Преподобный Макарий Великий, Египетский - величайший святой, аскет – молитвенник, духовный сын преподобного Антония Великого, истинный титан духа, собеседник ангелов и посрамитель бесов.
Рано овдовев, будущий святой встал на пути строжайшего подвига, послушания и смирения, плоды которых засверкали в сердце высочайшей молитвой и глубиной богомыслия. Интересен фрагмент из жития преподобного: обвиненный в блудном грехе с одной девицей из ближайшего селения, он месяцы безвинно нес на себе хулу, побои и труды, без ропота и оправданий. Правда раскрылась перед родами девицей, признавшейся в клевете на святого. Этот случай, растянутый на девять месяцев, раскрывает редчайшее смирение преподобного Макария и его веру в человека. Много позднее он скажет: «Где Святой Дух, там, как тень за солнцем, последуют гонение и борьба». Тем самым подсказывая всем последующим поколениям христиан знание о закономерности в духовной жизни: восхождение к Богу не может не протекать без борьбы с собой на фоне непонимания и даже клеветы со стороны.
Преподобный Макарий проектирует всю евангельскую историю и символику Церкви в пространство сердца человека: «Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, – не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне. Представляй же, что сердце – гроб, что там погребены и помыслы и ум, объятые тяжелою тьмою. Посему, Господь приходит к душам, вопиющим к Нему во аде, то есть приходит во глубину сердца, и там, повелевая смерти, говорить: „отпусти заключенные души, взыскавшие Меня, Который могу избавить их.“ Потом, отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице».
Сквозь века преподобный Макарий доносит до нас важную подсказку: в сердце человека, там и только там, скрыты рай и ад. «Намеревающемуся быть другом Божиим надлежит охранять себя от греховной скверны и от вечного огня, таящегося в нас». Правильная духовная жизнь предполагает постоянное внимание, которое не должно ослабевать ни на минуту: «Душе всего более надобно иметь в виду и предусматривать, чтобы и на самое короткое время не уловила ее сила противника. Как животное, когда и один член его запутается в сеть, по необходимости все теряет свободу и отдается в руки ловцам; так подобное сему терпит обыкновенно и душа от врагов». Нужно постоянно помнить сердцем о Боге, не рассеивая себя на внешнее, в этом пусть и спасение: «Все усилие сопротивника в том, чтобы придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к мнимо, а не действительно, прекрасному».
Мы обязаны помнить о богатстве опыта преподобного Макария, следовать его назиданиям. Само чтение его трудов укрепляет и просветляет ум: его мысли становятся нашими, приобщая нас сокровищнице православного духа. Христианин, ум которого пронизан мыслями преподобного Макария, являет себя стойким против разрушающей силы хаоса все более обессмысливающегося мира. Поэтому одна из задач религиозного делания верующего в наши дни - больше читать святых отцов, чтобы обогащать сердце духовным иммунитетом ко греху.
31.01.2017