Задолго до богословских споров византийской эпохи и формирования целостной системы православного вероучения апостол Павел в послании к Колоссянам раскрыл истину о Богочеловеке – Боге воплотившемся. Текст звучит очень четко и вдохновенно, в простых словах апостол высказывает Богооткровенную Истину, явление Которой людям впоследствии будет названо самым великим и новым в истории человечества. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего новаго, дело, которое одно только ново под солнцем и чрез которое открывается беспредельное могущество Божие. Ибо что – больше того, что Бог сделался человеком?».
Творение видимого и невидимого мира, воплощение, страдание на Кресте, примерившее падшего человека с Богом, создание Церкви - все эти события чрезвычайные, ознаменовавшие новую эпоху в земной истории человечества и всякой твари. Христианин, будучи призванный Богом участвовать, т.е. иметь часть «в наследии святых во свете», постигает глубину и истинность этого откровения и призвания только в пространстве Церкви, за пределами которой все это кажется надуманным и ложным. Исповедование Иисуса Христа Сыном Божиим определяет всегранное бытие человека и само отношение к Богу – Тому, кто говорил с отцами еврейского народа.
Апостол Павел настаивает, что Христос, «рожденный прежде всякой твари», есть «начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Преподобный Иоанн Дамаскин поясняет: «Сам по естеству Сын Божий, Он сделался перворожденным между нами, которые по усыновлению и благодати сделались сынами Божиими и назвались Его братьями». Быть усыновленным Богу Отцу в Сыне Его Единородном, стать Его братьями равнозначно быть членом Его Тела, Церкви, быть освященным и этим – спасенным.
Вне Церкви такая Правда не понятна. Не случайно апостолов гнали свои по крови, а образованного «апостола языков» греческая ученость не хотела слушать: христианство, а по сути – Сам Христос, был не понятен и даже провокационен.
Каждое поколение в умах и сердцах людей как бы повторяется отношение к Истине. Быть верующим не по названию или факту крещения. Быть верным Христу умом и сердцем и пронизанным Его Духом на глубочайшем уровне естества означает быть человеком церковным. Жизнь в Церкви и Церковью – это путь спасения. Кто рядом и с нами, тот поймет. Кто внешний и другого духа, будет ехидно смеяться или жалить злобой. В этом суд над человеком и человечеством. Сроки такого экзамена – вся история мира.
13.12.2015