Праздник Торжества Православия обусловлен не только конкретными богословско - историческими событиями, связанными с VII Вселенским собором. Оно свидетельствует о торжестве Божией Правды в судьбе каждой личности: победе Бога в борьбе за сердце верующего в Него человека.
Благодаря такой уникальной службе, как Чин Торжества Православия, в церковном соборном сознании четко обозначены доктринальные границы правоверия. Совершается это через указание еретических богословских систем, пытавшихся в веках соблазнить членов Церкви альтернативным ходом мысли, тогда и по ныне питающейся, в первую очередь, человеческой гордостью или тщеславием. Нередко ересь пробивалась в сознание людей, используя политические и материальные рычаги государственной власти. Так, прошли многие десятилетия, чтобы была преодолена весьма политизированная ересь иконоборчества, которая была способна в перспективе исказить общее учение об образе и тем самым полностью разрушить православное вероучение о Боговоплощении. Тогда идейная борьба приобретала весьма агрессивные формы и затрагивала общественную жизнь многих народов. В VIII веке Православие преодолело иконоборчество, защитив не только почитание икон, но и все богословие образа в целом.
Ныне мы радуемся не только возможности поклоняться иконам Спасителя, Божией Матери и святых. Мы вновь утверждаем истину Боговоплощения, т.е. истину о том, что Триединый Бог открывает Себя тварному миру и это Откровение совершается образно. Образы, как символы Неба в материальном мире, суть не только иконы и фрески, но и сформулированные на Соборах богословские истины, труды и поучения святых отцов, многогранная церковная музыка. Первая же Истина в том, что Бог Сын воплотился, Он – образ совершенный, Он Сам есть Истина, Он есть совершенный Бог, так же как и совершенный Человек. В свидетельстве об этом мы торжествуем, и этот наш праздник есть Торжество Православия.
С другой стороны, каждый человек может быть понят как живая икона, образ Бога. Именно потому, что из-ображ-ение, новое воплощение Бога уже в тварном существе – человеке, испорчено грехом, каждое его обновление через покаяние, доброделание и благомыслие оказывается торжеством правой веры в Милосердие и Всемогущество Божие. Каждый взгляд на своего ближнего поверх его душевной грязи и ошибочных поступков, умение увидеть в нем икону Христа становится праздником силы благодати Божией и надежды на победу вселенского Добра.
Эта тема особенно звучит в контексте совершаемого Великого Поста, времени интенсивной работы православных христиан над собой. Окончание первой седмицы с характерными для нее долгими богослужениями, покаянными молитвами, личной аскезой не может не быть связано с пониманием своей немощи и величия церковной благодати, красоты богословской мысли и силе соборной молитвы. Мы торжествуем животворящую победу Бога над немощью нашей гордой души.
Одним из главных отличий нашего времени от эпохи Вселенских Соборов, на которых оформлялось богословское наследие Православной Церкви, является вопрос церковности. Византия сотрясалась богословскими диспутами и находила Истину, мы в ХХI веке эту Истину имеем, но чаще всего и не приступаем к борьбе за Нее в жизни как собственного сердца, так и в масштабах целой нации.
Мы обязаны углубленно изучать сокровище Православия – наше вероучение, в смирении сердца и мысли постигать высоты богословских созерцаний. Это является частью религиозного делания христианина, формирующего церковность его сознания и жизни внутреннего человека в целом.
24.02.2018