Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 3-ую по Пасхе, святых жен мироносиц (Мк. 15:43 – 16:8)


В этот день сугубо говорится об особом предназначении женщины во всех сферах человеческого бытия: личного, религиозного, общественного. Церковное сознание придает этому служению особый смысл в свете домостроительства спасения рода человеческого, совершаемого Сыном Божиим. Присущие падшей женской природе свойства в ограде Церкви преображаются и воплощаются в самоотверженности, самозабвении ради ближнего, безграничной заботе, всепрощении, многогранном служении церковной общине.

Ложны обвинения Православия в неуважении к женщине: именно мироносицы, ставшие «апостолами для апостолов», возвестив им о Воскресении Иисуса Христа, перевернули представление о женщине в древнем языческом обществе, в котором она приравнивалась к рабу. Одновременно, слова Евангелия о благовестии мироносиц являются ярким подтверждением истинности христианства, которое поступило вразрез с логикой всех возможных пропагандистских схем: на проповедь вышли именно те, кого никто не готов был слышать, но услышал на века.

Этот праздник чествует многоразличное служение женщин на поприще церковного делания как в храме, в общине, так и вне его. Подвиг женщины – во внешней слабости, сознательном отказе от внешнего приоритета нести мир, сердечное утешение, расти в силе смирения и жертвенности – тех добродетелях, которыми проложен путь в Царство Божие. Слабость, претворяющаяся в силу Силой Божией, тот евангельский узкий путь спасения сугубо предназначен для женской души. Основа его – прощение, «милость без суда», творчество, в котором любая добрая идея обретает достойную форму, воспринимающую в себе и ум, и сердце женщины. Служение, сжигающее, возможно, по неопытности, но рождающее в мужском сердце благодатные плоды молитвы, мужества, стойкости, интеллектуального полета, горения духа.

Готовность женщины в патриархальном обществе занимать не первые места, но служить и этим расти как личность, как человек Церкви, всегда считалось добродетелью и внутренней красотой, действенным воплощением замыла Божия о женской природе.

В эпоху подмен понятий, искажения даже традиционных смыслов человеческой жизни, именно на женщине лежит вселенская ответственность за миротворчество, преодоление разделенности, как внешней, так и внутренней – в человеческом сердце. Женщина не может состояться как личность, как верующий человек, оставаясь только на поприще природного материнства или функционального профессионализма: любое делание ей возможно лишь в соотнесении с Божией волей. Мужчина же не может не быть той силой в жизни женщины, присутствие которой не только поддерживает, но вселяет надежду, открывая новые просторы для сердца, полного горячей светлой любви.

29.04.2017