Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА на Праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Сегодня мы празднуем Благовестие архангелом Гавриилом Приснодеве Марии тайны Воплощения от Нее Сына Божия, Бога Слова - тайны «из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем». Для православных христиан это праздник Богородичный, весь пронизанный смыслами поклонения Христу Богу. Потому что, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «Слава Богородицы внутри – Плод чрева Ее», то есть Сам Богочеловек Иисус Христос.
Мы поклоняемся воплотившемуся Богу Слову и поэтому почитаем Деву Марию, прославляя Ее как Богоматерь, Пречистую и Преблагословенную. Она стала местом делания нашего спасения, Богородица есть «Агница, родившая Агнца Божия, вземлющего грех мира, нашего спасения деятелище, превышающая ангельские силы, раба и Матерь Бога» (прп. Иоанн Дамаскин).
Сама Богородица родилась в этом мире в конкретное время, принадлежа Своим рождением истории человечества, своего народа и рода Давидова. В Своем обычном для людей рождении Она понесла в Себе наследие первородного греха от праотца Адама со всеми его последствиями и ответственностью. Однако сошествие Святого Духа во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия очистило и освятило Ее: «Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно...» (прп. Иоанн Дамаскин).
Заметим, что Благовестие, несущее в себе некую тихую, но яркую вспышку радости, или «обрадования», явило также Божью т.с. учтивость к свободе воли Девы. Да, Бог провидел и предузнал достоинство Святой Марии, Ее добродетель и «пречистое девство», свободу от греха личного. Святой Иоанн Дамаскин так обращается к Деве Марии: «Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего» (см. «Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы»). Но Божий План спасения человечества предполагал также сознательный и поэтому ответственный и именно положительный выбор – согласие Девы стать Богородицей.
За рамками осознания человеческим умом останется тайна осенения Девы Духом Святым и зачатия Сына Божия. Мы говорим о чистоте Ее ума, исключительно просвещенного умной силой Духа, «Силой Вышнего», Своим нисхождением сотворившего в Деве плоть Слова. Сын Божий воплощается и делает Ее Своей со-работницей, со-участницей Домостроительства спасения рода человеческого. Будучи человеком, избранным исполнить исключительно важную миссию по Божьему Замыслу в самом эпогее Его осуществления, который оказывается результатом многотысячелетного становления ума, воли и сердца всего человечества, Божия Матерь, наша «новая Ева», предстает первой среди людей, их возглавительницей, «Всецарицей». Поэтому Ее согласие на приход в этом мир Сына Божия является ответом (от имени) людей всех без исключения поколений прошлого, настоящего и будущего. Этот судьбоносный ответ произносится устами Богородицы в верности и смирении, являя свободный выбор, а в нем – желание спасения, потому что, как пишет прп. Максим Исповедник, "спасение дается желающим, а не принуждаемым" (см. «Вопросоответы к Фалассию»).
Святитель Феофан Завторник находит в Воплощении Бога Слова, которое совершилось в час Благовещения, непреложное основание Таинству Тела и Крови Христовых. Святитель призывает чтить Пресвятую Богородицу «истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех». Эта глубинная связь ангельского благовестия, Самого Боговоплощения и Евхаристии присутствует в сакральном пространстве литургии, которая тайнообразующе сочетает в себе высокие смыслы воплощения Бога Слова и Трапезы Господней. Подобно тому, как Бог воплощается через Деву Марию, восхваляемую как «из честных кровей Своих Плоть Богу Слову соткавшую» (Акафист иконе Богородицы «Слово плоть бысть», 4 икос), так и претворение Святых Даров как новое Боговоплощение (см. у блаженного Феодорита Киррского, Евсевия Эмесского, папы Геласия I) не может совершаться без Богородицы. Иными словами, в каждом служении Тайны Тела и Крови Христовых надмирно участвует рождающее Девство Богородицы: «Превысшая Небес», Пречистая Дева ткет в Себе плоть Слова, причастие Которому дает нам истинную жизнь. Святитель Феофан пишет: «Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее» (Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. 2013, Лепта-книга).
В Благовещении наитием Святого Духа зачинается человечество воплощающегося Бога Слова, Второго Лица Святой Троицы. А вместе с этим тайным событием получает свое историческое начало новое, уже Бого-человечество людей. Присутствие Богоматери в этом сотереологическом процессе придает ангельскому благовествованию эсхатологическое измерение, соотносящееся с тайной будущего века Святой Евхаристии.
Поэтому наше спасение во Христе Иисусе не возможно без Божией Матери. Не случайно в тропаре праздника Благовещения исповедуется, что «днесь спасения нашего главизна»: совершается начало плана Домостроительства спасения человеческого рода, где служению Божией Матери уделяется особое место. Тот же святой Иоанн Дамаскин в своей «Гомилии на Рождество Богородицы», обращаясь к Ней с такими словами: «Ты жила не для Себя, ибо Ты и не родилась для Себя; поэтому Ты жила для Бога, ради Которого Ты в жизнь пришла, чтобы послужить спасению всего мира, чтобы древний Совет Божий о воплощении Логоса и о нашем обожении исполнился через Тебя».
В церковном человеке ум не может не удивляться, а сердце – не трепетать в благодарности Деве Марии за Ее спасительное служение. Созерцательность тайны Боговоплощения требует от нас усилия внутреннего человека, сердца и ума, в ее познании, которое есть истинное богословие.
06.04.2018