Исцеление Спасителем гадаринского бесноватого является не только историческим фактом земной жизни Иисуса Христа, в некоторой степени оно может быть осмысленно как образ излечения современного человека благодатью Божией в личной встрече с Господом.
По сути, бесноватый из страны Гадаринской есть образ современного человека, надломленного им же созданной цивилизацией. Беснование, подверженность воздействию множества сил лукавых, число которых Евангелие символично обозначает легионом, т.е. бесчисленным множеством, есть образ внутреннего надрыва и душевно-психологического уродства нашего современника, особенно горожанина. Жизнь, а точнее имитации подлинной жизни, полная внешних событий и ярких впечатлений, превращают человека в одиночку среди толпы себе подобных, агрессивно скрывающего свои слабости, изъяны и психологические комплексы в глубине души, ставшей холодным гробом, куда другим вход закрыт. Подобно гадаринскому больному, человек и по ныне не готов впустить в мрак своего внутреннего гроба сердца ни близких, ни дальних, ни самого Бога.
Но в жизни и таких обессиливших от греха людей промыслительно возникают обстоятельства, подводящие их к краю собственной темноты: события жизни выталкивают к свету на берег озера, освященного стопами Богочеловека, где и происходит встреча с Ним, с новой жизнью. И эта встреча может быть весьма бескомпромиссной, резкой и огненной. Но благодаря именно такому напряжению человек спасается: вся нечисть сердца выдворяется и обретается покой, душа успокаивается, обретает свободу и веру в Спасителя. Исцеленный уже не скрывает имени Бога, излечившего его. И пусть внешнее окружение не понимает природу происходящего, с опаской воспринимает изменения в новопросвещенной душе, даже отвергает Источник исцеления – по сути, оно подтверждает готовность продолжать оставаться со своими свиньями – страстями, доводящими до бесовского безумия. Бывший бесноватый, вновь обретший через Христа человеческий облик, или образ Бога в себе, знает во всех смыслах этого слова Того, Кто исцелил его. Он идет сообщать всему миру о Спасении, делаясь тем самым апостолом Христовым.
Знаменательно, что при исцелении бесноватого Богочеловек вступает в диалог с бесовской силой. Но это не разговор равных: Христос говорит с властью, не предполагающей компромисса с лукавыми, те трепещут и подчиняются, испрашивая у Господа лишь один из возможных путей к очередному падению, по сути, дальнейшему отпадению от Слова Истины. В словах Спасителя нет намека на страх, заигрывания и т.п., они несут в себе сокрушительную для бесов силу. Иными словами, Божия сила не находит даже намека на сопротивление сил зла. Здесь звучит очень ясная подсказка христианам, как нужно относиться к растущей в мире разрушительной деятельности сил зла, имеющего даже среди людей проводников своей воли: «Не бойся!». Противление носителям темной воли должно быть в стойкости в вере и по законам Блага, а не по тем принципам, которые диктуются злом. В противном случае, предупреждает Господь, под видом блага родится и разрастется все то же зло.
В некоторых православных молитвах, в частности, перед Святым Причастием, Господь Бог именуется Огнем, перед Которым ничто скверное не устоит. В этом слышится подсказка, почему Правда побеждает и что должны делать служители Добра: возжигать в себе огонь благодати Божией, попаляющей грех вовне и – самое главное - внутри. Православная аскетика учит, что бесы паразитируют на наших страстях, калеча душу ложными движениями. Господь побеждает их в нас, излечивает, придает трем силам души – волевой, желательной и яростной – правильный вектор. Но человек не может не прилагать сам усилия, ведь Бог благословляет действие: нужно огненно бороть в себе низкие начала, сжигать идолы страстей, просветлять ум чистыми мыслями, чтобы пришел мир, угомонение, тишина. В таком состоянии истинной человечности душа и пребывает у ног Спасителя, внимая Его животворящим словам, тихо радуясь безграничной Его милости и мудрости спасающего Промысла, позволившего когда-то гибнущей душе встретиться со своим личным Богом – Христом Иисусом.
12.11.2016