Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

«Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина)


Варвара Каширина

В издательстве «Наследие Православного Востока» вышла книга писем преподобного Василия (Кишкина, 1745–1831), старца Площанской пустыни, к насельницам женских монастырей. 

Среди его учеников – преп. Лев (Наголкин), возродитель старчества в Оптиной пустыни, преп. Макарий Оптинский, игумен Филарет (Данилевский), настоятель Глинской пустыни, преп. Макарий (Глухарёв), просветитель Алтая, архимандрит Мельхиседек (Сокольников) – настоятель Московского Симонова монастыря и др., а также игумении и монашествующие из многих женских обителей. 

В 2010 году на основе архивных материалов впервые было опубликовано «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского» [1], составленное близкой его ученицей монахиней Борисовской Тихвинской пустыни Ангелиной (Толбузиной). 


Сборник «Письма о подвижничестве инокинь» также был составлен в одном из женских монастырей ближайшими ученицами старца Василия. Этот сборник долгое время хранился в рукописном отделе как неатрибутированный, т.е. в описи документов не было указано, кто его автор и основные адресаты, лишь была проведена предварительная датировка. И только кропотливая работа по его атрибуции помогла публикаторам точно определить, что перед ними драгоценнейшее свидетельство пастырского и духовного попечения старца Василия о многих его чадах в женских обителях. Поразил и язык его наставлений – точный, образный, яркий. 

Чтобы подготовить рукопись к изданию, понадобилось несколько лет. За это время были написаны примечания, а также развернутые рассказы обо всех адресатах, к которым обращался старец. Хотелось рассказать о судьбах тех монахинь, которые воспитывались под его руководством. Некоторые из них впоследствии стали духовными чадами преподобных оптинских старцев. В издательстве «Наследие Православного Востока» поддержали и предложение исследователей подготовить публикацию писем в старой орфографии русского языка, что является очень редким явлением в современной книжной индустрии. В оформлении книги также были использованы многие элементы, характерные для старопечатной книги. 

mv (1).jpgВсе письма старца Василия, вошедшие в сборник «Письма о подвижничестве инокинь», обращены к насельницам женских монастырей, среди них – игумения Казанского Богородицкого монастыря Досифея (Веревкина), игумения Елецкого Знаменского монастыря Павлина (Толстая), монахини Борисовской Тихвинской пустыни Ангелина и Херувима (Толбузины), монахиня Троицкого Севского монастыря Досифея (Лыкошина) и др. 
Основное содержание рукописных тетрадей составляют письменные советы старца, выделенные в отдельные тематические главы, расположенные в порядке своеобразной духовной лествицы: «Искус о новоначальных», «О терпении и послушании», «О еже упразднитися, и разумети Господа», «О еже внимати себе и уничижати», «О еже оставляти плотских родителей и блюсти ум и сердце», «О еже не ослабевати в скорбях, но притекати к Спасителю», «О постриге, о сне и лености», «О еже не слушати ропщущих», «О внимательной молитве», «О блюдении ума и чистоты сердца» и т.д. 

Таким образом, в сборнике представлено целостное учение старца об аскезе, раскрыты основы устроения монашеской жизни, указаны главные иноческие добродетели, к которым следует стремиться. 
Предисловие, в котором рассказывается о старце Василии, называется «Един от древних…». Живя в XIX веке, старец по своему внутреннему устроению, действительно, был подобен древним подвижникам, настолько он был укоренен в святоотеческой традиции. А многие его письма можно назвать гимном монашескому житию, насколько старец любил и ценил ангельский чин. 

