем народом, о чем свидетельствует Святое Евангелие. После же, вкусив по Своей воле страданий и смерти, был положен во гробе, и сошел во ад, и разрушил владычество диавола, связал его, освободил схваченные им души и сказал им: «Идете в Рай!». Они же, радуясь, пошли, славя Бога. Сам же в третий день воскрес из мёртвых, явился Своим ученикам и сказал: «Идите, проповедуйте Евангелие по всей земле, и каждый, кто уверует и крестится, будет спасён, а кто не уверует, будет осуждён на вечные страдания»[2]. После этих слов, вознёсся на небеса и сел по правую руку Бога Отца. Апостолы же пошли и, как повелел Господь, проповедали Евангелие по всей земле[3]. Многие уверовали и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, и была великая радость верующим в Господа нашего Иисуса Христа, потому что они видели множество чудес, которые сотворили святые апостолы во имя Господа нашего Иисуса Христа – молитвами святых апостолов, слепые прозревали, хромые ходили, прокаженные очищались, люди освобождались от бесов. И, умножившись, христиане низложили и разрушили идольские капища. Страна Русская тем временем по-прежнему оставалась в идольском обольщении. Потому что ни от кого не слышала проповеди о Господе нашем Иисусе Христе – ни апостолы не приходили к ее жителям, никто не проповедал им Слово Божие. Но тогда Сам Владыка Господь наш Иисус Христос обратил взор на Своё творение, чтобы оно не погибло в идольском обмане. И по прошествии уже многих лет, милостиво заботясь о Своём создании, в последние времена пожелал приобщить к Своему Божеству. Как Сам сказал об этом в Евангелии в притче: «Подобно Царство Божие человеку, который вышел нанять работников в свой виноградник и, найдя их, послал трудиться в его винограднике, пообещав дать по сребренику. И вновь вышел в третий час и нашёл других, стоящих без дела, и сказал им: «Идите, потрудитесь в Моём винограднике и, что заслужите, то получите». Так же было и в шестой и в девятый час. Вышел и в одиннадцатый час, и обрёл других, сидящих праздно и спросил их: «Что вы же бездельничаете?». Они же ответили ему: «Весь день сидели, и никто не нанял нас». И сказал им: «Идите, потрудитесь в Моём винограднике и, что заслужите, получите». Это о них, провидя, Господь сказал в притче[4]. Потому что поистине бездельниками были служащие идолам, а не Богу Творцу неба и земли, так как напрасно они растратили свои годы в идольском заблуждении. Никто не приходил к ним с радостной вестью о Господе нашем Иисусе Христе. Но, как уже было сказано, в последние времена умилосердился о них Небесный Владыка и не дал им погибнуть до конца в идольском обмане. ЖИТИЕ В те годы владел всей Русской землей князь по имени Владимир[5]. Был он муж праведный и милостивый к нищим, сиротам и вдовицам, но по вере – язычник. Тогда, желая сделать князя христианином, Бог попустил ему некоторое испытание, как когда-то в старину Плакиде, в житии которого сказано, что, еще будучи язычником, он был человеком праведным и милостивым[6]. Однажды ему явился Господь наш Иисус Христос. Плакида поклонился Ему и спросил: «Кто Ты, Господи, и что велишь рабу Твоему?». Господь отвечал: «Я есть Иисус Христос, Которого ты, не зная, почитаешь. Но пойди и крестись!». Плакида тотчас призвал свою жену и детей и крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа, и наречено ему было имя Евстафий. Также и сему Владимиру явился Бог, сделав его христианином. И наречено ему было имя Василий. После чего он повелел своим вельможам и всем людям креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. Слышите чудо, исполненное благодати – еще вчера велел всем приносить жертвы идолам, а сегодня повелевает креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вчера не ведал, Кто есть Иисус Христос, а сегодня является Его проповедником! Вчера назывался язычником Владимиром, а сегодня называется христианином Василием! Явился второй Константин на Руси! Но что еще чудеснее – повелел, как было сказано, всем идти и креститься, и все прошли на крещение, ни один не воспротивился, но, как будто были издавна научены, с радостью поспешили ко крещению. Радовался и сам князь Владимир, видя их горячую веру в Господа нашего Иисуса Христа. Было это в 982 году[7]. После чего построил Владимир в Киеве церковь в честь Святой Владычицы нашей Богородицы. Князь Владимир благословляет Бориса и ГлебаУ Владимира было много сыновей, и среди них – святые Борис и Глеб, о которых эта повесть. Светились, как две блистающих звезды среди темноты – так назову Бориса и Глеба. Благоверный князь Владимир отпустил сыновей, каждого в свой удел, что дал им во владение, а святых Бориса и Глеба оставил при себе, поскольку они были еще молоды. Глеб был особенно молод, а блаженный Борис уже вступил в разумный возраст и был исполнен Божьей благодати – брал книги и читал, ибо был научен грамоте. Читая о жизни и подвигах святых мучеников, Борис молился со слезами: «Владыка мой, Иисусе Христе, сподоби меня стать одним из этих святых и пойти их путём! Боже мой, да не прельстится мой ум суетою мира сего, но просвети моё сердце на познание Тебя и Твоих заповедей и даруй мне этот дар, который даровал всем от века угодившим Тебе. Ибо Ты – истинный Царь и Бог, Который помилует и выведет нас от тьмы к свету, и Тебе слава во веки веков. Аминь». Так он молился многие часы, а святой Глеб, слушал его, сидя рядом и не отлучаясь от блаженного Бориса, день и ночь будучи у него в послушании. Как прежде было сказано, Глеб был молод телом, а умом стар и многие милости творил нищим, вдовицам и сиротам. Известно, что его отец князь Владимир также был милостив. Настолько, что на телегах возил по городу пропитание – овощи, мёд, вино и прочее, в чём нуждались больные и нищие, и просил священников сообщать, кто и где болеет. Видя отца, творящего такие дела, блаженные еще больше утверждались в милосердии. Любил их и отец, замечая на них благодать Божию. Святые Борис и Глеб. Средник вятской иконыБлаженному Борису в крещении дано было имя Роман, поскольку, как на святом Романе[8] с молодых лет почивал Святой Дух, так и на нем была благодать Божия. Однажды, как сказано, святой Роман молился Святой Владычице нашей Богородице и задремал. Во сне явилась ему Божия Матерь со свитком в руке и протянула святому, но ненавидящий добро диавол выхватил свиток из его руки. Тогда Матерь Божия снова взяла свиток и подала его святому Роману, который, пробудившись от сна, почувствовал себя исполненным Святого Духа[9]. Так же было и с этим блаженным Романом, когда диавол, видя данную ему от Бога благодать и милосердие ко всем людям и не терпя того, влез в его старшего брата, желая погубить святого. О чем мы далее кратко скажем. Святому Глебу в крещении дано было имя Давид[10]. Так и это дитя с юных лет было отмечено благодатью