Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас Беседа в Неделю 12-ую по Пятидесятнице

 

  В разговоре Спасителя с юношей, уверенного в собственном религиозном благочестии, нельзя не увидеть предупреждение от самообмана в самом важном для человека пространстве личного бытия – общении с Богом. Молодой человек является носителем весьма обычного сознания, черты которого не связаны с возрастом, полом, национальностью или даже конфессиональной принадлежностью. Оно характеризуется порочным внутренним успокоением, граничащим с трусостью или ленью, неглубоким проникновением в истины веры, ориентированностью на обряд и любованием собой в общественной жизни. В христианскую эпоху такому сознанию удобно выполнять уставные моменты церковной жизни, но без сильного напряжения внутренних сил, быть удобно патриотичным и громким выразителем общественной морали, чьи положения существуют скорее в нем самом, а не принадлежат соборной совести. Евангельский юноша готов быть религиозным в этом обычном смысле, но Христос Бог поднимает планку благочестия, затрагивая самую больную струнку души человеческой: чувство собственничества, фокусирующее в себе весь набор страстей, которыми душа приковывается к этому миру.

  Христос предлагает юноше, а вместе с ним и всем христианам, преодолеть себя, эту зависимость. Спаситель предлагает поступить так, как будет весьма неудобно, но в конечном счете спасительно для души: отказаться от всего, что душа прельщенно считает ценным и ложно отождествляет с жизнью как таковой. Возможно, сам отказ от нажитого добра и не нужен, однако вопрос Христа оказывается внезапным и ярким по своей силе судом над человеком: с кем ты, что в твоей жизни имеет абсолютную ценность, готов ли ты измениться сам и изменить свою жизнь?

  Да, надо хотеть  изменяться, что на языке Церкви означает «покаяться»: измениться так, как предлагает Христос. И это единственный путь к Жизни, Свету и истинной Любви. Понуждение себя, т.е. то, что заложено в православное понятие «по-движничество», есть верный путь к постоянному трезвлению ума и воли человека, внутренний мотив жить и жить с Богом, с радостью крестной победы во Христе Иисусе. Внутренняя работа человека над самим собой тесно увязана с ростом его личности. Ведь не случайно древняя восточная мудрость говорит, что «беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе».

  Лень сама по себе опасна и является по сути обезволиванием души, для которой она как вторая смерть. Об этом знали люди уже давно, связывая лень с личностной деградацией. Даже атеистически настроенный Вольтер писал, что «ленивые бывают всегда людьми посредственными». В области же религиозной лень усугубляет свое смертоносное значение: либо она открыто свидетельствует о себе неделанием, неисполнением воли Божией, либо прикрывается благопристойными причинами, скрывая сердечную поверхностность человека. Евангельский юноша ориентирован больше на выполнение обрядовых требований своей веры, которая ему в таком срезе очень понятна и весьма удобна. Но лень сердца не позволяет ему сделать тот рывок, о котором ему говорит Сам Спаситель: поступить очень не удобно для себя, но тем самым запустить т.с. внутренние моторы своего внутреннего мира – через преодоление себя, самопожертвование, волевое усилие следовать за Божественным учителем. Только таким путем сознание поймет, а сердце переживет вселенски бескрайние просторы спасительного учения Богочеловека Иисуса из Назарета.

 

26.08.2017