Надгробное слово по игумении Рафаиле (Ровинской), публикация Московские церковные ведомости. М., 1887
Московские церковные ведомости. М., 1887, выпуск № 11
НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОСКОВСКОГО ВОЗНЕСЕНСКОГО 1-КЛАССНОГО МОНАСТЫРЯ ИГУМЕНИЯ РАФАИЛА.
(Некролог)
На 66 году своей жизни, волею Божиею, отозвана в вечность 4 сего марта в 6 часов утра Игумения Рафаила (в миру Елена Стравинская – ошибка редактора, правильно Ровинская – прим. Аносина монастыря). Еще в прошлом 1885 году почившая в Бозе Мать Рафаила болела от воспаления левого легкого, но силою веры, при помощи врачебной, поправилась настолько, что могла исправлять свои сложные служебные обязанности неопустительно. Впрочем последствия болезни отражались наглядно в слабости и упадке сил физических ее. Та же болезнь повторилась в нынешнем 1887 году; заболело правое легкое от воспаления ослабившего здоровье матушки так сильно, что она чувствовала приближение смерти. Пред кончиною она была напутствована Св. Христовыми Тайнами; кончина ее была тихая, спокойная, как и самая жизнь была тихая, мирная. Замечательно, лежавшая во гробе в течении троих слишком суток покойница не издавала от себя никакого тяжелого запаха, какой обычно ощущается от трупного гниения покойников. По смерти, у гроба покойницы ежедневно совершались панихиды преосвященными викарными Мисаилом и Александром и местным церковным причтом. Вечером в пятницу 6-го числа у того же гроба совершено было заупокойное всенощное бдение преосвященнейшим Мисаилом с 2 архимандритами и членами монастырского причта. Почитатели и почитательницы покойницы усердно стекались во множестве на молитву; особенно теплою-благоговейною молитвою молились сестры-инокини Вознесенской Св. обители при стройном, умилительном своем пении. Каждый раз участвовали в молитвах за упокой почившей все игумении Московских монастырей, выражая тем искренно и истинно братское общение с умершею. Погребение усопшей матери Рафаилы торжественно последовало 7-го марта в субботу. Божественную Литургию совершал соборн (с 2 архимандритами-о. благочинным Григорием и о. Марком наместником Чудова Монастыря, о. протоиереем Ивановым, о. иеромонахом Митрофаном духовником покойницы и с 2 священниками местными) преосвященнейший Мисаил епископ Дмитровский. На Литургии в обычное время произнесено было соответствующее погребальному событию слово местным о. протоиереем Ивановым. Храм был переполнен молящимися. По окончании Литургии, пред отпеванием почившей о Господе матери Рафаилы сказана была преосвященнейшим Мисаилом прочувствованная и трогательная речь следующего содержания...
«Всечестная, доблестная и уважаемая нами игумения Рафаила!
Бьется сердце мое, говорила ты мне за две недели до своей смерти, бьется сердце так сильно, что не дает покоя ни днем ни ночью. Такое болезненное проявление в организме твоем было предвестием скорой, ныне совершившейся кончины твоей, но кончины тихой, непостыдной, мирной, истинно христианской, -такой, какой желаем все мы, о которой просим Господа Бога в церковных молитвах. Память о смерти усопшая раба Божия сама всегда хранила и другим внушала хранить, приговаривая: «кто помнит час смертный, того минует строгий суд Божий». Да сбудется по вере твоей, раба Божия! Теперь, по смерти, прекратились твои, матушка, страдания от болезней; перестало биться твое сердце; теперь настал для тебя денно-ночный покой-покой от трудов, забот и хлопот, которых было великое множество в земной жизни твоей, продолжавшейся долгие 65 лет. Довольно пожила и много потрудилась матушка, пора и упокоиться.
«Жизнь каждого человека, сознательно совершаемая на земле, оставляет по себе те или другие следы. И твоя, мать Рафаила, некороткая жизнь прошла не бесследно, а оставила после себя поучительные уроки для сестер инокинь попреимуществу, так же и для мирских жителей. Какие же? узнаем, когда приведем себе на память отличительные, резко выдающиеся, черты из жизни матери Рафаилы. Буду сообщать только о том, что достоверно известно нам о трудах покойницы.
