30 мая совершается память преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, в миру Евдокии, супруги святого благоверного Великого князя Димитрия Донского.
В образе этой святой современники и последующие поколения русских людей, особенно москвичей, видели национальный идеал церковного и государственного служения женщины Родине. Княгиня Евдокия, женщина власти, «мать земли московской», при жизни почитавшаяся святой за личные добродетели и самоотверженную заботу о своем народе, доносила до людей своим личным благочестием понятия долга супруги и матери.
Вместе со своим благоверным супругом преподобная Евфросиния, заложив основы национальной державности, стояла у истоков формирования русской цивилизации. В своем многогранном общественно-политическом служении и личной жизни они оба опирались на систему христианских ценностей, что определяло эффективность их внутренней и внешней политики. Являясь человеком глубокого религиозного чувства, Преподобная еще при жизни стали совестью своего народа и ярким живым примером православного благочестия, воплотившего идеал супружеской жизни. Известно, что основой ее личного благочестия являлись пост и молитва.
Святая Евфросиния активно формировала социальную жизнь Москвы, навсегда став небесной покровительницей столицы Российского государства.
Интересно, что в царской российской армии святая Евфросиния считалась покровительницей воинства. Знаменательно также, что приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II очень глубоко почитал преподобную Евфросинию и возглавил возобновление памяти этой общенациональной святой.
Перед смертью святая Евфросиния постриглась в созданном ею Вознесенском женском монастыре Московского Кремля и провела в нем последние дни своей земной жизни простой монахиней. После ее кончины и захоронения на территории монастыря Вознесенская обитель стала местом погребения представительниц великокняжеского рода.
13 сентября 1823 году в церкви святой великомученицы Екатерины, домовом храме Цариц и Царевен Вознесенского монастыря, был совершен постриг Евдокии Николаевны Мещерской, основательницы и первой игуменьи Борисо-Глебской Аносиной пустыни. Пострижение княгини Мещерской с именем Евгении совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. На следующий день за Божественной Литургией в Чудовом монастыре Московского Кремля монахиня Евгения была посвящена в сан игуменьи.
Вниманию читателей предлагается Похвальное слово, созданное во Славу Божию в дар преподобной Евфросинии и в память матушки Евгении, первой игуменьи нашей святой обители.
Печатается впервые.
Похвальное Слово
преподобной матери нашей Евфросинии,
Великой княгине Московской
Благословен Бог наш, Единый в Троице славимый, предвечно приносящий в жертву Сына Своего Единородного, Агнца надмирно закланного, Его же Крестным страданием и преславным воскресением род человеческий от тлетворного греха спасаюший и к жизни вечной в свете Невечернем приводящий.
Слава Тебе, неиссякаемому Источнику неизреченной Любви, в Своем Превечном Совете землю русскую так возлюбившему, что некогда благоизволил родиться в ней и для нее Евдокии, душе чудной и цветами многоразличных добродетелей преукрашенной, в иноцех Евфросинии, матери нашей славной и всякой похвалы достойной.
Воистину, братие и сестры, как можно воспеть эту яркую своею умностью звезду на духовном небосводе Святой Руси тому, чьи уста осквернены словами непотребными, пагубным гнетом дебелой плоти очи духовные плотно замкнуты, а душа смердит страстями, о делах которых и страшно вспомнить и помыслить? Не может сердце приземленное, текущее мыслью своею долу, услышать хотя бы отголосок той славы, в коей торжествует матерь наша Евфросиния в Небесном Граде Москве, русском Иерусалиме Горнем. Сей град красуется Славой Божией, и созидается он огнем молитв небесных и земных, волею крепкой и желанием наичистейшим и преумнейшим. Есть он сосуд духа русского. В вертограде сем души народной звучит сладчайшее пение душ праведных, благодатию просветленных, и прорастают там цветы наикрасивейшие, оживляемые благими устремлениями на земле живущих, наипаче за Правду Христову мучеников, молитвенников, девственников, святителей, творцов многоразличных мысли и слова. Царит там невечерний Свет, Красота и Радость.
Слаб я, братие и сестры, и грешен, но долг любви и благодарности Богу и Преподобной понуждает меня присовокупить свой немощный голос, страдающий неизысконностью слога, к хору молитв и хвалебных пений той, чья душа ныне прославляется в Небесном Кремле, а мощи скрыты еще от нас, недостойных, в глубинах Кремля земного.
Сия богомудрая жена, истинная Евфросиния1 по житию, в водах Святого Крещения обрела благодать мыслей чистых и высоких, по благостности которых и названа была Евдокией2. Не искала она земной славы, но Промысл Божий о ней и земном Отечестве возвел ее в жены Великого князя Димитрия, которому служила как Самому Спасителю верной помощницей в совете и любящей женой и матерью чад своих, верных служителей Христовых, число которых весьма апостольское.
Не дано нам знать горечь слез Великой княгини, пролитых ею в огненных молениях за мужа своего, чад своих по плоти и по духу за весь народ свой, страждущий, врагом иноземным убиваемый, но Христа сквозь все испытания верующим сердцем ищущий.
Не ведомы нам глубины сердца и широта мысли сей богомудрой жены, излечивавшая любовью и словом душу мужа своего от слабостей и прогре́х.
Скрыт для нас и жар молитв, творимых ею в собственной опочивальне, ставшей для нее местом непрестанных подвигов, ведомых только Богу, горения рвущегося к Небу пламенного духа, нашедшего временнное пристанище в хрупком женском теле.
Но знаем мы, братие и сестры, что свята матерь наша Евфросиния. Возсияла она смирением, сей царицей добродетелей, и родила в себе любовь, особенно – к врагам и клеветникам на нее. Не только прощала тех, кто перед уже выросшими детьми клеветал на нее, мучимый страстью властолюбия, но и любила этих несчастных, заповедовав никогда не причинять боль им, дабы в мире не умножалось зло. Строила святая Евфросиния Небесную Русь в своем сердце чистыми молитвами и телесными подвигами, для коих пользовала она вериги, пряча их под великокняжескими одеждами.
Посему истинная она миротворица, приносящая тишину и мир в сердца, разрушаемые завистью, корыстью, печалью о делах земных, омрачающую душу. Своею богомудрой кротостью созидала она твердыни русской державности, украшая ее женской жертвенностью и изысканностью мысли, являя достойную защиту супротив насилия, грубости и всякой без-умности. Животворила она родную землю печалованием за нее, болезнованием сердечным за всех страждущих. Пищей духовной и земной кормила она людей Божиих от богатства своего княжеского сердца, ставшего истинным престолом для вечной трапезы ее духа с Богом Словом. Светила роду русскому сия чудная княжна христианским благо-родством, обретаясь ходатаицей перед Христом Богом и Его Пречистой Матерью, сама став любящей матерью народу своему.
Верим, отцы мои досточудные, братие и сетры, что преподобная матерь наша Евфросиния к мужу своему Димитрию, ангельскими силами на брань с врагами вдохновенному, в земной любви стяжа любовь вечную. И ныне с супружником своим из райских обителей светит нам она образом семьи правой и в вере православной твердой, веселится о чадех своих радостию духовной и нас всех к себе по духу приобщает, зовет на брань с врагом рода человеческого, молясь ко благому Спасу нашему Христу Иисусу, Ему же со Отцем и Духом Святым слава во веки, аминь.
1 Εὐφροσύνη, др.-греч. - «Благомыслящая, Радостная»
2 Εὐδοκία , др.-греч. - «Благоволение»
30.05.2018