Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в день Покрова Божией Матери


  Праздник Покрова Богородицы, хотя и уходит корнями в историю Византийской империи, есть в первую очередь день почитания Приснодевы Марии и Ее предстательства за человеческий род.

  Историческое событие, связанное с защитой Богородицей столицы византийцев Константинополя от наших предков, руссов, получило в церковном сознании новое смысловое наполнение: Матерь Божия является заступницей за всех, кто с надеждой обращается к Ее заступничеству, особенно перед лицом смертельной опасности. Она слышит Церковь и человека Церкви, вне зависимости от национальной или политической принадлежности. Неслучайно поэтому именно потомки тех, кто наступал на православную столицу, защищенную Пречистой, стали теми верными Ее сынами и дочерями, кто связали даже природные явления – первый снег – с явным свидетельством защиты Богородицы. Религиозная интуиция народа уловила реалии высшего порядка, оформив ее в мысль о Покрове: русская земля, ее народ несут в себе мощный мессианский запал, избранность Богом для выполнения особой миссии, значение которой простирается на весь мир.

  Сама идея Покрова Божией Матери над родом человеческим весьма глубока и многогранна. Размышления об омофоре Пречистой над грешным народом и человеком подсказывают очень высокую мысль о защите вселенским Девством, Чистотой, Целомудрием человеческой души от той порочности, агрессивной греховности, нечистоты, которыми она болеет. Все человечество, объемлемое надмирным омофором молитвы Божией Матери, защищается от действия тлетворного зерна греха, готового разложить природу человеческую. Богородица, «Ширшая небес», являющая Собой Вселенское Девство, сдерживает разлагающую силу порока, возвышает человека до Небесного Престола, на котором Сама восседает (см. греческая икона Богородицы на Престоле, 1700 г.). Поэтому становится понятным один из смыслов выражения святых отцов о служении Божией Матери: «Богородицы в Раю нет». Она высоко, в пространстве  Горнего Иерусалима, и Она глубоко внизу, рядом с грешниками, взывающими о сострадании и помощи, т.е. с нами. Такое служение Девы Марии принимает сотереологический характер, что позволяет обращаться к Ней с мольбой «спаси нас».

  Покров Божией Матери сохраняет народы, отдельного человека от безумия, от таких страшных вещей, к которым народ или человек приходит, когда он отвергает Бога, когда он теряет всякую меру, переходит всякую грань. Мы верим, что молитвы святых и предстательство Божией Матери сохраняют наш народ и дают нам возможность строить святыни, людям приходить в храм и начинать новую жизнь. Пока это будет происходить, до тех пор история мира не закончится.

 Жизнь на земле будет продолжаться, пока есть еще хотя бы один человек, который может услышать и встретить Бога в этом мире. Когда оскудеет любовь и люди потеряют смысл бытия, не захотят ни видеть правду, ни слышать ее, все станет безразличным, останется только один грех и этот мир сгорит. Но у человека, даже у целого народа, пока он живет, есть еще возможность покаяться, исправиться. Наша жизнь не бесконечна, мы должны помнить, что нужно успеть изменить направление своей жизни, направление мысли и сердца от земли к Небу. «Горе′ имеим сердца».

13.10.2017