Девица Елена Александровна Стравинская (ошибка редактора, правильно Ровинская – прим. Аносина монастыря) (так звали покойницу в миру) – дочь знатных, благородных, высокообразованных и благочестивых родителей дворянского сословия, получив домашнее хорошее образование и воспитание, не ограничилась этим, а пожелала иметь дальнейшее школьное образование. Для этой цели она поступила в Московский благородных девиц Институт ордена Св. Екатерины; там с усердием и успехом занималась изучением разных наук, которые требовали от ученицы большого внимания, вникания, и усидчивых трудов. Трудилась в школе молодая девица несколько годов до окончания полного курса наук, подвергая себя лишениям и невзгодам житейским. Труды девицы были благоплодны, как показал последующий образ жизни ее.
Способная по природе, научно развитая, благовоспитанная и благочестиво настроенная институтка Елена Стравинская (ошибка редактора, правильно Ровинская – прим. Аносина монастыря), окрепши и умом и волею, из подражания примеру жизни Пренепорочной и Пресвятой Девы Марии и других дев-христианских подвижниц, приносит свое знание, все способности и посильные труды в жертву Господу Богу, всецело посвятив себя на служение Ему в стенах монастырских, прожив и прослужив в разных монастырях почти 45 лет.
На 20 году своей жизни, в самом лучшем цвете лет, покойная добровольно, по влечению сердца, поселилась в тихую и пустынную обитель - Борисоглебский Аносин монастырь и провела там 12 лет в смирении, послушании и молитве, под наблюдением строгой старицы-монахини. Влияние этой наставницы сильно отразилось на нежной, мягкосердечной начальной послушнице девице Елене. Она переняла у своей руководительницы строгость по отношению к себе, серьезность и добросовестность к делу, что заметно отображалось в жизни покойницы до последнего времени. Достаточно усвоивши правильный образ монашеской жизни, по исполнении 30 лет от рождения своего девица Елена пострижена была в монашество с присвоением ей нового имени «Рафаила». В звании монашеском она, по распоряжению епархиального Начальства, переводима была в Серпуховский Владычний и в Московский Новодевичий монастыри, - где прослужила свыше 20 лет, исполняя везде разные послушания ревностно, аккуратно, с пользой для монастырей, то обучая сестер обители рукоделию, то исправляя обязанности письмоводительницы по делам монастырским, соборной свечницы и ризничей. Знают, живо помнят и громко свидетельствуют о трудах, сперва смиренной послушницы, а потом трудолюбивой, монахини Рафаилы вместе с нею жившие и потрудившиеся сестры-инокини. Довольно пожила и много с пользой потрудилась, мать Рафаила; пора тебе и упокоиться!
«За многолетнюю, ревностную, благотворную службу монахине Рафаиле вручен был, по воле Начальства, жезл игуменский в 1875 году, с назначением настоятельницей Борисоглебскаго Аносина монастыря. Как верная и опытная начальница, скоро оттуда она перемещена была в Москву для основания Ивановского девичьего монастыря на правилах общежития. По вниманию к отлично-усердной и долговременной службы мать Рафаила награждена была наперсным крестом от Свят. Синода; в воздаяние же за особые безмездные труды состоящих под управлением ее сестер при изготовлении величественного ковра изящной работы для грановитой палаты к свящ. коронованию Их Императорских Величеств, она (Рафаила), получила Высочайшую словесную благодарность и удостоена была Монаршего награждения наперсным крестом из Кабинета Его Величества, украшенным драгоценными камнями; вскоре затем переведена была Настоятельницею в этот Вознесенский первокласный монастырь. Недолго пришлось ей послужить здесь, но и в это короткое время покойницею не мало оказано заслуг для монастыря, в особенности для причта церковного при монастыре. Знают, живо помнят и громко свидетельствуют о твоих, почившая матушка, прекрасных качествах - кротости, терпении, рассудительности, умении и искусстве, проявляемых в трудном деле управления, свидетельствуют служившие и жившие под твоим начальством инокини.
Довольно пожила и много с пользою потрудилась: матушка, пора и упокоиться.
