Духовный путь Тютчевых
Николай Андреевич Тютчев, родоначальник большого семейства, уроженец земли ярославской, женился 14 апреля 1762 года на «московской дворяночке» Пелагее Денисовне Панютиной. У них родилось трое сыновей и четыре дочери. Все члены этого благочестивого семейства, отличаясь искренней приверженностью Православной Церкви, возводили на принадлежащих им землях прекрасные храмы, ревностно сохраняли и передавали из поколения в поколение православные традиции. Эти традиции и сегодня живы в семьях потомков Николая Андреевича и Пелагеи Денисовны.
Первыми земельными владениями Николая Андреевича были территории в Елоцко-Кацком поречье Мышкинского уезда Ярославской губернии, завещанные ему отцом Андреем Даниловичем Тютчевым. Впоследствии Николай Андреевич расширяет свои владения приобретением совместно с женой сёл и деревень в Ярославской, Орловской, Московской и Смоленской губерниях. К 1788-му году муж и жена Тютчевы имели 2715 крепостных душ (только мужского пола!) и считались одними из самых богатых помещиков не только на Брянщине, но и в Орловской губернии. За четверть века в десять раз увеличить своё состояние – это могли только настойчивые, трудолюбивые люди.
Приобретя земли в Овстуге, Николай Андреевич строит в 1777 году в своём имении каменную церковь во имя Успения Богородицы. Тютчевы, как расчётливые владельцы, оживляют церковную жизнь строительством нового храма и в селе Знаменском Ярославской губернии. При владении здешними землями Тютчевы всегда радели о церкви: обновляли, поправляли, украшали. И взамен обветшавшей в 1784 году тщанием Николая Андреевича Тютчева возводится каменный храм, что и поныне стоит в селе Знаменском, правда в полуразрушенном состоянии. В селе Гореново Рославльского уезда Смоленской губернии Николаем Андреевичем был заложен Троицкий храм, достроенный и освящённый при его сыне Николае в 1809 году. К сожалению, здание храма не сохранилось.
Старшая дочь Николая Андреевича и Пелагеи Денисовны Анастасия в 1783 году 14-летней девчушкой была выдана замуж за майора Алексея Филипповича Надоржинского, являвшегося помещиком Харьковской губернии и бывшего в это время харьковским губернским предводителем дворянства. В конце 18-го века Пелагея Денисовна Тютчева подарила Анастасии селение Чернетово. Основную память о себе Анастасия Николаевна Надоржинская оставила тем, что, когда приходская для чернетовских крестьян церковь в соседнем селе Бетове обветшала, она в 1805 году на свои средства построила в Чернетове каменную церковь во имя иконы Ахтырской Богоматери. Этот разместившийся на самом высоком месте селения своеобразный храм принадлежит к редкому типу крупных купольных ротонд с четырьмя закруглёнными нишами, каждая из которых украшена двумя колоннами. Восточная ниша служила алтарём, а в остальных располагались входы в церковь. Сейчас храм в основном отреставрирован и в нём возобновились богослужения.
Вторая дочь Тютчевых Варвара родилась в 1771 году. Замуж вышла на 22-м оду жизни за Александра Сергеевича Безобразова, владельца села Кокино, сельца Горицы, нижней Слободки и нескольких дворов в селах Выгоничи, Лопушь, деревнях Бабинка и Скрябино. В приданое от родителей Варвара Николаевна получила часть села Творишичи, деревень Башево, Городище, Павловичи, Шапкино, Березовичи, Бакшеево.
Александр Сергеевич, морской офицер, погиб в 1793 году. На руках у Варвары Николаевны остался младенец Александр, родившийся в 1791 году. В нём она видела единственный смысл своей жизни. В звании подпоручика Александр Безобразов 26 августа 1812 года командовал двумя орудиями в Бородинском сражении. На этом поле воинской славы России он погиб. За отвагу в Бородинском сражении подпоручик Безобразов получил орден святой Анны 4-ой степени.
