В историческом прошлом икона Богородицы «Казанская» для русского народа всегда имела чрезвычайно важное значение.
Этот образ стал знаком благоволения миродержавного Промысла Божия к поступательному движению на Восток российского этноса, расширяющего свое жизненное пространство и вовлекающего в орбиту своей цивилизации все большее количество народов. В этом выразилось служение России своему мировому призванию, грани которого и по сей день еще не до конца высвечены в соборном сознании нашего народа. Казанская икона стала всероссийскою святыней, несущей в себе особую т.с. концентрацию русской национальной идеи. Для наших предков явление этой иконы и присутствие ее в эпицентре эпохальных для русской государственности событий было явным и четко уловленным народным сознанием знаком помощи Божией, благословения и укрепления. Осознание и одухотворенное переживание Небесного присутствия в те моменты, когда логика обстоятельств говорила о тупиковости и бесперспективности, оказывалось сильнейшей и очень точечной мотивацией-причиной к мощному подъему народных сил, т.с. омолаживанию соборной души русского этноса. Это проявлялось в подъеме патриотизма и церковности, сплачиванию людей, укреплению военных возможностей, преодолении внешнего врага.
Нельзя не найти внутреннюю логичность в установлении именно в этот церковный праздник общегосударственного Дня народного единства – нового светского праздника с обостренно патриотической ориентацией. Ослабление религиозности в среде богоизбранного народа, отчужденность людей друг от друга по причине искажения мировоззренческих констант, в частности, связанного с отождествлением человеческого счастья с материальным комфортом, зависимостью от манипулирующих сознанием информационных потоков требует исцеления, условия для которого скрыты, как видится, в пробуждении национального самосознания. Оно заключается не в шапкокидательстве, что говорит скорее о национальной гордыне или глупости, а в пробуждении духа, творящего новые грани сакрального тела русского народа. Это пробуждение может выразиться в переосмыслении истории, что требует погружения в ее изучение, гравировке образов национальных героев, создании высоких образцов культуры, бо′льшей причастности к православной вере. Нельзя здесь не вспомнить принадлежащую Ф.М. Достоевскому идею о том, что русский человек является таковым только в Православии.
Поэтому празднование иконы Божией Матери «Казанская» в наши дни совершается в расширенном идейном поле, собирая в конечном счете человеческие умы к образу Богородицы, пусть в особом национальном измерении. В этом случае национальная идея служит христианству, т.е. идее спасения во Христе Иисусе, что не может не получать всестороннюю поддержку Русской Православной Церкви.
20.07.2016