«Путь земной жизни твоей кончен с честию и славою. Он прошел, как видЕли мы, в постоянных трудах, посте, молитве и подвигах соединенных с бесчисленными заботами и беспокойствами о материальном и духовном устройстве и благоустройстве вверяемых тебе от высшего Начальства монастырей. Думается не ошибусь, если скажу, что твоя, матушка, многотрудная, многополезная и благоплодная жизнь на земле была надлежащим приготовлением к вечной жизни, согласно воле нашего Создателя - Бога.
«С окончанием земного поприща для тебя, усопшая раба Божия, открывается теперь новый путь в новый лучший здешнего мир духов. Условия земной жизни, препятствующие полному духовному развитию человека, нравственному усовершенствованию и делу нашего спасения теперь не существуют для тебя, матушка: они заменены новыми, лучшими, вполне приспособленными для новой загробной жизни. Там за гробом, по уверению Слова Божия, ни едят, ни пьют, ни женятся, ни посягают, но живут подобно ангелам, то есть-такою жизнию, какою привыкла ты жить здесь на земле,-сродною твоей душе; там ни зной солнечный не палит; нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания; там блаженный покой, которого ты здесь искала; там непрестанно славят Бога; там Царь, раб и убогий вкупе предстоят. По истине блажен путь, в оньже идеший. Не напрасно праведные люди, не имевшие пристрастия к земным удовольствиям и богатствам, выражали желание свое скорее разрешиться, распроститься с этою земною жизнию и всеми ее прелестями, и отойти в другую вечную жизнь.
«При расставании с тобою, матушка, при последнем прощании, мы готовы напутствовать тебя молитвами Св. Церкви, в силу которых простятся тебе все вольные и не вольные грехи; по молитвам Церкви да упокоит тебя Сам Господь в месте святе и светле, где праведницы пребывают. От лица твоего позволяю, в заключение, сказать короткое завещание: «в мире жила я со всеми, мир мой поставляю вам». Живите, сестры - инокини, в мире,- взаимном согласии с любовию. Где мир и любовь, там Бог, а где Бог, - там все хорошо, легко и приятно. Трудитесь и молитесь за меня. Помолимся же единодушно и усердно все отцы, братия и сестры».
Чин отпевания совершали оба преосвященные викарии Московской епархии Мисаил и Александр с вышепоименованными отцами священнослужителями. Тело усопшей рабы Божией Рафаилы с честию положено в Московском Новодевичьем монастыре под храмом в усыпальнице, на месте, заранее приготовленном самою покойницею.
Мир праху твоему, верная раба Божия, добрая начальница, самоотверженная труженица мать Рафаила! Во царствии твоем Господи, помяни рабу твою!
Скончавшаяся игумения Вознесенского женского монастыря мать Рафаила, как видно из послужного ее списка, была из дворян; получила образование в Московском Екатерининском Институте, а начало иночества полагала в Борисоглебском Аносинском Монастыре 1842 года 30 июля; в монашество пострижена в этом монастыре 27 июня 1852 г. ; затем по распоряжению епархиального начальства, переводима была в разные монастыри на послушание в Серпуховский Владычний Монастырь 1854 г.,- в Новодевичий монастырь 1869 г. В 1875 г. возведена была в сан Игумении Аносина монастыря, с 1879 г. управляла Московским Ивановским монастырем, а в 1884 г. была переведена в Вознесенский первокласный монастырь. Везде с похвальною ревностью она служила и трудилась на пользу монастырей и вверяемых ей руководству сестер-инокинь. За усердное прохождение должности настоятельницы монастырей награждена была покойница наперсными крестами от Св. Синода и из собственного Его Величества Кабинета. Воспитавшиеся под управлением благоразумной, смиренной, благонамеренной, деятельной и доброй начальницы, покойной матушки Рафаилы сотни сестер-инокинь и лица, знавшие мать Рафаилу, без сомнения, помянут ее добрым словом и горячею молитвою ко Господу о упокоении ее. Трудовая, долговременная жизнь и мирная, спокойная кончина матери Рафаилы - урок для нас всех.
СЛОВО ПРИ ГРОБЕ ИГУМЕНІИ РАФАИЛЫ
Сказано 4 марта, пред панихидою, накануне погребения, в присутствии и благословении Преосвященного Александра, Епископа Можайского, священником Вознесенского монастыря Александром Пшеничниковым.