Когда Варвара Николаевна узнала о смерти сына, то обратилась с просьбой к Александру I, чтобы он разрешил ей перевезти прах сына Александра в родовое имение Кокино. В 1818 году Варвара Николаевна в память о погибших муже и сыне построила в селе Творишичи (ныне Жирятинский район) Спасо-Преображенскую церковь. Она существует до сих пор. Варвара Николаевна Безобразова выбрала проект бескупольной церкви.
По преданию, выбирая этот проект Храма, она сказала: «Раз нет главы семьи, хозяина в доме, значит, и церковь пусть будет безглавой…». Она продала все, что имела, чтобы достроить церковь и умерла в полной нищете в 1828 году.
Пережившая старших сестёр Евдокия Николаевна родилась 18 февраля 1774 года в имении своего отца в селе Гореново Смоленской губернии. Это была, пожалуй, самая образованная из сестёр Тютчевых, в которой мать воспитала большой педагогический талант. Детским играм она чаще всего предпочитала чтение книг из небольшой родительской библиотеки, в основном, духовного содержания. И мужа она выбрала самостоятельно, по большой любви, выйдя замуж за поручика князя Бориса Ивановича Мещерского, доброго и кроткого молодого человека. На этом повествование о Евдокии, впоследствии игуменьи Евгении, я заканчиваю, так как основательная информация о ней сегодня уже прозвучала или будет впереди. Добавлю только, что дочь Евдокии Николаевны – Анастасия в 1814 году вышла замуж за обер-прокурора Семёна Николаевича Озерова, позже – сенатора и тайного советника. Хотя муж был на два десятка лет старше своей юной жены, жизнь супругов Озеровых была довольно спокойной и благополучной. В 1825 году Евдокия Николаевна передала все свои владения дочери. Супруги Семён Николаевич и Анастасия Борисовна Озеровы оказались многодетными родителями. Двое их детей умерли во младенчестве, а десять (почти все – дочери) дожили до взрослого возраста. Старшая дочь Евдокия, получившая имя в честь бабушки, как бы продолжила её духовный подвиг. Достигнув совершеннолетия, она постриглась в монахини Аносинского Борисоглебского монастыря под именем Евгении, с 1854 года стала его игуменьей, а позже была настоятельницей Московского Страстного монастыря.
Значительный след в истории нравственной культуры и мемориально-эпистолярной литературы России конца 1810-1840-х годов оставила младшая дочь Николая Андреевича и Пелагеи Денисовны Тютчевых Надежда, родившаяся 26 сентября 1775 года в Овстуге. Замуж она вышла последней из сестёр за двоюродного внука знаменитого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева Василия Петровича Шереметева, который был на десять лет старше невесты. После свадьбы молодые поселились в одном из родовых поместий Шереметевых – богатом селе Покровском, в Рузском уезде Московской губернии. Там Надежда Николаевна в 1818 году строит церковь Покрова Пресвятой Богородицы в честь «победы русского оружия в войне 1812 года». Надежда Николаевна имела обширную переписку со многими известными людьми своего времени, в том числе с Николаем Васильевичем Гоголем, который считал её своей духовной матерью. Вот выдержка из письма Шереметевой Гоголю в декабре 1847 года: «…Как милосерд Господь, ниспослав столько утешения в религии, которая со всеми нас сближает и помогает всё ближнему отпускать и за него молиться. Мне кажется, Христианину непременно надобно заботиться об очищении сердца. Тогда радостно всякого извинишь и за него помолишься…». О Надежде Николаевне архиепископ Филарет Гумилевский говорил: «…Рано овдовевшая мать троих детей, «возлюбленная Богом старица», неустанная молитвенница и заступница за нуждающихся и гонимых, Шереметева оказалась для терзаемого многими душевными сомнениями писателя – духовной матерью. Тихо и незаметно, совсем не думая об этом специально, она окормляла, наставляла и помогала Николаю Васильевичу день за днём. Чем же? Вот этими, своими бесконечными молитвенными письмами. И двигал ею не факт дружбы со знаменитым писателем, но понимание и ощущение нуждающейся в опеке христианской души рядом с нею». Сам Гоголь писал отцу Матфею Константиновскому: «Она любила меня как сына, хотя я не сделал ничего достойного любви её, и не был к ней даже вполовину так внимателен, как она ко мне. Помолитесь о ней…».
