Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю сыропустную, Прощенное воскресенье. О падении Адама и Евы

  Рассказ о падении Адама и Евы очень символичен, он полон смыслов, которые приоткрывают тайну создания человека, его жизни в раю и ниспадения в материальный мир, болеющий грехом. Святоотеческая мысль толковала эти начальные главы книги Бытия очень разнообразно, смиренно признавая таинственность повествования о начале жизни человечества. 

  История первых людей является актуальной для каждого живущего на земле человека, любого времени и поколения. Важен символизм и смысл древа познания добра и зла: Адам и Ева, вкусив от него плода, стали способными различать одно от другого, хотя прежде им ведомо было только благо. Вспоминая церковную мудрость, что для чистого все чисто, можно сделать вывод, что состояние неспособности видеть зло и способности видеть только добро является в эпоху Нового Завета действенным приближением к познанию райского блаженства первых людей неведения зла. Эта устойчивость в благе с иммунитетом против зла является плодом волевых усилий человека на встречу целительной силе благодати Божией и есть дар, получаемый уже падшим человечеством от воскресшего Христа. В Его Свете зло рассеивается: по мере восхождения христианина в духе изменяется понимание зла, пиком такого преображения является состояние «все есть благо». И такое сердце пребывает уже в раю при земной жизни. 

  Такое состояние святые отцы называли «опьянение любовью». Так, преподобный Исаак Сирин вслед за апостолом Павлом, который говорил: «мы безумны Христа ради» (1Кор. 4:10), пишет о божественной любви как о чувстве, делающем человека безумным, духовно опьяняющем его: «Любовь горяча по природе, и, когда возгорится в ком без меры, делает душу ту безумной. Поэтому сердце ощутившего эту любовь не может вмещать и выносить ее... Этим духовным опьянением пьянены были некогда апостолы и мученики; и одни обошли весь мир, трудясь и терпя поношение, а другие из отсеченных членов своих изливали кровь, как воду; в лютых страданиях они не малодушествовали, но претерпевали их с доблестью, и, будучи мудрыми, признаны безумными. Иные же скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:38) и в нестроениях были самые благоустроенные. Да сподобит нас Бог достичь этого безумия!»     

  Горение сердце пробуждается покаянием. Именно через него, эту исцеляющую сердце работу над собой христианин может с Божией помощью претворить живущего в нем Адама во Христа. Хотя бы в масштабе одной конкретной личности падший человек вернется в райские кущи Божией радости и Света.

17.02.2018