Господь Иисус Христос, изъясняя постепенно раскрытие царства Божия на земле, уподобил оное постепенному развитию и возрастанию семени, положенного в землю земледельцем. Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю. Семя всходит и растет. Земля производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колос. Когда же созревает плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. Мр. 4, 26--29. Так постепенно раскрывается царство Божие, как в целых обществах, так и в каждом верующем, пока не достигнет полной зрелости т. е. не раскроется в зрелых плодах христианской добродетели. Когда же плоды добродетели достигнут зрелости, тогда бывает жатва, т, е. если рассматривать сие по отношению ко всей церкви Христовой, то кончина мира, а если в отдельности по отношению к каждому верующему, то смерть его: он вземлется от среды живых, срывается как зрелый плод.
При виде сего гроба, заключившего бренные останки в Боге почившей Матери Рафаилы кроткой, любвеобильной, подобно зрелому плоду посеченной серпом смерти, невольно приходит на мысль сия притча Спасителя. Кому более или менее известна жизнь почившей матери Рафаилы, тот не может не усмотреть в ней живого образа постепенного и притом сильного развития и возрастания семени благодатной жизни, посеянного в ней с детства ее. Первые дни сознательного детства ее протекли в доме благородных родителей близ древней женской обители Алексия Божия человека, там где теперь красуется величественный храм Христа Спасителя. Туда, в это мирное убежище инокинь, под тень вековых деревьев, стремилось сердце ее сначала для игр и отдохновения после занятий в доме науками, а потом для молитвы в храмах обители. Чрез родителей своих отроковицею она ознакомилась в келии Алексеевской Матери Игумении Назареты с монашеским образом жизни. Все виденное ею во святой обители, весь склад тогдашней иноческой жизни глубоко затаились в восприимчивом детском сердце ее. По желанию родителей поступив в один из столичных институтов, проявление благодатных начал жизни в ее стремлениях, образе мыслей, словах, поступках, стало ясно обозначаться. Из наук, преподававшихся воспитанницам того учебного заведения, где росла мать Рафаила, в мире Елена Ровинская, с особенной любовью и усердием она изучала те науки, которые руководствовали к правильному и основательному познанию спасительных истин христианской веры и духа христианской нравственности, и углублялась в священные писания могущие умудрити во спасение верою яже о Христе Иисусе, (2 Тим. 3, 15), полагая таким образом твердое основание будущего духовного развития и усовершенствования. Ревностное и внимательное слушание церковного богослужения, совершаемого в сказанной обители и институтском храме составляло высокое наслаждение ее духа. Среди своих подруг по образованию она отличалась высокою нравственною чистотою помыслов, которая, если можно так выразиться, уцеломудривала помыслы других (Сведения о жизни девицы Елены Ровинской сообщены одною из ее подруг, лично знавших ее юность. Высокие нравственные совершенства м. Рафаилы имели влияние даже на ее родительницу, которая убеждением ее присоединена была из лютеранского в православное вероисповедание). Эти чистые и святые помыслы, бывшие начатками ее христианской благодатной жизни, постепенно отрешаясь от всего земного и устремляясь к небесному, вечному, божественному, наконец привели ее к полному убеждению в суетности земных благ и завершились по выходе из школы зрелообдуманным желанием посвятить себя жизни иноческой. Но не сразу отдалась своему пылкому доброму чувству девица Елена Ровинская. Она решилась спросить совета и благословения у глубоко чтимого ею мужа высокой христианской мудрости и глубокого духовного опыта блаженной памяти Московского Митрополита Филарета. Мудрым Архипастырем для испытания в святом намерении она была поручена отцу Наместнику Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, знавшему лично по себе подвиг и искус монашеский.