Николай Андреевич Тютчев умер в 1797 году. В год смерти мужа Пелагея Денисовна составила собственное завещание, согласно которому младшему из сыновей, корнету конной гвардии Ивану, переходило село Овстуг с деревнями.
Иван Николаевич Тютчев, которому достался Овстуг с деревнями, в дальнейшем становится отцом поэта. Греческий корпус, оконченный им в Петербурге, военная служба, чин гвардии поручика, работа смотрителем Экспедиции кремлёвского строения в Москве – такова внешняя сторона его биографии. Современники же отмечали «необыкновенное благодушие, мягкость, редкую чистоту нравов» И.Н.Тютчева – человека. Церковные историки добавляют, что Иван Николаевич был известен «как беспримерный благотворитель храма Успения Пресвятой Богородицы в Овстуге».
Действительно, Успенская церковь оказалась снабжена богатой, художественно выполненной утварью, часть которой, несомненно, была заказана и передана в храм И.Н.Тютчевым. Вот список особенно ценных предметов:
а). Аналойная икона Успения Пресвятыя Богородицы, в иконе три частицы мощей неизвестных святых, риза на ней серебряная, вызолоченная.
б). Евангелие, кругом покрытое массивными серебряными досками, вызолоченное, с обеих сторон изображения и фигуры художественной чеканной работы.
в). Крест серебряный, вызолоченный с чеканными изображениями.
Жизнь И.Н.Тютчева складывается так, что в 1798 году он женится на Екатерине Львовне Толстой, и уже сразу молодая семья начинает проводить летние месяцы в завещанном им Овстуге. Именно здесь в 1803 году родился их второй сын Фёдор Иванович Тютчев – замечательный русский поэт. Запись о его рождении была сделана в метрической книге Успенской церкви так же, как и запись о его крещении в ней. Приводим этот важный документ, сохранившийся в виде консисторской копии: «В шнуровой метрической книге Успенской церкви села Овстуга Брянского уезда за 1803 год в архиве Консистории хранящейся, состоит в записи в части о родившихся под № 9 акт следующего содержания: тысяча восемьсот третьего года ноября двадцать третьего числа села Овстуга у помещика Ивана Николаева сына Тютчева родился сын Фёдор, который и крещён…приходским священником Матфеем Феодоровым с диаконом и причетниками».
В 1809 году Иван Николаевич строит в селе Речица рядом с Овстугом церковь Святого Николая.
И.Н.Тютчев скончался 23 апреля 1846 года. Он был похоронен в Овстуге, у южной стены Успенской церкви.
Его сын, Фёдор Иванович Тютчев, в силу обстоятельств прибыл на могилу своего отца лишь через несколько месяцев после похорон. В письмах из Овстуга он рассказывает, как по приезде посетил службу в Успенском храме, а затем присутствовал на панихиде, которую отслужили у ещё свежей могилы: «…После обедни мы слушали панихиду на его могиле». Он написал и такие слова о своём отце: «По-видимому, смерть его была столь же спокойной, сколь благостной и любвеобильной была его жизнь. Это была натура лучшая из лучших, душа, благословенная небом».