Божией. Разумеете ли о том? Сказал, что его нарекли Давидом. Но почему? Не потому ли, что, как и пророк Давид, он был младшим из своих братьев, о чем свидетельствовал сам пророк – «младшим был среди моих братьев и самым юным в доме отца моего» и прочее. И еще, как пророк Давид вышел против иноплеменника и избавил сынов Израилевых от позора, так и этот святой Давид вышел против злодея диавола и победил его, и избавил от позора сынов русских. Но пора уже возвратиться к нашей повести. Увидев, что блаженный Борис повзрослел, благоверный князь захотел женить его. И хотя блаженный не помышлял о том, но уступил просьбам бояр, да не ослушается отца, и исполнил его волю – не ради телесной похоти, но ради княжеского закона и послушания отцу. После этого отец послал Бориса на княжение во Владимир, а Глеба оставил при себе, поскольку тот был еще молод. Блаженный Борис правил в своем уделе кротко и милостиво, заботясь не только о бедных и нуждающихся, но обо всех людям, и все удивлялись его кротости и смирению. Не снеся этого, враг[11] вошёл в сердце старшего брата Святополка[12], который хотел один владеть всей страной и оттого, окаянный, стал замышлять зло на праведного, решив его погубить. Но не попустил ему Бог. Когда о том узнал их благоверный отец, то призвал блаженного Бориса к себе – да не прольется кровь праведного. Тогда окаянный еще больше разгневался на блаженного, решив, что тот хочет после смерти отца наследовать его престол. Как это случилось с Иосифом и Вениамином[13], которых Иаков любил особенно сильно, как самых своих юных сыновей. Потому братья сильно гневались на них, помышляя, будто Иосиф хочет править ими, что после и сбылось. Так и здесь – не только на блаженного Бориса разгневался, но и на блаженного Глеба. Святые ничего не знали об этом и пребывали в исполнении Божиих заповедей, раздавая милостыню нищим и убогим и вдовам, себе же не оставляя ничего.
УБИЕНИЕ Спустя некоторое время, их благоверный отец заболел тяжелой болезнью и умер. И, когда он был еще болен, напали на страну враги. Услышав о том, князь сам уже не мог выйти против них и решил послать на них своего сына Бориса, дав ему множество воинов. Блаженный, пав на землю, поклонился отцу, облобызал его честные ноги, затем, восстав, обнял его, целовал со слезами и, так простившись, отправился с воинами в поход. И, пока блаженный был еще в пути, его отец благоверный князь Владимир умер. Было это в 1015 году[14]. Узнав о смерти отца, окаянный Святополк возрадовался, сел на коня и, скоро добравшись до Киева и исполнив давнее желание своего сердца, сел на отчем престоле и стал размышлять, как погубить блаженного Бориса. Узнав о том, святой Глеб – да никак и его погубит – решил бежать в северные земли, где правил один из братьев. Перед тем же, как отправиться в путь, Глеб пошел в церковь Святой Богородицы и, пав посреди церкви, молился: «Господи мой Иисусе Христе, Промыслитель всего сущего, Помощник всем надеющимся на Тебя! Услыши меня и посмотри, что хотят сотворить рабу Твоему Борису, моему брату. Тебе все известно. Если Ты судил и мне погибнуть в этом городе, то не побегу от замысла Твоего. Но если нет, то будь со мной на всяком пути и не оставляй меня, Господи Иисусе Христе, и не предавай меня на смерть, ибо Ты Спаситель, и Тебе слава во веки. Аминь». Так помолившись, святой Глеб поднялся, подошёл к иконе Святой Богородицы и, поклоняясь до земли, со слезами поцеловал Ее святой образ и вышел из церкви. Дойдя до реки, где была приготовлена лодка, поднялся в неё и так бежал от законопреступного брата. Блаженный Борис, как я говорил, был с воинами в походе и ничего не знал о случившемся. Услышав, что Борис с войском идет на них, враги бежали, не дерзнув выступить против блаженного. Обойдя все города и водворив в них спокойствие, Борис возвратился вспять. И, пока был еще в пути, сообщили, что его отец умер, и старший брат Святополк сел на отеческом престоле. Услышав о смерти отца, блаженный помолился: «Владыка Господь, Иисус Христос, упокоивый всех святых отцов, угодивших Тебе, истинному Богу, Ты и ныне упокой, Господи, душу раба Своего Василия, отца моего, с Авраамом, Исааком, Иаковом и всеми праведниками. Ибо Ты – покой всем уповающим на Тебя, и Тебя слава во веки!». Когда же услышал, что старший брат сел на отчем престоле, Борис возрадовался, говоря: «Он будет мне как отец», и шёл своим путём, подобно кроткому агнцу, не помышляя никакого зла на своего брата. В том числе потому, что тот, немилосердный, подослал к блаженному своих слуг, чтобы те сами услышали эти слова, но не потому, что переменил коварство на милосердие. Но по-прежнему замышлял погубить брата. Видите ли, братья, немилосердие окаяннаго? Разумеете ли, что явился второй Каин? Потому что и Каин размышлял над тем, как погубить своего брата Авеля, ибо не знал, каким образом случается смерть. Тогда враг – злодей показал ему ночью, спящему, убийство[15], и когда он пробудился, как увидел во сне, так и убил своего брата Авеля. Подобным же образом вложил враг в сердце Святополка злую мысль погубить брата, пока тот был еще в пути. Тогда, призвав самых жестоких слуг, он послал их на блаженного Бориса, сказав: «Нападите на него ночью и убейте, а, если кто воспротивится вам, то и тех погубите с ним». О, окаянный! Разве не слышал, что Бог сказал Каину об убийстве брата?[16]Как не боишься Суда Господа Бога, говорившего, что гневающийся на брата своего, повинен суду и муке огненной[17]. Ты же не только, окаянный, гневаешься на брата, но и посылаешь к нему убийц, сказав: «Если кто воспротивится вам, то и тех погубите». Блаженный идёт к брату, не помышляя в своем сердце никакого зла, а окаянный уже не только замыслил злое, но и посылает погубить его. Блаженный радуется, что старший брат сел на отчем престоле, а окаянный, услышав о грядущем к нему брате, опечалился и посылает погубить его. Даже когда некие люди пришли к блаженному и сообщили, что брат хочет его погубить, блаженный не поверил им и спросил: «Может ли быть правдой то, о чем вы говорите? Разве не знаете о том, что я – младший и потому не противлюсь брату, который старше меня?». Спустя два дня новые путники рассказали Борису обо всём случившемся и о том, как бежал его брат Глеб. Блаженный отвечал: «Благословен Бог! Не побегу, не сойду с этого места, никак не буду противиться своему старшему брату. Но, как угодно Богу, пусть так и будет. Лучше мне умереть здесь, чем в иной стране». При нем были воины, ходившие на рать – а было их до восьми тысяч, и все при оружии. Они отвечали: «Владыка! Мы были преданы твоим благим отцом под твою власть, и потому пойдём, с тобой или без тебя, и силой изгоним того из города, а тебя введём, для чего твой благой отец и вручил нас тебе». Услышав это, блаженный Борис, поистине милосердный, заботясь