Не почет, не славу, не полное спокойствие души о. архим. Антоний обещал ищущей духовного совершенства девице Елене с принятием иночества, а путь, исполненный всевозможных скорбей и лишений. Все было предъявлено о. архимандритом, чтобы девица Елена не могла потом раскаяться в выборе жизненного пути. Но ничто не могло остановить ее доброго стремления. Святитель Филарет благословил ее для жительства в общежительный Борисоглебский Аносин монастырь, основанный княгиней Евдокией Николаевной Мещерской в 1823 г. и уже славившийся строго благочестивою жизнию тамошних обитательниц. Без привета и одобрения приняли новую послушницу Аносинские сестры, потому что они имели основание опасаться, чтобы не нарушились их предания с поступлением в их сестринское простое общество новых членов из благородных фамилий. Следует сказать, что м.Рафаила едва ли была не первая в Аносине монастыре из лиц привилегированного сословия. Монахиня, которой была поручена юная послушница Елена, отличалась необыкновенным строгим образом жизни. Она потребовала, чтобы ее послушница сразу оставила все свои мирские привычки, мирской образ жизни и даже невинные занятия, с которыми свыклась в школе и дома. Под строгою ответственностью запрещено было читать вообще книги гражданской печати; иностранные языки должны были совершенно забыты, потому что по мысли старицы мирское обучение вмале полезно. В числе вещей принадлежавших приснопамятной послушнице Елене было некогда маленькое зеркало, подаренное родительницею ее в числе других вещей ее скромного гардероба. Потребовалось полное уничтожение и этой маленькой вещицы. В глазах старицы и эта вещь казалась вредной в монастырской жизни. По этим немногим указаниям можете себе представить, какова была жизнь м.Рафаилы, получившей воспитание, если не в роскоши, то, вероятно, в полном достатке. Но с помощию Божией первый искус монашества для нее, хотя не скоро, но окончился. Прожив довольно в Аносине, своим точным исполнением всех требований аносинского монастырского устава она приобрела любовь во всех сестрах обители. Хотя она понесла иноческие труды с юности, но если о ком, то о ней в особенности можно сказать, что, приняв их, она подобно древним подвижницам не только не озиралась вспять, не только не сожалела об оставленном мире но, помня наставление апостола, задняя забывая простиралась впредняя (Фил. ,17) и подвигами воздержания, молитвы, умерщвления плоти памятования о часе смертном восходила в духовной жизни от силы в силу, от совершенства к совершенству. Возлагаемые на нее разные послушания помимо старицы начальницами были для нее новым поприщем упражнения и укрепления ее духовных сил.
Путем многолетнего опыта и скорбей при переходе из Аносина в Серпуховской Владычний, а оттуда в Новодевичий монастырь достигла в меру возраста, когда Промыслу Божию благоугодно было вручить ей жезл начальствования в монастырях Аносином, Ивановском и Вознесенском.
Правление ее Аносинским монастырем , хотя было не продолжительно (с 1875 г. по 1879 г.) но принесло ему несомненную пользу, водворив в обители мир между сестрами и обновление зданий монастырских с внешней стороны. Ивановский Предтеченский Московский девичий общежительный монастырь если блистает теперь всем, чем издревле славились православные святые русские обители, то конечно всем этим обязан первой начальнице этой богоспасаемой обители м.Игумении Рафаиле. Плоды своих забот об устроении Ивановской обители первая ее настоятельница начала уже пожинать, она уже видела, как юные леторосли в новом винограднике Христовом, ею насажденном, начали восходить от силы в силу, от совершенства к совершенству, как волею Начальства она была переведена Настоятельницею в древнюю усыпальницу Русских Цариц и Княгинь, монастырь Вознесенский в Московском Кремле.
Здесь, видя храмы Божии украшенными до совершенства предшественницами ее и уважая и охраняя вековые обычаи обители, она обратила свои взоры на исправление хозяйственных принадлежностей монастыря. Но самым лучшим памятником управления этою обителью останется ее забота о доставлении удобств монастырскому причту в его квартирном помещении.
