Евангельский текст, приуроченный к памяти святых отцов I Вселенского собора, свидетельствует о вероучительных истинах. Единосущие Бога Отца и Сына, усыновление членов Тела Христова Богу Отцу, собрание их во имя Бога Единого, открывшего Свое Имя во Христе, суть темы, содержащие основополагающие смыслы, которые скрепляют все иные принципы Домостроительства спасения человеческого рода. Собственно, в воплощении этих идей и утверждается Божественный План о судьбах людей; оформление их в языковой форме было положено умными прозрениями участников Собора, первого из семи, вошедших в историю с именем Вселенских. Исторические реалии не всегда интересны, важно и спасительно постижение самих идей, которые вдохновляли участников событий, выносивших их в себе, а впоследствии и воплотивших.
Христос свидетельствует о явлении в Нем истинного Имени Бога Отца. Это Имя стало доступно ученикам Иисуса из Назарета. Причем ученики суть избранные Самим Богом Отцом и они даны Сыну. Главное здесь – открытие Самого Имени, произнесение которого для религиозных обывателей ветхозаветной эпохи было строжайше табуировано. Однако ученики Христа становятся теми избранными, которым Имя не только открыто: они его носители и охранители. Это избранничество спасительно («Боже, во Имя Твое спаси меня» (Пс.53:1)): владение Именем, которое отныне открыто людям Богом Словом, есть для них самое познание Бога («да знают Тебя» (Ин.,17:3)), пребывание в Славе, служит неотъемлемым приобщением к вечной жизни. С Именем Бога ученики пребывают в единении в любви.
Это откровение Небесного Отца последователям Христа со-единяет их друг с другом в Нем, возжигает в них любовь, которая есть та же любовь, которой возлюблен Сам Богочеловек. Интересно, что не весь мир готов (хотя и потенциально может) быть приобщен Христову откровению, а значит и любви истинного Бога: Христос молится только о тех, кто дан Ему Отцом («Не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси мне, яко твои суть» (Ин.,17:10)); изначально принадлежа Богу Отцу, эти избранные даруются Сыну, а единство в любви Бога Отца соделывает из них Церковь. Здесь не стоит вопрос о спасении тех, кто не получает и не принимает Откровения, но обозначается пространство не принадлежащих Церкви Христовой, понятой как живой организм истины и любви, пронизанный божественными энергиями, в котором каждый член несет на себе энергию целого. Критерием такого избранничества к откровению Имени Божьего, а значит к самой Жизни, может быть лишь ответная любовь к Создателю, огонь сердца, соотнесенный с Огнем животворящим, Который есть «благость неистощимая, во всех текущая, добро́та многорачительная, не имый сытости» (молитва 16-ая, святого Симеона Метафраста, ко Святому Причащению; Древнеправославный молитвенник; РПЦЗ, Ери, Пенсильвания, 2001, с.309). Пылание огнем любви к Богу приобщает душу к собору «разумных дев», с которыми вечеряет Бог Слово (см. притчу о десяти девах), что является для них надмирным блаженством и радостью. Со Спасителем в одном доме эти души образуют Церковь, вхождение в которую для не-горящих как раз и не возможно.
Земным и очень конкретным проявлением Церкви является собор епископов, решения которого суть дальнейшее воплощение Слова, о-форм-ляющего в мире энергии Божии. Имевший место в 325 г. в г.Никее собор, созванный для утверждения вероучительной истины о единосущии Сына Богу Отцу, создал и оформил новое пространство идей, понятий и принципов мышления, в котором был обозначен на века вектор развития церковной мысли. Ее вдохновленный прорыв к Горнему, намагниченный самим Небом, веками уготовлялся в системах дохристианской философии, но состоялся, получив мощные импульсы для самостоятельного и исключительного развития, благодаря только действию Святого Духа, живущего в Церкви.
Пребывание человеческой мысли в системе богословствования святых отцов является спасительным: движение ума к высоте, обозначенной церковными мыслителями, освящает и окрыляет саму душу, воцерковляет ее, делает самодвижной и боговидной.
27.05.2017