о них, как о своих братьях, отвечал воинам: «Нет, братья мои и отцы! Тогда еще более прогневаете брата моего, и он обвинит вас в мятеже. Но лучше мне одному умереть, нежели стольким людям. Не буду ни в чем противиться старшему брату. Да и как убегу от суда Божия? Но молю вас, братья мои и отцы, идите по своим домам. Я же пойду и упаду в ноги своему брату, и, увидев меня, он смилостивится и не убьёт меня». И, поцеловав всех, Борис отпустил воинов. Сам же со слугами остался на прежнем месте, а к брату послал отрока с просьбой о милости. Но тот, немилосердный, схватил отрока и удержал при себе, сам же послал к блаженному убийц, да погубят его. Увидев, что слуга не вернулся, блаженный сам пошёл к своему брату, и, когда был в пути, вновь сообщили ему о том, что брат послал убийц, и уже приблизились посланные им. Тогда блаженный, воззрев на небо, произнес: «Владыка Господи, Иисусе Христе, не дай мне погибнуть, но Сам простри Твою всемогущую руку надо мной, грешным и ничтожным, избави меня от ярости идущих на меня и спаси меня в час сей, ибо Ты - один прибежище скорбящим. Ты Бог истинный и Тебе слава во веки. Аминь». Затем повелел поставить шатёр[18], вошёл в него и молился Богу, припадая, со слезами, пока не закончились у него силы, и снова, пав на своё ложе, плакал горько и молился. С наступлением ночи, Борис велел слугам принести свечу и, взяв книги, начал читать. И вот идут посланные Святополком, рычащие как дикие звери, желающие поглотить праведника[19]. Услышав, что уже приблизились нападающие на него, блаженный, повелел священнику петь заутреню и читать Святое Евангелие, ибо был воскресный день, и молился: «Господи, как умножились враги мои! Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: «Нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, заступник мой»[20] и прочие псалмы. Войдя, нечестивцы[21] не дерзнули сразу напасть на праведника – пока блаженный не окончил заутрени, не попустил им Бог. Затем, поцеловав всех, лёг на свой одр и, обратившись к беззаконникам, сказал: «Вошли уже, братья, так исполните волю пославшего вас». И они, словно дикие звери, напали на него и вонзили в него копья. Тогда один из стоявших рядом слуг[22] пал на него и прикрыл собой. Они и того пронзили, и, сочтя блаженного мёртвым, вышли вон. Но блаженный был еще жив и поднявшись, в оторопе[23], шатаясь, вышел из шатра и, воздев руки к небу, начал молиться: «Благодарю Тебя, Владыка Господи, Боже мой, что сподобил меня, недостойного, стать сообщником страданий Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа! Ты послал в мир Сына Своего единородного, Которого беззаконники предали на смерть, и я также был послан своим отцом защитить людей от нападающих на них варваров, и вот ныне поражён от слуг отца. Но, Владыка, прости им грехи, меня же упокой со святыми Твоими и не предай меня в руки врагов. Ибо Ты защитник мой, Господи. В руки Твои предаю дух мой!». Как только Борис произнес эти слова, один из убийц подбежал к нему и ударил в сердце, и так блаженный предал душу в руки Божьи, месяца июля в 24 день. Взяв честное тело блаженного Бориса, спутники принесли его в Вышгород, что в 15 верстах от царствующего града Киева, и положили в церкви святого Василия[24]. Убиение святого Глеба. Клеймо вятской иконыКогда окаянный узнал о том, что святой Глеб бежал в северные земли, то решил его и там сгубить. О, как велико немилосердие окаянного! Не довольно ему было погубить одного брата, но и на другого посылает убийц, сказав: «Скорее идите и погубите его!». Они тотчас сели в быстрые лодки и гнались за святым Глебом многие дни. Когда же убийцы приблизились, бывшие со святым в ладье воины, взялись за оружие, но святой Глеб упросил их не противиться нападавшим. Он сказал: «Братья мои! Если сейчас не выступите против них, то, схватив меня, они меня не убьют, но поведут к брату, и он, увидев меня, смилостивится надо мной. Если же воспротивитесь, то и вас иссекут и меня погубят. Потому молю вас, братья мои, не противьтесь им, но плывите к берегу. Я же в своей ладье пойду по середине реки, и, когда они приблизятся, тогда и увидим, пришли ли они с миром. Если же нет, то, как уже сказал, схватят меня и отведут к брату, и. он, увидев меня, смилостивится и не погубит меня. Вы же сейчас немного отступите к берегу и не противьтесь им». Воины, послушав, отошли к берегу, печалясь о святом и часто озираясь, желая видеть, что будем с ним. А просил святой об этом потому, что хотел, да не погибнет никто из них, и не прольется кровь невинных. Хотел один за всех умереть и потому отпустил воинов. Сам же со слугами поплыл в ладье по середине реки. Окаянные, увидев посреди реки одинокую ладью и стоящего в ней святого Глеба, погнались за ним словно дикие звери. Заметив идущих на него, святой поднял очи к небу и стал громко молиться: «Вступи, Господи, в тяжбу с обижающими меня и побори борющихся со мной. Возьми щит и латы и восстань на помощь мне. Обнажи меч и прегради путь преследующим меня. Скажи душе моей: «Я – Спасение твое». Да постыдятся и посрамятся желающие погубить душу мою. Да обратятся назад и покроются бесчестием помышляющие мне зло. Да будет путь их тёмен и скользок» [25]. Читал он и другие псалмы. И вот нечестивцы, поравнявшись с ладьей, схватились за уключины и привлекли ее к себе. Бывшие же с Глебом в ладье сидели, положив вёсла, печалясь и рыдая о нем. За святым стоял старший повар, и повелели нечестивые[26] ему заклать святого Глеба: «Возми свой нож и зарежь своего господина, иначе сам умрешь злой смертью». Тогда окаянный повар – не как слуга, прикрывший собой святого Бориса, но как предатель Иуда – извлёк свой нож, взял Глеба за честную главу и хотел его заколоть. Святой, как кроткий агнец, молчал, обратив все свои мысли к Богу и устремив свой взгляд на небо, молился: «Господи, Иисусе Христе, услыши меня в час сей и сподоби быть причтенным к Твоим святым. О, Владыка! Когда-то в древние времена, в этот день Захария[27] был заколот перед Твоим жертвенником. Ныне также я буду заклан перед Тобой. Но, Господи, Господи, не помяни прежних моих грехов и спаси мою душу! Да не овладеют ей слуги лукавого[28], но да примут её Твои светлые ангелы. Ибо Ты, Господи, Спаситель мой, прощающий содеянное. Ты Бог истинный и Тебе слава во веки. Аминь». И после того, как святой Глеб произнес эти слова, повар по имени Торчин, о котором было сказано выше, встал на колено, наклонил голову святого и перерезал ему гортань. Так святой Глеб предал свою душу в руки Божьи, месяца сентября в 5 день. Выбросив тело святого из лодки, окаянные закопали его в безлюдном месте[29] между двумя колодами, после чего пошли к Святополку и рассказали о содеянном. Выслушав их, немилосердный ничуть не сжалился, не переменился, но воздвиг гонения и на других братьев, желая