Неудобства, особенно неожиданные, делают слабее нашу волю, а порой своей силой и сбивающей с ног мощью лишают душу волевых импульсов. Мы становимся темными, взгляд на вещи и себя меркнет, душа отделяется от потоков жизни и дезориентируется в смыслах и поступках, ввергая себя в одиночество и печаль. Рассыпается связь с Небом, потому что струна веры не напрягается и не рождает надежду, отсутствие которой есть отчаяние.
Природа отчаяния – непреклонная гордость, отвергающая спасительное смирение, а также маловерие или даже безверие, богоборческий ропот, претензия к Промыслу, обида на любовь Творца. В таком состоянии душа перекрывает себе доступ к благодати, ей отверзаются глубины ада, втягивающие в себя беспросветным фатализмом и любованием собой в собственных страданиях. Ад - мир печали, безрадостности. В Небо своей же рукой кидаются камни, возвращение которых воспринимается не как следствие личных ошибок, а как мрачная вспышка гнева Божия, бескомпромиссность которого парализует мистическим страхом, равным животному.
Сердце слепнет, а ум впадает в безумие, душа слабеет и пребывает в печали, или абсолютно й безрадостности. По сути, она в аду еще до смерти тела.
Апостол призывает последователей Христа идти наперекор «злым» обстоятельствам жизни, перебивать их настрой доверием Богу. Через четыре века святитель Иоанн Златоуст скажет: «Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла». В христианстве человек призывается видеть перспективу даже тогда, когда вся логика жизни подсказывает обратное. Причем не всегда свет может проявиться на горизонте – жизнь конечна, ее хронология, как и все в этом мире, ограничена, а вот Солнце Правды светит над нами вечно. Чтобы жить и расти, душе надо верить в Бога, верящего в человека.
Не отчаиваться означает бороться. Преподобный Исаак Сирин с характерной для него надеждой и любовью к человеку пишет: «Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего». Лекарство от отчаяния в активном терпении, внутреннем волевом усилии, жажде жизни.
Быть во внутреннем движении - залог действенной помощи Божией. Изменяться, что значит на языке Церкви – покаяться, и этим открывать поры души исцеляющей силе благодати Божией, обновляющей и восполняющей всякую неполноту.
«Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам дьявол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться», - предупреждает преподобный Нил Синайский. Покаяние предполагает очень честный и трезвый взгляд на себя при открытости Божией силе. Душа в таком случае обращается всему мирозданию и его Творцу, личный мир со свойственными ему ограниченностью и несовершенством получает импульс в самой глубинной своей потенции расшириться до масштабов вселенной. Для личности это означает соотнесенность со Всечеловеком, Новым Адамом, Сыном Божиим, становление в «полный возраст Христов» (Еф.4-13). Такое воображение, т.е. проявление образа Христа в душе человека по сути и есть уподобление человека Богу, воплощение плана Домостроительства спасения рода человеческого в микрокосмосе конкретной личности.
Поэтому противостояние отчаянию или его преодоление носит жизненно важное, сотериологическое значение. «Быть не отчаявшимся» в этом случае понимается как пребывание в Церкви, исполнение Духом Божиим, а не потеря Его. Пространство же Тела Христова, или Церкви, есть сфера высшей Жизни, неоскудевающей Радости, невечерний Свет которой должен быть воспринят, по замыслу Божию, всеми без исключения.
16.09.2017