Для инокинь одной из главных добродетелей, по мнению старца Василия, должно стать постоянное памятование о Боге. «О сердце девическое, чистое, вторым небом именуется! О сердце таковое, мал сосуд, да в нем Христос вмещается! Весь мир такового не сравняется высокотворством, ежели таковая душа нудится, насилует себя, выполняет первую заповедь, любит Господа всем сердцем. А заповедь первая в сих частях состоит, не только от смертного греха отстать, но при Божией помощи кровь проливать, ежедневною мученицею быть, умственно обучаться и насиловать себя всячески; только помысл первого греха напоминает на ум, распинай себя по всем частям разными увертками, поставляй стыдливость во уме своем тайную. Человеку же себе нудящу, а Господу на таковую душу смотрящу, с плотию ангелом подобную себя хочет поставить» [2]. 
Из жизнеописания старца Василия известно, что незадолго до своей кончины, в 1830 году, накануне праздника Святой Троицы, он посетил Борисовскую Тихвинскую девичью пустынь. Игумения Венедикта вместе с сестрами встретила старца около святых врат и провела в свою келью. Здесь в душеполезной беседе с сестрами обители старец Василий провел время до всенощного бдения. «Старец своим нравственным влиянием на них и душеполезными беседами укреплял их в безропотном прохождении избранной ими духовной стези. После такого возвышенного утешения сестры возвращались в свои кельи, радуясь, а некоторые из них, желая получить пользу от его келейного правила и утаившись близ стены его домика, слушали доносящиеся до них из растворенного окна слова его молитв: 
– Господи Иисусе Христе..! Господи, прости мя…! Тебе рече сердце мое… Радуйся, Невесто Неневестная! Радуйся, Обрадованная…! Владычице моя… Упование мое – Отец… 
После же всех сих стихов старец снова начинал молитву Иисусову. Но немощны были сестры против душевных сил старца, и достаточно утомившись, они, не дослушав его правила до конца, возвращались в свои кельи, получив при всем этом немалое утешение и назидание» [3]. 

mv (0).jpgСам возлюбив молитву, старец научал этому и своих учениц: «Богом тебя прошу – непрестанно твори молитовку, старайся, чтобы дыхание не проходило без нее, так блюди свое сердце, как приставники царские вещи караулят. А мы потщимся Небесного Царя дом караулить, а Он в тысячу раз постарается скорее наше сердце посетить. Тогда твоя душа возрадуется, и вся, аки воск, растопится, и слезы, аки реки, потекут, а слезы именуются обручение со Христом и указ с небеси. Ежели будешь молчать, тогда таинства тебе откроются, и молчание всему научит» [4]. 

Учил старец Василий, как огня, бегать роптунов и особенно тех, кто осуждает игумению и священноначалие: «Бога ради, положи себе урок – какая сестра придет про игумению или казначею говорить что ни есть человеческое, отнюдь не говори, и впредь чтоб не поминали, или про сестру какую. Нам и своего-то имения не укараулить и не урезонить, а ежели чужое имение истощать, то свое без присмотру» [5]. И в другом письме: «Как можно бегай роптунов, и кто жалуется на игумению, отнюдь не слушай, и жива будешь вовеки» [6]. 

В книге можно найти практические советы, как бороться с помыслами, с леностью, с рассеянностью, как пройти путем спасения и взойти по «Лествице чистоты», – такое называние носит одна из глав книги. 
Старец подписывал свои письма следующим образом: Жаждущий вашего спасения иеромонах Василий. Эта духовная жажда спасения, любви к Богу и ближнему, твердая вера пусть укоренятся в сердцах тех читателей, кто перелистает страницы новой книги. 

Надеемся, что опыт женского подвижничества станет основой для созидания внутренней жизни и в современных иноческих обителях.


[1] Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского / Сост. Диомид (Кузьмин), иером.; лит. редактор А.П. Власюк. М.: Наследие Православного Востока, 2010. 
[2] Василий (Кишкин), преп. Письма о подвижничестве инокинь / Вступительная статья, подготовка текста, комментарии В.В. Кашириной. Серпухов, 2015. С. 134–135. 
[3] Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского / Сост. Диомид (Кузьмин), иером. М., 2010. С. 133–134. 
[4] Василий (Кишкин), преп. Письма о подвижничестве инокинь / Вступительная статья, подготовка текста, комментарии В.В. Кашириной. Серпухов, 2015. С. 254. 
[5] Там же. С. 202. 
[6] Там же. С. 200.



30.10.2015