Сохранилось описание престольных праздников Успенской церкви, совпадавших с днём именин дочери поэта Марии. Дарья Фёдоровна Тютчева (сестра Марии) описывает праздник, начавшийся с посещения всей их семьёй торжественной службы в Успенской церкви, а затем остальную его часть: «…Сегодня день именин Марии престольный праздник в нашей деревне; мы завоевали популярность у наших крестьян, бросая им с высоты балкона яблоки, пряники, баранки и монеты, тогда как в глубине сада их угощали водкой. Это началось после обедни и продолжалось до завтрака, а затем появились дети, которых впустили в дом, чтобы одарить их сладостями…». И в другом письме: «…праздник 15 августа миновал. Расскажу тебе этот великий день <…> …крестьянки были счастливы, как дети. Вечером они вышли петь и плясать…Они импровизировали песни, сопровождавшие пляски и славили папа и мама, да ещё в стихах! …».
Ф.И.Тютчев, поэт, дипломат, внук Николая Андреевича и Пелагеи Денисовны, родился и вырос в патриархальной православной семье. Правнук поэта, Кирилл Васильевич Пигарев, так описывал атмосферу их дома: «В спальне и детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом … Стариком он вспоминал, как в пасхальную ночь мать подводила его, ребенка, к окну и они вместе дожидались первого удара церковного колокола. В канун больших праздников у Тютчевых нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны…». КЦ.
Все христианские традиции соблюдались в семье Тютчевых. Сам Федор Иванович неоднократно был восприемником, т.е. крестным отцом, венчался с обеими своими женами, крестил всех своих детей. Свои письма детям Тютчев заканчивал нежными родительскими благословениями и перепоручением их Богу: «Да хранит вас Бог», «Да благословит и да хранит вас Господь», «Да хранит вас Божие милосердие».
Он постоянно призывал своих детей к молитве: «Прощай, Анна, молись хорошенько и думай о своей матери», «Утром и вечером, когда молишься Богу, думай также и о своей матери». Отправляя дочери Анне Новый Завет, поэт сопроводил его стихами, в которых раскрывается его представление о врачующей и утешающей силе боговдохновенного слова:
Но скудны все земные силы:
Рассвирепеет жизни зло –
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни –
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.
Поэт чрезвычайно серьезно относился к церковным таинствам. Собираясь причащаться, он писал дочери Дарье, бывшей в курсе его духовных дел: «Моя милая дочь. Через несколько часов иду на исповедь, а затем буду причащаться. Помолись за меня! Моли Господа ниспослать мне помилование, помилование, помилование».
Не удивительно, что и дети его жили по христианским заповедям. Так, дочь поэта Екатерина построила школу и больницу в Варварино Владимирской губернии. Она же перевела на английский язык проповеди митрополита Филарета (Дроздова). Один из экземпляров этого издания был подарен Эрнестине Федоровне с дарственной надписью: «Да смягчит чтение этой книги горечь твоих сожалений, оживляя надежду на вечную жизнь, в которой ты соединишься с теми, кого оплакиваешь! Предпринимая этот перевод в дни боли и скорби, я обрела в нём мир Господень: да наполнит этот светлый мир твою душу!».
В.Ф.Саводник писал: «Тютчев был не только глубоко верующим христианином, но и преданным сыном своей церкви, сознательным исследователем Православия». КЦ.
Старшая дочь Ф.И.Тютчева и графини Ботмер Анна родилась в 1829 г. в Германии. Она получила образование в Мюнхенском королевском институте. Анна Фёдоровна написала в воспоминаниях: «В Мюнхенском институте католические патеры пускали в ход все возможные средства, чтобы привлечь меня к католицизму. Но та несколько искусственная экзальтация, которую они сумели мне внушить, не имела характера глубокого и сознательного убеждения и не могла не рассеяться под влиянием умственного развития.
Вначале, не понимая по-русски, я не могла следить за нашей службой, которая казалась мне длинной и утомительной. Но потребность в молитве постоянно приводила меня в церковь, и я постепенно стала понимать молитвы и проникаться красотой православных обрядов.
