Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 6-ую Ваий, цветоносную, в праздник Входа Господня в Иерусалим

  Вход Господень в Иерусалим - праздник, предваряющий Страстную Седмицу: он примыкает к трагическим событиям, предшествовавшим Распятию и славному Воскресению из мертвых Иисуса Христа. И одновременно сохраняет ноту радости, что Мессия, в скромности смирения и трепетного ви́дения грядущего, въезжает на невинном животном в Святой град, сердце духовного мира на земле.

Христа Спасителя встречает восторженная толпа искренне доверившихся Ему людей, глубоко верующих, верных преданиям отцов, с развитым национальным чувством. Люди увидели в Нем того, кто был им нужен, но – самое страшное – не предполагали измениться, стать теми, кого в них видел Христос. Спаситель вступает на славный путь страданий, восторженная толпа ему рукоплещет, обманывая себя в Нем: ей нужен земной побеждающий царь, а обретает Царя Небесного, во временном проигрыше миру победившего многоликое зло Своим Воскресением.

Вход Спасителя становится судом толпе и всему материальному, неблагодатному. Встретив Христа, народ встает перед выбором и он его делает: свершается пророчество, Правда Божия торжествует Крестом, отступник проигрывает, человечество спасается.

 После въезда в город Иисус направляется в храм, откуда изгоняет торгующих. Возможно, посягательство на коммерческую сторону хозяйственной жизни храма – святыни всего народа, стало еще одной причиной, сделавшей Богочеловека неудобоприемлемым и даже крайне опасным для т.н.религиозной элиты: учить можно, но только в привычном духе, не расшатывая народные устои-привычки или позиции власть предержащих. Спаситель не ломал прежние формы, Он старался наполнить их огнем духа и высотой смысла, что большинству было не под силу принять: ведь удобнее оставаться в полудреме, чем в ясности осознания своего бытия. Очень скоро религиозные и национальные лидеры превратят Богочеловека в разменную монету в политической игре с римскими оккупантами, до последнего веря в свою праведность и верность Богу, но только в своем понимании. Кротость и смирение, не выпячивающая себя мудрость и предельная отдача Себя воли Отца Небесного направляются сегодня на борьбу с мировым злом, временно проигрывая телесной смертью и побеждая Воскресением в масштабах вселенной и вечности.

 Мир отвергает Христа смиренного: ему нужна сила, громкие слова и образы, ублажение слабостей и внешний комфорт. Миру нужная понятность Неба, схема, создающая систему, категорически отвергающую любую угрозу своему существованию. Ему нужен его спаситель, новый земной царь Ирод – прельститель, губитель, а Христос - как Он есть - страшен ему.


 Интересен и образ молодого осла, на котором Спаситель въезжал в Святой город. Для христианского сознания это бессловесное животное, избранное Самим Богом Словом, является олицетворением человеческой души, наделенной свыше талантами, но по своей неразумности и тщеславию приписывающей все достижения себе, а не Богу. Такая душа, даже если и совершает движение вперед, не выходит за пределы животного безсловесия и в этом очень несчастна.

 Но за Христом нужно следовать, пусть и на т.с. личном осленке слабостей и неведения - главное быть в движении вместе со Спасителем в общий Небесный Град, не прельщаться миром, не обманываться подменами. Важно радоваться Божиему избранничеству для многогранного творчества, благодарить Творца и следовать за ним, оставаясь Ему верным до самого Креста, а значит – и последующего за ним Воскресения.

07.04.2017