Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас Беседа в Праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 

Уже давно замечено, что вне зависимости от нашего социального статуса, политических предпочтений и даже степени религиозности, в дни празднования Крещения Господня мы все идем в православный храм, осознанно или даже не без скепсиса, но все же приобщиться к настоящему Чуду, по которому так истосковались человеческие души. Наверное, в этой устремленности к обретению Тайны в масштабах глотка освященной воды все мы, без малейшего исключения, надеемся на абсолютное Добро, побеждающее серую рутинность неприглядной жизни, Благо, Которое помнит каждого из нас и конечно же прощает все наши ошибки и слабости.

Православная Церковь воспоминает 19 января Крещение Господа Иисуса Христа. Верующее сердце всегда с особым трепетом переживает величие этого праздника: тайна освящения водного естества, совершаемого в Сочельник и в сам день праздника, обращает ум человека к Самой Пресвятой Троице, явившей Себя миру, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной» (Евангелие от Луки, гл.1, ст.79).  Поэтому другое название этого торжества «Праздник Светов» или «Просвещение». По традиции, в храмах зажигались многие светильники, знаменующие свет познания истинного Бога и крестили оглашенных (то есть, прошедших подготовку к принятию Таинства Крещения).

Богослужение праздника, по своей структуре повторяющее торжество Рождества Христова, позволяет вновь и вновь погрузиться в тайну спасения рода человеческого: Сын Божий приходит на реку Иордан принять крещение водою от Своего Предтечи Иоанна и тем самым исполнить тысячелетнюю надежу Богоизбранного народа, а вместе с ним и всего человечества, на приход Спасителя. На смену ритуальному омовению в знак очищения от греха Богочеловек привносит огненное крещение Духом Святым, рождающим человека в жизнь вечную.

Сын Божий входит в воды Иордана, впитавшего в себя скверну человеческого греха, и Своим Божеством освящает их и всю водную стихию в целом. И в Сочельник 18-го, и в день праздника 19-го января вода освящается одним и тем же торжественным великим чином. Где возможно, совершается торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями при колокольном звоне и праздничном песнопении к водным источникам.

Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы вода  освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы она приводила в жизнь вечную и мы, через ее вкушение и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Освященная таким образом вода называется «агиасма», что в переводе с греческого языка означает «великая святыня».

Совершая освящение воды, соборный разум Церкви исповедует непреложную истину: Бог действует сейчас и здесь, в каждый момент времени, наполняя его вечным смыслом. Тварное вещество, не теряя своего водного естества, впускает в свою жизнь Жизнь Божественную; будучи  тленным, оно становится целебным и спасительным.

Вспомним картину русского художника А.А.Иванова «Явление Христа народу», шедевр и воплощенное в красках богословие. Христос Спаситель, единственный по высочайшей миссии и один для всего человечества, в одиночестве приближается к людям. И в самом этом, даже пусть лишь приближении, уже совершается суд над человеками: приход Богочеловека неминуем, но одни встречают Его в долгожданной радости и трепетной надежде, а другие в пагубном скепсисе или агрессивном отторжении. Поэтому каждый церковный праздник Крещения Господня не только повод прикоснуться устами к осязаемой святыне, но и совершить честный разговор в самом себе, с верой и благодарностью встретить в глубинах своего «я» всегда близкого к нам Спасителя, а своей обновленной и поэтому молодой душой подтвердить, что «..приблизилось Царство Божие».

И тогда в теме крещения Господня ярко начинает звучать тема покаяния, к которому призывал Иоанн Предтеча людей, во множестве приходящих к нему креститься, т.е. обновиться через погружение в воду. Покаяться значит кардинально изменить свое внутреннее состояние, свое сердце и сознание, позволить силе Божией, благодати, прочистить духовные поры души, загрязненные страстями, ложными желаниями, низкими мыслями. К Иоанну шли тысячи, ищущие чистоты сердца, и оставляли в водах реки Иордан свою внутреннюю грязь, непрозрачность совести, изменчивость воли, мутность мысли.

Христос приходит креститься, чтобы исполнить Закон, т.е. остаться для сознания  обывателя в рамках религиозной нормы, традиции, и одновременно наполнить ее новым содержанием  - Самим Собой. В момент погружения Иисуса из Назарета в иорданские воды, насыщенные человеческим грехом, присутствовавший при этом народ услышал голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», и увидели Духа Святого, сходящего свыше в виде голубя. Началась новая эпоха человечества – временем явленного действия Духа Святого, исходящего от Отца ходатайством Сына. Воды, в которые вошел Бог, очистились и в этом преображении своего естества открыли перспективу всеобщей славы во Христе Иисусе. И теперь каждый раз в праздник Богоявления церковная служба с чином Великого освящения воды приближает отдельного человека, народ, всех людей к благодатному итогу исторического бытия мира, когда Бог будет всяческая во всем (1 Кор. XV. 28). «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20)

16.01.2018