Два или три года спустя одна брошюра в несколько страниц – небольшой религиозный трактат о нашей церкви, очень краткий, но яркий и вдохновенный, - произвела целый переворот в моём нравственном сознании. Это краткое изложение догматов нашей церкви принадлежало перу москвича А.С.Хомякова. Этим немногим вдохновенным страницам, ещё теперь мало известным, предстоит огромное будущее; они явятся тем невидимым звеном, благодаря которому западная религиозная мысль, измученная отрицанием и сомнением, сольётся с великой идеей церкви, - церкви истинной, православной, церкви идеальной, основанной Христом, а не церкви, понимаемой как организация государственная или общественная.
Я никогда не забуду, какой лучезарной радостью исполнилось моё сердце при чтении этих страниц, которые с тех пор я часто перечитывала и которые всегда производили на меня то же впечатление глубокой содержательности».
Младшая дочь поэта Мария основала в 1871 году в Овстуге на свои средства школу для крестьянских детей. 26 ноября того же года Мария Федоровна не без гордости за успехи крестьянских детей писала в одном из писем: «Я получаю хорошие новости из Овстуга, особенно о моей школе. Почти все ученики мне написали, и никто не хочет верить, что эти грамотеи только 10 сентября начали заниматься». Наряду с преподаванием грамоты, арифметики, геометрии, черчения и ремёсел преподавался Закон Божий. Его преподавал выпускник Орловской духовной семинарии законоучитель – священник Василий Архангельский. Преподавание Закона Божьего включало в себя церковные молитвы, священную историю Ветхого и Нового Завета, катехизис.
Иван, третий ребёнок Ф.И.Тютчева и Эрнестины, 27 апреля 1869 года женился на Ольге Николаевне Путята. После свадьбы молодые обосновались в Мураново, наследном поместье Ольги. Иван Фёдорович существенно преобразил усадьбу: построил школу для крестьянских детей (здание утрачено), церковь Спаса Нерукотворного, деревянный жилой дом для Эрнестины Фёдоровны, в котором она проводила летние месяцы.
У великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева было 9 детей. Среди наших современников немало потомков великого поэта. Предком их всех является сын Федора Ивановича – Иван Фёдорович. У Ивана Фёдоровича было четверо детей, но только Екатерина продолжила тютчевский род. Её мужем был Василий Евгеньевич Пигарёв. В начале августа 1910 года Василий Евгеньевич стал секретарём Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и занимался её многочисленными благотворительными заведениями. Он участвовал во всех планах Елизаветы Фёдоровны, иногда сам же их и подсказывал. Был он членом правления знаменитой Иверской общины сестёр милосердия, откуда приглашали врачей в Марфо-Мариинскую обитель на Большой Ордынке. Василий Евгеньевич помогал Великой княгине и в организации Движения помощи бедным семьям, кормильцы которых были призваны на войну, и в хлопотах о достраивающейся Марфо-Мариинской обители.
Вот что рассказывает в одном из интервью правнучка Василия Евгеньевича филолог-испанист, руководитель отдела культуры Института Сервантеса в Москве Татьяна Ивановна Пигарёва: «Когда на свет появился сын четы Пигарёвых Николай, мой дед, его крёстной матерью стала Елизавета Фёдоровна. Великая Княгиня сшила для новорождённого крестильную рубашечку, по сей день хранящуюся в нашей семье. В ней были крещены мои многочисленные племянники. Дед Николай Васильевич, ставший биологом, доктором сельскохозяйственных наук, заведующим кафедрой птицеводства Тимирязевской академии, человек вполне реалистически настроенный, всегда утверждал, что единственное материалистическое объяснение тому, что род выжил, есть небесное заступничество Елизаветы Фёдоровны». КЦ. Николай Васильевич всю жизнь хранил память о своей крёстной, сохранял всё подаренное к крестинам и небольшой образ «Знамения», на серебряной пластинке которого была надпись: «Маленькому Николаю от крестной матери Елисаветы». Особенно Николай Васильевич дорожил портретом великой княгини Елисаветы Фёдоровны – его Михаил Васильевич Нестеров преподнёс ему в день 10-летия. Великую княгиню Елисавету М.В.Нестеров нарисовал с нимбом более чем за 60 лет до её причисления к лику святых.
