Каждый год Церковь вспоминает подвиг 40 воинов, принявших в 320 году мученическую смерть в Севастийском озере. Император Ликиний, готовившийся к войне с императором Константином, заподозрил в опытных солдатах из Капподокии потенциальных изменников, которые категорически отказывались предавать свою веру в Иисуса Христа. Скорее не религиозная мотивация, а политические причины заставили местную имперскую власть убивать одних из лучших своих воинов, для которых казнь стала воротами для небесной славы. Когда еще они были в темницы, им несколько раз звучала поддержка в словах о том, что «претерпевший до конца, спасется». Они погибли, оставшись верными Сыну Божию.
Христианство не обещает абсолютной победы добра в этом падшем мире до Второго пришествия Спасителя: «терпение до конца» может означать и смерть. Однако именно такая смерть самая славная и спасительная.
Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле Церковь торжественно прославляла этих святых. С самого начала церковное сознание увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Этот сакральный, очень конкретный и в то же время простой выбор не может обойти ни один человек на всем пути своего личностного становления в тварном мире.
Перед лицом Вечности никто с нас ответственности за нас самих не снимет.
19.03.2018