всех погубить и один править всеми землями. Однако Бог, знающий сокровенные желания и желающий всем людям спастись и прийти в познание истины[30], не попустил окаянному сотворить таковое, но самого его истребил от земли[31]. Обвиненный в мятеже и изгнанный не только из города, но из всех своих владений – бежал он в чужие страны[32] и там окончил свою жизнь, и даже останки его распались надвое. Потому как смерть грешника люта[33]. О том говорили многие, видевшие его останки в гробу распавшимися, как у Юлиана Отступника[34]. После смерти окаяннаго принял власть старший брат блаженных князей по имени Ярослав[35]. Он был мужем праведным, смиренным и старался жить по Божьим заповедям. Христолюбивый князь повелел найти тело святого Глеба, которое долгое время искали, но найти не могли. Лишь год спустя некие охотники обрели тело святого лежащее целым – ни звери, ни птицы не прикоснулись к нему. Тотчас пошли в город и сообщили его правителю. Он, придя на то место со слугами, увидел тело святого, сияющее подобно молнии. Изумившись, правитель велел своим слугам охранять тело святого и поспешил известить о том христолюбца Ярослава, наследовавшего престол своего отца. Узнав о том, Ярослав направил к правителю города указ – да скорее перенесут тело святого Глеба в Вышгород, где ранее было положено тело блаженного Бориса. Тогда правитель повелел слугам незамедлительно приготовить корабль, в который они со свечами, благовониями и великой честью перенесли тело святого Глеба и, при попутном ветре, скоро приплыли в указанный город и положили тело святого Глеба возле его брата Бориса в церкви святого Василия, где ради Своих угодников Бог явил множество чудес. Вот что я, грешный, записал о житии и погублении святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Но, если Бог благословит, еще немного возвещу об их чудесах в славу и честь великому Богу, Спасителю нашему Иисусу Христу, с Ним же славлю Отца и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Варяг наступил на мощи святых. Клеймо вятской иконы ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ Благословен Господь Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который не дал нам погибнуть в идольском заблуждении, но вывел от тьмы к свету и Господом нашим Иисусом Христом и дарами Его Святого Духа собрал заблудшие овцы в святое стадо, явил Своё человеколюбие в угодивших Ему святых, терпит человеческий род и указывает ему путь спасения! По великой Своей милости Он явил нам Своих угодников блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, по их молитвам обильно изливая врачующую благодать и множество чудес, которые совершаются и по сей день. Всякий приходящий и с верой прикасающийся к раке с мощами святых страстотерпцев Бориса и Глеба тут же получает исцеление – слепые прозревают, хромые начинают бегать, бесноватые очищаются – проще говоря, всякий недуг и всякую болезнь прогоняет от людей сила Господня по молитвам святых Бориса и Глеба. Сколько бы людей не пришло в их святую церковь – все исцеляются. Прославляя чудеса и исцеления от святых блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, начну с того, каким образом были изнесены мощи святых из земных недр, ибо не пристойно было таковым сокровищам быть сокрытыми под землёй. Много раз на том месте, где лежали тела святых страстотерпцев Бориса и Глеба, по ночам доводилось видеть свечение или огненный столп, сходящий с неба. Известно, что, когда серебро или золото бывает сокрыто под землёй, то видят на том месте огни – это диавол указывает его сребролюбцам. Тем более пристойно было Богу явить христолюбивым людям тела своих угодников страстотерпцев Бориса и Глеба, да не будут забыты тела святых под землёй, но явлены и положены на подобающем им месте. Случилось так, что вблизи того места, где лежали тела святых страстотерпцев, стояли варяги, пришедшие из другой страны. И когда один из них, не ведая, наступил на святых, то из земли вышло пламя и опалило ему ноги. Не стерпев, варяг соскочил с того места и пожаловался своим товарищам, что не может идти. Они же, услышав об этом и увидев, что ноги его опалены, с того времени более не смели приблизиться к тому месту. Услышав об этом, горожане приходили и со страхом поклонялись месту погребения святых. Ненавидя это, диавол сотворил следующую беду – находившаяся вблизи того места церковь загорелась и вот каким образом. Пономарь той церкви по окончании утренней службы был омрачен сном от вселукавого сатаны и, не осмотрев тщательно церковь, поспешно вышел домой, забыв на горнем месте горящую свечу, от которой немного спустя эта церковь возгорелась. Впрочем, вовремя это заметив, верующие вынесли всё, что было в ней, не дав ничему погибнуть, разве только храму. Всё это, думаю, произошло Божьим попущением. Потому как, воистину, вместо старой и ветхой деревянной церкви на том месте следовало возвести новый храм во имя святых блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба и тела их с любовью изнести из земных недр. Как и сбылось. Не подобало им оставаться сокрытыми под землёй, как сказал Господь: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем»[36]. Светильники в храме – угодники Божьи, и таковые светильники следует не скрывать под землёй, но поставлять на подобающем им месте, да светят всем в храме. Храмом же назовём всех православных людей, потому что, как солнце дарит всем свои лучи, так и тела святых испускают целебные дары всем верующим. После этого стоявший во главе того города старейшина пришёл к христолюбцу Ярославу и возвестил ему о святых и сгоревшей церкви. Выслушав, христолюбивый князь призвал архиепископа Иоанна, пасущего в те годы стадо овец Христовых, и рассказал ему всё о святых блаженных страстотерпцах Борисе и Глебе. Потрясённый рассказом христолюбца, преподобный архиепископ повелел собраться всему церковному клиру, и уже на следующий день с крестами и церковным пением все вышли в названный выше город, в котором покоились тела святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Выкопав ковчег, они извлекли его из земных недр и поставили у края могилы, чтобы верующие могли увидеть его, и все верные люди с благоговением подходили к ковчегу и покланялись. Затем архиепископ и священники открыли раку святых и увидели, что тела блаженных не имели ни единой раны или язвы и были белы, как снег, лица же светились как у ангелов. И долгое время архиепископ и все люди дивились этому чуду. При этом не только само это место исполнилось благоухания, но и весь город не мог вместить дивного запаха. Затем раку святых, подняв с земли, внесли в названную выше церковь и поставили на правой стороне. После чего сотворили святым службу и разошлись, прославляя Бога. Так Бог человеколюбец поистине исполнил то, что обещал – что прославит