Добавлю, что в 2015 году в храме Успения Пресвятой Богородицы в Овстуге прошел обряд крещения одного из самых юных потомков Ф.И.Тютчева – Григория Николаевича Пигарёва. В обряде использовалась крестильная рубашка, подаренная семейству великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
В 2018 году в музей-заповедник Ф.И.Тютчева «Овстуг» был передан автограф Екатерины Львовны Тютчевой, матери поэта. Уникальный документ, реликвию семьи, передал праправнук поэта Иван Николаевич Пигарёв. Поступивший в фонды музея документ хранился в семье потомков поэта – это молитва святителю Дмитрию Ростовскому, написанная рукой матери поэта. Рукопись молитвы – важное свидетельство духовной жизни нескольких поколений старинного дворянского рода Тютчевых.
В 2022 году музею-заповеднику было передано уникальное издание из семейного архива Тютчевых. Книгу «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на русском наречии» передал праправнук поэта Дмитрий Николаевич Пигарёв. Переданный экземпляр Нового Завета был издан в 1863 году в Синодальной типографии в Санкт-Петербурге. Книга принадлежала второй дочери поэта, фрейлине императорского двора, кавалерственной даме ордена Святой Великомученицы Екатерины Дарье Фёдоровне Тютчевой, а после её смерти бережно хранилась в семье потомков поэта. Как следует из владельческой надписи на форзаце, книга была подарена Дарье Тютчевой императором Александром II, при супруге которого Дарья Фёдоровна исполняла обязанности фрейлины.
В настоящее время музей-заповедник Ф.И.Тютчева «Овстуг» продолжает работу по изучению и сохранению духовных традиций семейства Тютчевых, проводит исследовательскую работу в этом направлении, поддерживает тесные связи с культурными и духовными центрами России, связанными с духовным наследием семейства Тютчевых.
Литература
1. Е.И. Острова Документ. «Памятник архитектуры XVIII века – Церковь Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Ф.И.Тютчева – с.Овстуг Брянской области». Историческая записка. Машинопись, 2000 г. ГАУК «Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И.Тютчева Овстуг», ГМИЛМЗО-3461, ПИ/Д – 886.
2. В.П. Алексеев. Тютчевский Овстуг: очерк-путеводитель. Брянск: изд-во «Придесенье», 2000 г.
3. Ф.И.Тютчев. Школьный энциклопедический словарь. Составитель Г.В.Чагин. М.: «Просвещение», 2004 г.
4. «Дворянские усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины»: в 2-х т. Т.1./гл.ред.: А.В.Городков. Брянск: «Буквица», 2018 г.
5. «Дворянские усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины»: в 2-х т. Т.2./гл.ред.: А.В.Городков. Брянск: «Буквица», 2018 г.
6. Г.В.Чагин. «Тютчевы». Санкт-Петербург: изд-во «Наука», 2003 г.
7. М.Л.Пигарёва. «Пигарёвы. История рода и фамилии». М., изд-во: И.И.Пигарёва, 2019 г.
8. М.Л.Пигарёва. «Пигарёвы. История рода и фамилии». М., изд-во: И.И.Пигарёва, 2021 г.
9. А.Ф.Тютчева. «При дворе двух императоров». Воспоминания – дневник. Москва: Издание М. и С. Сабашниковых, 1928 г.
10. «Мураново»: иллюстрированный альманах к 100-летию Музея-заповедника «Усадьба «Мураново». - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2021 г.
11. Т.А.Третьякова. «Тютчевы – мышкинские дворяне». Ярославль: изд-во Александра Рутмана, 2003 г.
04.06.2024