У многих народов в прошлом была очень красивая и благородная традиция перед смертельным боем одеваться во все чистое, белое: встреча со смертью призвана была стать победой над ней, уход в вечность – праздником, радостью героизма, моментом изменения к лучшему и высокому. Возможно, что эта традиция на глубинном подсознательном уровне народного большинства была религиозной интуицией соотнесенности человеческой судьбы с Преображением Спасителя на горе Фавор. Ведь это чудо явления Божией Славы Богочеловека произошло за короткое время до Его крестного пути, смерти и Преславного Воскресения. Слава перед трагедией смерти, открывшей путь к славе всей Вселенной.
Перед смертью, в ее ожидании, человек очень искренен, натурален для самого себя и окружающих. Он как бы становится тем, кем он должен был быть всегда. В его сознании ясно выкристаллизовывается смысл, цель жизни. По словам преп. Иустина (Поповича), Спаситель «в день Своего досточудного Преображения…совершенным образом преобразил Свое человеческое естество, явив его в его Богоподобной красоте и выспренности. Этим Он раскрыл Божественное величие человека и логосный характер его существа, наглядно удостоверив, что смысл человеческого существа – исполниться Божественным светом и жить, сияя этим светом. В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе, явил первообразное великолепие образа (стихиры на стиховне: «Днесь на горе Фаворстей преображая пред ученики, показа началообразную доброту зрака, в Себе восприим человеческое существо»).
Преображение Богочеловека имеет общечеловеческое значение, ибо Христос, по слову святителя Константинопольского Прокла, «преобразился не просто так, а для того чтобы явить нам грядущее преображение естества». Как Родоначальник обновленного человечества, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим Преображением чудесным образом объемлет весь человеческий род и в Своем человеческом естестве, совершая преображение всей человеческой природы в принципе.
Христос в Преображении являет Собой онтологическую цель, задание для всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: обожение через освященность благодатью Божью. Благодать – это Божественные энергии, «лучи Божества», о которых говорит Дионисий Ареопагит, творческие силы, пронизывающие мир и делающие познание о себе вне тварного как свет неприступный, в котором обитает Святая Троица. Энергии, сообщаемые христианам Духом Святым, не представляются уже как внешние причины, но как благодать, внутренний свет, изменяющий природу путем обожения: «Бога называют светом не по Его существу, но по Его энергии», говорит святой Григорий Палама, сформировавший в 14 веке общеправославное учение об энергиях Божиих.
Таким образом, Праздник Преображения обозначает главный смысл человеческого бытия, ориентируя христианина, в том числе и в наши дни, в пространстве целей жизни. Обретается и истинный критерий того, что переживается, мыслится, желается: служит ли это обожению, просветлению, наполнению смыслом и радостью. У преподобного Иоанна Дамаскина есть очень интересная мысль из Слова «на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа»: «когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был»[1]. В этих словах преподобный Иоанн переводит внимание на изменение, преображение человеческого сложного естества, тела и душа, в момент предстояния перед Богом: не Богочеловек изменяется – Он непрестанно в Славе («одна и та же слава и Слова и плоти»[2]), а человек утончается до такого просветления, в котором становится способным видеть Славу Божию. Это состояние - пребывание в Свете, которое апостол Петр восторженно назвал «хорошо нам…быти», опыт рая, дарованный Силой Божией в прозрении небесных реалий: апостолы оказываются свидетелями собеседования Христа с Моисеем и Илией, они прозревают в миры, прозрачность которых, к сожалению, тускнеет для человека страстного и плотского. В этом смысле нынешний Праздник - это торжество Славы Божией в человеке, возвышаемого благодатью до Небес; это прославление работы Бога над человеческим сердцем, его преображение.
Поэтому, с другой стороны, празднуемое событие подсказывает нам пути для верного ви́дения человеком своего ближнего. Высшее «я» творения Божия, то, как задуман человек, начинает быть видимым нашему сердечному оку, но только смиренному, чистому, преукрашенному благодатью. Углубление в сердце, созерцание безграничных просторов свой личности позволяют увидеть преображенного Христа в любом человеке, найти такие глубины человеческой природы, где все являют себя равными, братьями, близость которых друг к другу не нарушается никакими средостениями. Для христианина это есть личная гора Фавор, подъем к мирам горним, разговору с небожителями. Путь на такую гору личного Преображения лежит через внутреннюю отдаленность от мира, который «во зле лежит», трезвление, или бдение, к которому призывал своих учеников Христос, ясность доброй мысли, милующее сердце.
Важно идти именно по этому пути, богоугодное движение по которому озаряется и благословляется Светом Преображенного Христа Спасителя в нашем сердце.
[1] Текст приводится по изданию: "Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников", Благовест, б/г. Репринт с "Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято-отеческiя и церковно-отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. С.-Петербургъ. Изданiе И.Л. Тузова, Гостиный дворъ, 45, 1912." c.226-231.
[2] Там же.
18.08.2017