почитающих Его. ЧУДЕСА. ИСЦЕЛЕНИЕ ХРОМОГО СЛУГИ У правителя Вышгорода был хромой слуга. Нога у него высохла и скорчилась, словно палка. Слуга ее ничуть не ощущал, словно нога была мертвой. Вместе нее слуга сделал себе деревянную ногу и ходил, опираясь на нее. Приходя к раке святых, он молился у нее день и ночь. И вдруг в одну из ночей перед ним предстали святые страстотерпцы Христовы Борис и Глеб и спросили: «О чём так громко вопиешь к нам?». Слуга показал им больную ногу и стал просить об исцелении. Тогда скорые врачи и целители, коснулись сухой ноги и трижды её перекрестили, и она стала целой и здоровой. Видел он с ними и слугу, который прикрыл собой блаженного Бориса, а ныне нес свечу перед святыми. Воспрянув от сна и забыв про свою деревянную ногу, которая стала ему не нужна, слуга вскочил и, поспешая, пришёл к раке святых, припал к ней и со слезами на глазах рассказал всем, что, по своей милости, сотворили с ним святые. Услышав об этом чуде, люди, которые прежде видели его ногу сухой, прославили Бога, даровавшего Своим святым таковую благодать. Когда же и самого его увидели здоровым и услышали от него о случившемся, то советовали поведать о том христолюбцу Ярославу. И пока размышляли о том, как это сделать, Христовы страстотерпцы Борис и Глеб сотворили новое чудо, больше первого.
ВОЗВЕДЕНИЕ КНЯЗЕМ ЯРОСЛАВОМ ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ Один человек пришёл к раке святых и, поклоняясь до земли, стал молить об исцелении своих очей. И когда прикоснулся к святой раке и поцеловал ее, тотчас прозрел, и начал перед всеми громко славить Бога и Его святых страстотерпцев. Услышав о том, правитель города пришел к христолюбивому князю Ярославу и поведал ему об исцелении. Князь подивился чудесам святых и, когда рассказал пришедшему к нему архиепископу Иоанну о том, как святые исцелили человека с больной ногой и открыли очи слепому, архиепископ удивился и, помыслив доброе намерение, обратился к христолюбцу с такими словами: «Хорошо бы нам, благоверный царь, воздвигнуть во имя их церковь и определить день, в который творить им празднование». Христолюбивый князь отвечал митрополиту: «Это добрый совет, отче. Как велишь, так и сотворим». Потом князь повелел плотникам[37] заготовить лес для строительства церкви – потому как была зима[38], что они по повелению христолюбца и сделали, а с наступлением лета плотники возвели во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба клетскую церковь[39], в которой была поставлена рака с мощами святых. Христолюбивый князь украсил церковь пятью куполами и всякими красотами, иконами и иными росписями. Повелел он написать и икону святых, чтобы входящие в церковь люди перед той иконой, как перед самим святыми, с верой и любовью покланялись и целовали их образ. После этого христолюбец обратился к архиепископу с просьбой освятить церковь и совершить в ней святую службу. Архиепископ призвал священников, диаконов и всех церковных служителей и вместе с христолюбивым Ярославом и вельможами направился в Вышгород и совершил чин обновления храма, также называемый освящением. 24 июля[40], в день убийства блаженного Бориса, христолюбивый князь Ярослав и преподобный митрополит Иоанн поставили в той церкви, на правой стороне, раку с мощами святых и установили ежегодно в этот день праздновать их память, что совершается и поныне. По окончании святой литургии благоверный князь Ярослав собрал всех участников торжества на трапезу, чтобы все, как и он, христолюбец, исполнились духовной радости о благодати, которой сподобились его святые братья. О том он уже не только от других слышал, но и сам видел, как во время святой литургии хромой, не способный ходить человек, молясь и припадая, с великим трудом приполз к раке святых и только приблизился к ней, как тотчас утвердились его ноги, и он, поднявшись, ходил перед всеми, прославляя Бога и святых. Этот великий праздник в честь святых христолюбец сотворил не только для бояр, но для всех людей, особенно, нищих и вдовиц, повелев подать от своего имения всем нуждающимся, что продолжалось все семь дней праздника. Перед тем как возвратиться в столицу, христолюбец повелел правителю Вышгорода отныне выделять на содержание церкви святых десятую часть от всей собранной дани, а архиепископ, несколько задержавшись в том городе, поставил в храм священников и диаконов и, назначив над ними настоятеля, повелел ежедневно совершать вечерние и утренние службы и святую литургию, после чего отошёл в свою соборную церковь. СПАСЕНИЕ УЗНИКОВ ИЗ ТЕМНИЦЫ Множество чудес показал Бог на том месте заступничеством Своих святых страстотерпцев – слепые прозревали, хромые начинали ходить, бесноватые очищались и все страдающие различными недугами получали исцеления по молитвам страстотерпцев Бориса и Глеба. При этом одним они являлись воочию, а другие получали исцеления, только придя в их церковь и от всего сердца помолившись Богу и Его святым страстотерпцем. Освободили они также многих находившихся в тюрьмах и оковах. И вот с чего это началось. В одном городе несколько мужчин по суду властей были посажены в погреб. Проведя в нём много времени и не зная, что будет с ними дальше, узники впали в глубокую печаль, но вспомнили о чудесах святых Бориса и Глеба и, раскаявшись в своих грехах, начали молить Бога и призывать на помощь святых. Однажды ночью, когда они молились, крышка погреба открылась, и в темнице воссиял свет. Подняв глаза, мужчины увидели святых, сидящих на рослых конях, и перед ними слугу со свечей. Упав в страхе на землю, узники поклонились им. Святые сказали: «Не бойтесь! Мы – Борис и Глеб, которых вы призываете в своих молитвах, и пришли ныне, чтобы освободить вас от наказания за первое согрешение, в котором вы уже раскаялись. Потому судьи не накажут вас, но отпустят с миром». Сказав это, святые стали невидимы, а с узников спали оковы. Тогда узники, уже без страха, поднялись и возопили: «Господи, помилуй!». Услышав их крики, стражники сбежались к темнице и нашли ее разрушенной. Узники сидели на прежнем месте, и перед ними лежали железные оковы. Стражники спросили: «Что здесь произошло?». Тогда узники, по порядку, рассказали им обо всём случившемся. Выслушав их, стражники поспешили к судье и поведали ему о том, какое чудо сотворили с узниками святые Борис и Глеб. Тогда судья повелел привести узников к себе, желая от них самих подлинно услышать о происшедшем. Узники подробно всё ему рассказали. Судья, хотя и сильно тому удивился, но отпустил узников с миром и поведал обо всем случившемся христолюбцу Ярославу. Тогда князь повелел разровнять место темницы и построить на нём церковь во имя святых, которая существует поныне. Известно, что не только в этом городе, но и в других местах многие узники были освобождены из оков и темниц подобным образом.
СТРОИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ЦЕРКВИ КНЯЗЕМ ИЗЯСЛАВОМ Христолюбивый князь Ярослав праведно княжил многие годы. Каждому из трёх сыновей он дал в правление свой удел[41], построил соборную церковь святой Софии[42] и много других сохранившихся доныне церквей и после непродолжительной болезни передал свою душу в руки Божии, а престол – своему старшему сыну Изяславу[43], который положил тело умершего отца в мраморной раке, поставленной в притворе церкви святой Софии. При князе Изяславе святые страстотерпцы Борис и Глеб также совершили множество чудес, и он также ходил к ним на праздник, творя в их честь великое торжество, подавая от своего имения милостыню всем нищим и убогим. Однажды, во время одного из таких посещений церкви святых, князь увидел, что она пришла в ветхость. Тогда Изяслав призвал старейшину плотников и повелел ему поставить во имя святых новый храм, указав для него место вблизи первой ветхой церкви. После чего князь попросил преподобного митрополита Георгия, пасущего в те годы стадо Христово, сотворить на том месте молитву, подал значительное пожертвование от своего имения и удалился в стольный город. Старейшина немедленно собрал всех бывших у него в подчинении плотников, и они, спеша исполнить повеление благоверного князя, за несколько дней возвели на указанном месте церковь. После чего князь повелел правителю города отдать часть собранной для него дани на украшение храма, и тот скоро исполнил это распоряжение. Услышав, что новосозданная церковь уже совершенно приготовлена, боголюбец Изяслав обратился к архиепископу Георгию[44] с просьбой перенести в нововозведенную церковь мощи святых. Архиепископ собрал церковных служителей, и все они крестным ходом отправились в прежде названный город, в котором пребывали тела святых, и, придя в Вышгород, совершили чин освящения новой церкви и святую литургию. На следующий день митрополит собрал всех епископов и церковных служителей у раки святых, желая совершить перенесение мощей. Среди них были верные князья, каждый из своего удела, с которыми пришло множество взрослых и детей. Собралось и множество монахов, среди которых, как солнце, сиял преподобный отец наш Феодосий, игумен Печерского монастыря, украшенный многими добродетелями[45]. Перенесение мощей святых Бориса и Глеба. Клеймо иконыКогда, приступив, открыли раку святых, то увидели их лежащими без тления. Вся церковь наполнилась благоуханием. До этого митрополит не верил в святость блаженных князей, но, увидев это и ужаснувшись своему неверию, обратился к востоку, воздел руки к небу и воскликнул: «Прости меня, Господи, ибо я согрешил, не веря в Твоих святых, и помоги моему неверию. Ныне верую, что Твои страстотерпцы воистину святы!». Потом, приступив к мощам, взял руку блаженного Бориса и, поцеловав, приложил к своим глазам и сердцу. Затем благословил ей благоверного князя Изяслава, после – его брата Святослава, и когда прикладывал руку к его голове, то остался на ней, в благословение ему, один ноготь, затем благословил боголюбца Всеволода и всех людей, после чего положил руку на прежнее место. Затем собравшиеся подняли раку, внесли её в новую церковь и поставили на правой стороне. Было это 2 мая 1072 года[46]. И, сотворив в этот день великий праздник, все разошлись по домам, прославляя Бога.
ИСЦЕЛЕНИЕ БЕЗНОГОГО На новом месте, как и на первом, Бог через Своих страстотерпцев сотворил такое множество чудес, что, если их все записать, получилось бы великое множество книг. В чем никто да не сомневается. Но что может быть удивительнее чуда, о котором ныне поведём рассказ? Был некий человек, у которого нога была отнята до колена. Вместе с нищими он проживал при церкви святых, и все христиане, приходя в храм, подавали ему пищу и все необходимое. Однажды у зажиточных людей был пир, и тот человек отправился к ним за подаянием. Войдя в дом, он сел перед комнатой, где пировали гости, но так ничего не получил от ходивших мимо него слуг и по-прежнему оставался голодным. Внезапно, в исступлении, он ощутил себя сидящим в церкви святых и, подняв глаза, увидел, как из алтаря выходят святые Борис и Глеб и направляются к нему. Нищий, в ужасе, пал лицом на землю. Святые, взяв его за руки, подняли, усадили и начали беседовать с ним. Затем приступили, перекрестили – сначала нищего, потом его ногу, помазали по ней, как будто маслом, и стали тянуть за нее. Все это он видел, как бы во сне, но сам по-прежнему лежал в доме, где был пир. Найдя нищего лежащим на земле без чувств, люди подняли его, повернули лицом к себе и увидели, что он жив, только не может открыть уста. Тогда, сочтя это бесовским нападением[47], люди подняли и отнесли нищего к церкви святых и положили его перед дверями. И тут они заметили, что из колена нищего выросла нога. Вокруг него собралось множество людей, и все смотрели и удивлялись, как в одночасье нога нищего выросла и стала, как другая. Тогда все прославили Бога и Его святых страстотерпцев. Придя в себя, нищий - который прежде был не только хромым, но и немым - заговорил, поднялся и ходил перед всеми здоровым. Люди стали расспрашивать, что с ним произошло, и он по порядку рассказал обо всём случившемся.
