Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в день Праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

  

  Хотя установление Праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня связано с конкретным историческим событием – обретением древ Креста императрицей Еленой в 326 г., оно стало прекрасным поводом для соборного церковного сознания к прославлению Креста и оттачиванию богословской мысли, осмысляющей Его значение для Вселенной и судьбы отдельно взятой души.

  Христианский смысл вселенского Креста, Славы Церкви, до конца времен останется для носителей мирского, падшего, ума и сердца нераскрытой тайной, провокацией и обличением. Ответ мира на Крест Христов – ярость и злоба, иным словами – безумие, путь гибели и богоборчества.

  Для христианина, призванного непрестанно углубляться во вселенскую тайну распятия Богочеловека, Крест есть путь жизни, обновления и освящения благодатью, путь изменения ума, мыслящего «не по миру, а по Богу». Крест дает силы, возвышает и облагораживает душу добродетелями, в первую очередь, веры, надежды, молитвы. Он наполняет человеческую жизнь самым высшим смыслом, тушит гнет страстей, научает неподдельной радости, приближает к каждому творению, открывает двери рая. Крест Господень дарит свободу и ясный взгляд в бескрайние высоты Неба и бездны ада, укрепляет волю и утончает сострадание к мучающейся грехом твари. Крест Господень нас спасает.

  Только в Нем обретается, по словам преподобного Исаака Сирина, «милующее сердце», такое состояние, которое тождественно самой праведности.

  По словам преподобного Максима Исповедника, «Крестная смерть Христа есть суд над судом». В этих словах раскрывается безграничность Божией Любви к человечеству и отдельному человеку. Эта Любовь  - всеобщее прощение, критерии которого суть безграничное милосердие. Источник Небесной Любви в Кресте. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».

   Крест Бога Слова выражает, по словам святых отцов, предел высшего вожделения Триединого Бога к страдающему грехом творению, в первую очередь, к человеку. Творец жертвует собой и ожидает от тварного существа ответа, являющегося для него абсолютным условием спасения. Поэтому главной заповедью обоих Заветов служит призыв любить Бога. Но условием такой любви может быть только любовь к ближнему. Ее сила спасает для жизни вечной, возвышает из рабского состояния до высокого положения друга, достойного дружбы и любви самого Бога: «Вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую Вам» - говорит Спаситель в Евангелии от Иоанна.

  Исполнить волю Божию до конца, быть распятым во Христе – значит умереть Его смертью, чтобы вместе с Ним участвовать в жертве, в которой обретает истинную Жизнь каждый человек и весь мир в целом.

  Нам нельзя принижать смысл крестной смерти Спасителя. Даже на уровне поступков, бытовых ситуаций, мысли, желаний. Зная о космическом измерении распятия Бога, нельзя быть теплохладным к Сыну Божию, каждый обязан сделать выбор, по сути определяющий жизнь в этом мире и мире вечном. Ответственность лежит только и только на самом человеке, Бог ему Помощник и Покровитель. Нужно помнить, что за позорным распятием приходит слава личного воскресения, первые отблески которого мы получаем уже в Крещении, обогащаемся на евхаристической трапезе любви и призываемся обрести Его полноту в ликовании обновленного грядущего мира, спасенного Христом, Господом нашим.

 

 

Иерей Георгий Кириндас

 


26.09.2018