Самая сердцевина и сокровенная глубина христианства заключается в вере в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия. Только христианство дерзновенно исповедует единство Божие и столь же дерзновенно исповедует Бога Пресвятой Троицей – Отцом, Сыном и Духом Святым. Един Бог, в Пресвятой Троице славимый, один Бог в трех Лицах, иначе – Личностях; Три Личности в абсолютном Единстве. Три в Едином, Единый в Трех.
Эта истина христианской веры не подчиняется рассудочному пониманию, ищущему ответа с опорой на формальную логику. Однако отцы Церкви говорили о созерцании Святой Троицы. К сожалению, даже верующие отступают от дарованного им права ее созерцательно понять, или познать, делая из нее объект веры, часто слепой и пассивной, что считается более благочестивым. Опасно обманывать себя и других: вера, как чувство религиозное, не является истинной, естественной, если не стремится себя углубить, понять и раскрыть. Каждый раз, когда мы возглашаем «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», мы исповедуем величайшую богооткровенную Истину, и сам факт Ее исповедования нами говорит о том, что хотя бы частично нам Истина открыта, и даже в этой частичности вся полнота для спасения человека.
Тайна Божественного Триединства – тайна, которую раскрывает Христос, Бог Слово воплотившийся, и которую святые и учители Церкви называли «пресветлой и прерадостной». Это тайна Троицы, тайна Бога, тайна любви, тайна веры, устремленной к этой любви и от Христа ее приемлющей. Мы, православные христиане, веруем во Единого, но не в одного, или одинокого, Бога, и это Единство в Нем есть Любовь. Она же есть абсолютное и всеблаженное единство Любящего, Любимого и Любви, или, как Он сам открыл нам: Отца, Сына, и Святого Духа.
Праздник Святой Троицы имеет также глубокое экклезиологическое значение. Протоиерей Сергий Булгаков некогда назвал одну свою проповедь на Праздник Вознесения «Радость разлуки»: Спаситель возносится к Богу Отцу, и разлука с Ним неизбежна, но Богочеловек обещает ученикам испросить для них, а значит – всего человечества, Духа Святого. Дух сходит на апостолов, рождается Церковь Христова, людям даруется единство во Христе и единство человека самого в себе.
Сама Церковь триедина, и Ее триединство есть образ любви, Божественный Первообраз, Который призывает к человеческой любви и к любви человечества к Богу. Вспомним, что в годину мрачных взаимных распрей, войн и истреблений, которые так прекрасно изобразил Андрей Тарковский в своем фильме «Андрей Рублев», великий художник и ученик преподобного Сергия, преподобный Андрей, написал икону «Святая Троица», чтобы люди, взирая на единство любви Святой Троицы, побеждали злобное разделение мира, в первую очередь – в самом себе. Таков был замысел и самого Преподобного Сергия, который назвал в честь Троицы свою деревянную церковку и тем самым засвидетельствовал, что любовь должна побеждать разделение, вражду, демонический распад. Единство — это Господь, единство — это сила, единство — это любовь. Распад — это мрак, это сатана. Учение о Троице и дано грешному человеку для понимания того, что единство людей друг с другом есть подражание вечному Божественному образцу — Первообразу.
В Праздник Святой Троицы, сугубо христианский и православный, мы празднуем христианский опыт познания Бога, победу истинного богословия, переживаем благодарность Спасителю за возможность быть едиными с Ним и друг с другом в Святом Духе. В этом и есть наша Жизнь и само наше спасение.
26.05.2018