Притча Спасителя о зарытом в землю таланте высвечивает широкую тему смысла человеческой жизни, правильности целей волевых усилий, творческих проявлений внутреннего мира личности. Господь призывает своих последователей не тратить время на бессмысленные дела и ложные цели – это путь в страшное никуда, где нет Бога. Человек призван непрестанно работать над собой, обнаруживать в себе те стороны Богом сотворенной личности, которыми наилучшим образом можно воплотить в жизни план Творца о себе. Это возможно лишь в высвобождении своего сердца от тщеславия и эгоистичности, лени и неинициативности, низости желаний. Постоянный внутренний тонус, критический взгляд на самого себя, внимательность, открытость до жертвенности другой личности – все это позволяет человеку идти путем развития, становления, звучание которого слышно в Вечности. Христианин призван творить, и это касается не только сферы культуры, но всех возможных отраслей человеческого делания: в любом деле может зазвучать голос Божьего дара, от рождения заложенного в глубинах личности.
Отказ раба Господина в притче преумножать талант из-за страха наказаний за возможные ошибки высвечивает проблему ответственности. Христос Спаситель предупреждает человека о метафизических последствиях и пагубности душевного бессилия в развитии вложенных дарований и использовании земного время без духовного движения: предоставленные Небом возможности всегда судьбоносны, они несут в себе заряд суда над личностью, которая в случае отказа от них низвергает себя в адские глубины, где «плач и скрежет зубов». Вопрос воли и ответственности за совершаемые поступки получает онтологическое измерение: его решение определяет характер и т.с. направленность бытия личности.
Господь призывает человека прожить подаренное ему время на земле, научаясь жить не для себя. Благодать Божия наполняет его, обогащает чувством жизни как таковой, порождая внутренние импульсы к со-творчеству Богу. Отречься от себя и обрести богоданное достоинство. Не замыкаться, иначе смысл жизни окажется относительным. Не слепнуть душой, в противном случае ее парализует мертвящий эгоизм.
Речь идет об абсолютном Добре, крупицы которого рассыпаны по всем сердцам. Взращивать их всегда и везде, даже если собрать плоды возможно будет только в Вечности. Делать добро без благодарности, ибо ожидающий ее не дарит добро, а продает. Самому светиться благостью и быть истинным миротворцем, соединяя, а не разрушая, украшая, а не оскверняя. Дарить, даже если отвергают, прощать, даже если проклинают.
Плоды такой жизни велики и прекрасны: душа становится боговидной, чистой, пульсирующей живительной энергией Света.
Спаситель учит нас идти путем добра, потому что это единственный путь жизни. Иные – альтернативные, сатанинские – ведут, ослепляя, во тьму. Природа Добра жертвенна, поэтому ученики Христова не могут забыть про закон Креста: распятие миру возводит сердце на высо́ты воскресения во Христе Иисусе. Жизнь как научение Добру, победа которого во всепрощающем Кресте.
Зарывать талант, не преумножать его означает бежать от Креста, от Жизни, от Христа. Это бегство навстречу бессмыслице и смерти.
Поэтому христианин призывается работать над собой, благодарить Бога за жизнь и наполнять ее смыслом, который открывается христианину в Святом Благовествовании. Жить надо со Христом, чтобы потом, в Вечности, не пылать адским огнем тоски о неиспользованных возможностях, дарованных Господом Богом. Прожить жизнь зря, умертвить свое время, погубив дар жизни, быть может, страшнее иного порока и страсти, которые и мучают, но заявляя о себе, дают повод для борьбы, в которой Божией Силой обязательно победит Спаситель, Господь наш Иисус Христос.
23.09.2017