ИСЦЕЛЕНИЕ НЕРАДИВОЙ ЖЕНЩИНЫ Однажды, пришёл я по одному делу в город[48] и присел отдохнуть. Вдруг ко мне подошла и села рядом со мной незнакомая женщина, которая, Богом направляемая, пришла из другого города, и поведала мне о святом отце Николе[49] и блаженных страстотерпцах Борисе и Глебе. Всё это ныне я расскажу вам, братья. Вы же прилежно выслушайте меня и не осудите за грубый пересказ. Был, сказала женщина, праздник святого Николы. Все люди пошли в церковь, а женщина осталась дома и принялась за дела. Увидев её за работой, другие женщины стали звать её в церковь и укорять, говоря: «Как можешь ты в день святого Николы работать и не идти в церковь?». Но женшина не послушала их. Вдруг внезапно на двор въехали три всадника в белых одеждах. Выглянув из дверей, она разглядела гостей – один был старше, а два других, по сторонам, моложе. Они сказали: «Женщина! Как ты посмела обидеть нашего отца Николу, не пойдя в его праздник в церковь и работая?». Она отвечала: «Я женщина бедная и вдовая. Мне надо работать и в церковь ходить не зачем». Тогда старший сказал молодым: «Что с ней разговаривать? Разметайте её жилище!». И они разметали её дом до половиц, а старший, взяв женщину за правую руку, изверг её вон из дома, и была словно мертва. Увидев женщину лежащей, соседи подняли и отнесли в другой дом, ибо прежний был разрушен святыми, положили и сели рядом, желая хоть что-нибудь от нее услышать. Но женщина не могла ни глаз поднять, ни шевелить устами, и пребывала, подобно умершей, ничего не вкушая, разве только разжимали её уста, что ложкой влить молоко или воду. Так продолжалось до святого и Великого поста. В Прощёное воскресенье соседи подняли женщину и принесли в церковь святого Николы, и, когда молились о ней, она очнулась, открыла глаза, попросила есть и, приняв пищи, рассказала о случившемся. Но еще в течение трех лет ее правая рука по-прежнему оставалась сухой и совершенно ничего не чувствовала. Услышав о чудесах святых страстотерпцев Бориса и Глеба, женщина отправилась в путь и, придя в город, в котором пребывали мощи святых, поселилась у их церкви, молясь день и ночь. В одну из таких ночей, когда она спала перед церковными дверями, из храма вышли святые, подошли к ней и сказали: «Перекрестись!». Она отвечала: «Господа мои! Видите, что моя правая рука высохла. Как же я могу перекреститься?». Тогда один из них, приблизился, взял её за сухую руку и хотел что-то произнести. Но тут пришёл пономарь и начал отмыкать церковь. Она проснулась и уже более не видела святых, а рука по-прежнему оставалась сухой. Тогда Женщина вошла в церковь и стала молиться святым, прося об исцелении. Тем временем начали петь заутреню, так как был воскресный день и праздник Успения Пресвятой Богородицы. Женщина стояла в притворе церкви и молилась. Внезапно золотые кольца, которые она носила в ушах, упали, покатились и легли у раки святых. Женщина подняла их и отдала нищим. И тут вдруг почувствовала боль в своей сухой руке начала болеть, которой прежде она не ощущала. Не терпя боли, женщина попыталась выйти из церкви, но не смогла – не пустили стоявшие рядом. Начали читать Евангелие. Неожиданно пояс, которым была подвязана ее больная рука, отвязался от шеи и упал на землю. Рука же выпрямилась и стала здоровой, как и другая. Тогда женщина прославила Бога и Его святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Всё это она рассказала, сидя со мной рядом. Я же прославил Бога, сподобившего меня услышать то, чего так желала моя душа.
ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО Другой человек рассказал мне о слепце, который жил в некотором городе и, каждый день приходя к церкви святого мученика Георгия, молясь ему со слезами и прося об исцелении. В одну из ночей, ему спящему явился Христов мученик Георгий и сказал: «Зачем так сильно вопиешь ко мне? Но, если хочешь прозреть, иди к святым Борису и Глебу, и они сделают тебя зрячим, потому что им дана Богом благодать исцелять недужных в твоей стране». Восстав от сна и не поленясь, слепец пошёл к святым страстотерпцам Борису и Глебу и, придя в их церковь, несколько дней пребыл при ней, молясь святым. В одну из ночей явились ему святые и, трижды перекрестив очи слепого, сделали его зрячим. Проснувшись, он прославил Бога и святых страстотерпцев, которые возвратили ему зрение, о чем рассказывали многие, кто видел его и беседовал с ним. Много и других чудес сотворили святые во славу прославившего их Бога.
ПОХВАЛА СВЯТЫМ Видите ли, братья, как было велико послушание святых к старшему брату! Ведь, если бы они воспротивились ему, тогда едва ли сподобились от Бога столь удивительных даров. Ныне многие молодые князья не покоряются старшим, противятся им и, если даже бывают убиты[50], то не имеют той благодати, которой сподобились святые. Да и как не удивиться тому, что святые, имевшие столь великий почёт и славу, также имели столь великое послушание, что предали себя на смерть? Мы же и малого покорения не имеем к властям и старшим – случается, прекословим им, укоряем их и ещё чаще противимся им. Но послушайте, что сказано о святых Борисе и Глебе! Как сыновья одного отца, они не только не противились старшему брату, но и других просили не противиться, а разойтись по своим домам. Желали сами за всех умереть, подражая Владыке Господу нашему Иисусу Христу, Который положил душу Свою за люди Своя[51]. Кто не поразится таким святым? Кто не восхвалит их? И ангелы им удивились, и люди их прославили. Сам Владыка Господь Иисус Христос встретил их с ангельскими силами и увенчал победными венцами. О, блаженные, удостоившиеся великой славы! Как дерзаю я, недостойный, грубый и неразумный, хвалить вас? Сколько бы не старался, не смогу достойно похвалить. Но только скажу, что поистине блажен и преблажен город, в котором находится рака с блаженными телами святых, испускающими целебную благодать! Скажу ещё и о раке. О, блаженная рака, в которой лежит некрадомое богатство! О, честная рака, из которой истекают неоскудевающие источники исцелений! О, святая рака, собирающая вокруг себя православных людей во славу блаженных! О, преблаженная рака, заключившая в себе честные тела прославленных Богом страстотерпцев и целителей, которым вечно будет воздаваться честь! О, славный Вышгород! Ты истинно назван этим именем, ибо вознесен славой выше других городов и всем притекающим к тебе имеешь таковых целителей и заступников! О, святой город, освящённый святыми! Лежащие в тебе – светила неугасимые, сияющие ярче солнца, потому что и солнце не раз скрывается в облаках или ночи, а блаженные светят и днем и ночью, сияя во имя Иисуса Христа, прославившего своих угодников многими чудесами. Но пора уже заканчивать слово о житии, убиении и чудесах святых и блаженных страстотерпцев, которое я, грешный Нестор – от себя и других, от многих немного – бережно записал, чтобы читатели прославили Бога. Молю вас, читателей, ради любви Божией поминайте меня и просите: «Боже, молитвами преблаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, очисти грехи