Тихо, ровно горел сей светильник на свещнице своем, исполненный елеем кротости и смирения. Сии качества душевные, свойственные почившей от юности, отличавшие ее среди сверстниц во время образования, получили в жизни ее такое определенное выражение, что всякий, кто хоть раз только имел случай воспользоваться беседою с нею с просьбою о вразумлении или распоряжении, не мог не вынести от нее впечатления именно сих качеств ее душевных. Напротив не найдется никого, кто бы заметил проявления раздражения или гневливости и усмотрел хотя тень самомнения или высокомерия. Ощущениям неприятным, невольно касавшимся ее души, она немедленно полагала предел самообладанием, которое сочетавалось в ее душе с кротостию и смирепием или при котором она всегда держала себя сколько просто, столько же и с достоинством приличным Начальнице. Да это был клас, исполненный пшеницы, это древо, обремененное плодами многообразных христианских добродетелей, которое Спаситель изобразил в беседе о путях к блаженству, и которое нижнею своею ступенью утверждается на земле, а высшими соприкасается самого неба. От блаженной нищеты духовной, уготовляющей к принятию царствия Божия, до готовности всем жертвовать в любви к Господу, все христианские добродетели ей свойственны были в высокой степени.
В последнее время м. И. Рафаила стала подвергаться частным недугам, но не об исцелении от них просила главным образом Господа, а о том, чтобы сберечь себя от возможной ропотливости на волю Божию, при болезнях тела и скорбях душевных. Живя среди нас она постоянно простирала свои взоры к смерти, опасаясь предстать на суд Божий неготовой. Как она жалела, что не могла иметь близ себя духовного отца своего, чтобы ежедневно исповедовать свои согрешения, находя себя уловляемою духовным врагом нашим. В последний раз она приняла святыя Тайны Тела и Крови Христовой здесь, в сем святом храме, приняв по сему случаю приветстия всех сестер св. обители сей. Видимо она была тронута этим сестриным изъявлением любви к себе.
Плод созрел. И вот Небесный Домовладыка посылает серп и пожинает его для небесной житницы. Наша всечестная матерь, кроткая и незлобивая, вземлется от среды живых и переселяется на небо среди нашей утренней молитвы.
Взору нашему предлежит теперь бездыханное тело, и оно скоро, приняв почесть погребения, скроется навсегда до всеобщего воскресения, в недры земли.
Сестры святой обители! Что-же остается нам почувствовать и сделать теперь при мысли о вечной разлуке с материю нашею, доколе не станем с нею на всемирном суде Христовом.
Премудрый Царь Израилев изрек притчу: умирая праведник, остави сожаление (Притч. XI 2. О, не осталось ли и нам, восчувствовав сожаление о молении М. И. являвшей в своем житии образ кротости и смирения, принести раскаяние пред ней? И кто из нас скажет, что не погрешил против своей матери, если не словом укорения, или помыслами осуждения, то недостаточным вниманием к доброму житию ее. Будем учиться у нее постоянному ревностному и неослабному духовному деланию и неусыпному бодрствованию на страже своего вечного спасения. Сильно и убедительно внушается нам сей спасительный урок примером почившей матери, с ранней юности до блаженной кончины неослабно подвизавшейся для вечной жизни. Будем также любить Господа ибо она Его любила. Не случайно мать игумения отозвана от нас к Господу во дни поста и говения. Этим временем кончины нашей доброй матери Господь призывает нас к покаянию. Поэтому с чувством глубокой скорби о грехопадениях своих, тяжко оскорбляющих Бога, спросите самих себя, и каждая друг друга, не ленивы ли тщанием, горит ли дух ваш к Богу, работаете ли Господу, и не служит ли кто из вас плоти, миру и диаволу, нет ли лености к молитвенным подвигам; отношения ваши между собою проникнуты ли любовию, иже есть союз совершенств? Кто знает, что, может быть, за грехи наши Господ отъемлет от нас чадолюбивых матерей Начальниц, не дав надлежащим образом поучиться их добродетельной жизни. Прошло с небольшим два года после блаженной кончины глубоко чтимой м. 11. Сергии, и вот опять новая утрата. Мечу Божий почто сечеши? О Господи, не сотвори с нами по грехам нашим!..
И так помолимся с чувством искреннего раскаяния пред остатком почившей м. игум. да духом своим, невидимо здесь присущим, преподаст нам свое прощение и благословение. Вместе с сим соединим сердечную молитву, и не престанем возносить сию молитву пред престолом Божиим, да Господь примет с миром кроткий и смиренный дух отошедшей от нас матери, и да сподобит ее обетованнаго в Евангелии кротким и смиренным – наследия в земле живых, блаженства в царствии небесном. (Мо. 5, 3.1)
13.03.2025