Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Надо смиренно признать, что человеческое слово не может постигнуть и выразить величие Приснодевы и Богоматери, Ее Преславного Успения, ибо это выше всякого слова. А то, что нельзя прославить словом, приличествует освящать  песнопениями, открытыми православным песнописцам Самим Богом. Все наши гимны, акафисты, молитвы суть прославление Богородицы, Чуда Ее земной жизни, даровавшей всему человеческому роду радостное чудо жизни в Боге.

Служба на праздник Успения Богородицы отличается особой тональностью: наши воспоминания об уходе Пречистой из этого мира, болеющего грехом, не трагичны, а пронизаны «радостью расставания». Не случайно, даже в наши дни намек на пасхальный дух проводов в вечность можно «услышать» сердцем во время похорон человека праведного, на лице которого особенно после смерти отражается печать Света горнего. На Святой Горе Афон отпевание и похороны монаха отличают радость и воодушевление провожающих, словно говорящих собрату «до встречи, помни о нас».

Святитель Григорий Палама, размышляя об Успении Богородицы, восклицает: «…живоносна и  смерть Ее, переводящая в Небесную и безсмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество. Руками Сына Ее был принят Богоносный дух Приснодевы; Им же немного спустя, и родственное то тело было переселено в вечную и Небесную обитель. Все это справедливо и вполне приличествовало… Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякого естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

Иными словами, участие в Домостроительстве спасения человеческого рода на земле продолжается для Девы Марии и на Небесах, Она есть наша Царица, возглавительница человеческого рода, наша Радость и Надежда. Стала Она таковой в служении воплощению Сына Божия на земле: «несказанно вселилось в Нее и из Нее произошло облеченное плотию Слово Божие, и «на земли явися и с человеки поживе» (Вар.3:38), обожив нашу природу и даровав нам, согласно с Божественным апостолом, то  «в няже желают Ангели приникнути» (1Пет.1:12), и в этом – чудное прославление и пречестная слава Этой Приснодевы».

Умная Сила Святого Духа, освятившего Пречистую Деву, исполнила Ее естество, тем самым  воплотившееся Слово обрело естество человеческое. Мир, оскудевающий в своих жизненных силах, в Воплощении надмирного Логоса обрел смысл и  самое главное – неиссякаемый источник своего вечного бытия. Благодаря Деве тварный мир стала материальным оттиском небесной печати – его идеального прообраза, созданного в Предвечном Совете. В этом смысле, соучастие Богородицы в спасении мира придает ее служению вселенский характер и значение и возвышает ее душу в пресвятейшие пространства духовного мира, украшает Ее непознаваемыми земным умом дарами Духа, наделяющего ее такими метафизическими силами, которые соборным сознанием Церкви обозначаются как «царские». Успение Владычицы явилось для Нее освобождением от условностей земного мира и обретение безграничных возможностей духовного присутствия в истории человечества. Именно поэтому для людей Успение оказывается Праздником надежды и радости от осознания и интуитивного переживания покрова Богородицы над грешной землей.

 В этот праздник христианину важно задуматься о поиске собственного смыла жизни, который для верующего человека не может не отождествиться со Христом. Для нашедшего такой смысл смерть становится личным праздником успения, когда земная жизнь, запечатлевшая в себе смыслы Вечности, получает в Ней логическое, наполненное светом продолжение, выходом к новым возможностям беспечально любить и радоваться радостью вечной и неизменной.

26.08.2017