написавшего это». Да и вы получите прощение грехов благодатью, щедротами и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же слава Отцу со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. * * * Вятка - Нижнеивкино 2010 г. [1] «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17). [2] «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). [3] «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). [4] Притча о работниках в винограднике – Мф. 20, 1-16. [5] Святой равноапостольный великий князь Владимир (960 – 1015), креститель Руси. [6] Святой великомученик Евстафий до крещения носил имя Плакида. Он был известным военоначальником при римских императорах Тите (79-81 гг.) и Трояне (98 – 117 гг.) и много заботился о бедных и страждущих. Однажды на охоте Плакида преследовал оленя, который взбежал на высокую гору и остановился. Между рогами оленя Плакида увидел сияющий Крест, а на нем – распятого Сына Божия и услышал голос: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?» - в страхе спросил Плакида. Христос открыл Себя, сказав, что явился Плакиде, чтобы он, как человек, творящий добрые дела, не погиб в идолопоклонстве. Плакида уверовал в Христа и принял Святое Крещение, а затем пострадал со своей семьей за отказ поклониться идолам. Память вмч. Евстафия Плакиды совершается 30 сентября ст. стиля. [7] В оригинальном тексте – 6490 г. от Сотворения мира, которому соответствует 982 г. от Рождества Христова. Между тем, принято считать, что Крещение Руси произошло в 988 г. [8] Преподобный Роман Сладкопевец (+ 556 г.), византийский гимнограф и учитель церковного пения, творец кондаков, акафистов и других песнопений. [9] Вдохновленный явлением Божией Матери, святой Роман составил знаменитый кондак праздника Рождества Христова «Дева днесь Пресущественного раждает…» и исполнил его в храме Святой Софии. [10] Давид, пророк и псалмопевец, второй царь Израиля (ок. 1005 – 965 гг. до Р.Х.), был младшим из восьми сыновей Иессея, победил в битве великана филистимлянина Голиафа, чем обеспечил победу израильтян. [11] Диавол [12] Святополк (ок. 979-1019) – третий по старшинству сын св. великого князя Владимира, на момент смерти отца – князь Туровский по имени г. Туров в Гомельской области Республики Беларусь. [13] Иосиф и Вениамин – сыновья библейского патриарха Иакова, о которых сказано в Книге Бытия, главе 37. [14] В оригинальном тексте указан 6523 г. от Сотворения мира, которому соответствует 1015 г. от Рождества Христова. [15] Таково предание. В Книге Бытия (Быт. 4, 1 – 16), описывающей убийство Авеля об этом не сказано. [16] «И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4, 9-12). [17] «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21-22). [18] Местом убийства св. кн. Бориса считается р. Альта, вблизи г. Переяславля-Хмельницкого, что в 75 км. на юго-восток от г. Киева. [19] «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). [20] «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою» (Пс. 3, 2 – 4). [21] Это были вышгородские бояре во главе с Путшей. [22] Это был венгр Георгий. [23] Испуге, растерянности, шоке. [24] Вышгород – город в 15 км. к северу от Киева, на берегу р. Днепр. Известен с 946 г., как удел и любимый город святой равноапостольной великой княгини Ольги. В оригинальном тексте расстояние между Вышгородом и Киевом ошибочно указано в стадиях. Стадия, стадий – единица измерения длины. Греческая стадия равна 178 метрам. 15 стадий – 2,7 км. В 988 г. князь Владимир построил в Вышгороде церковь в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого, в которой в1015 г. были положены мощи святых Бориса и Глеба. В 1019 г. церковь сгорела и на ее месте была возведена новая церковь в честь этих святых. В 1240 г. при взятии Киева войском Батыя этот храм был разрушен, а мощи святых Бориса и Глеба неизвестно где скрыты. [25] Пс. 34, 1 – 6. [26] Летописи сохранили имя человека, повелевшего убить св. Глеба – Горясер. [27] Пророк Захария, отец святого Иоанна Предтечи, был убит иудеями между жертвенником и алтарем Иерусалимского храма (Мф. 23, 35). Память его совершается 5 (18) сентября, в день убийства св. кн. Глеба. [28] Бесы [29] Св. Глеб был убит вблизи г. Смоленска на р. Смядыни, небольшом притоке Днепра, где впоследствии был основан мужской монастырь с величественным Борисоглебским собором, освященным 21 августа 1191 г. [30] Ср. 1 Тим. 2, 4: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». [31] По промыслу Божию, решающая битва между Ярославом и Святополком произошла в 1019 г. на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. [32] Святополк бежал в польские земли, так как с ними граничило Туровское княжество, и он состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго. [33] Пс. 33. [34] Юлиан Отступник (332-363) – римский император, пытавшийся вернуть империю к язычеству и идолопоклонству, убитый в бою ударом кавалерийского копья, которое рассекло его тело. [35] Ярослав Мудрый (978-1054) – один из сыновей св. великого князя Владимира, на момент смерти отца – князь в Новгороде Великом. [36] «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). [37] В оригинальном тексте – «древоделам». [38] Как правило, лес для строительства деревянных церквей заготавливали после праздника Богоявления - Крещения Господня, после того, как крещенские морозы выжмут из дерева всю лишнюю влагу, и оно дольше сохраниться от гниения. [39] Клетская церковь – деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простым перекрытием. [40] 24 июля 1026 г. [41] В оригинальном тексте сказано «растроив сыны кождо их на свою область», не потому ли, что три сына великого князя Ярослава Мудрого - Изяслав, Святослав и Всеволод - после смерти отца сели в Киеве, Чернигове и Ростове и поочередно занимали великий стол киевского князя. [42] Собор Софии был заложен в центре г. Киева князем Ярославом Мудрым в 1037 г. [43] Изяслав Ярославович (1024-1078) – старший сын Ярослава Мудрого, с 1054 г. великий князь Киевский. [44] Георгий, архиепископ, позже митрополит Киевский, грек по происхождению, занимал Киевскую кафедру в 1062-1077 гг., автор нескольких произведений, в том числе «Стязания с латиною», полемического сочинения, направленного против попыток папы Григория VII обратить великого князя Изяслава в католичество. [45] Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1008-1074), один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик преп. Антония Печерского. Первое житие преп. Феодосия было написано ок. 1088 г. преп. Нестором Летописцем, который был свидетелем обретения его мощей. [46] В оригинальном тексте 2 мая 6580 г. от Сотворения мира. [47] Сегодня бы сказали, сочтя это за эпилептический припадок. [48] Имеется в виду г. Киев, за границей которого в те времена находилась Печерская лавра. [49] Святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских, одном из наиболее почитаемый на Руси святых. [50] В междоусобицах. [51] «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15, 12-14). |
30.07.2015