Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

БЕСЕДА в Неделю 6-ую по Пасхе, о слепом

  Слепой как прототип человеческого ума, ослепленного с рождения страстным началом, которое, к сожалению, в течение жизни не преодолевается, а умножает свою пагубную силу. Слепота ума есть искаженное видение понятий Добра и зла, с вытекающим отсюда ложным целеполаганием в жизни, ошибочными суждениями и поступками. Ошибочность, а на языке Церкви это означает «греховность», именно с позиции Вечности, потому что по-человечески многое может быть оправдано и объяснено. Логика Неба отлична от земных правил. Людям приятно говорить о всепрощении Божием, но страшно от самой мысли про строгость Небес. Либо интереснее пугать карами, чем задуматься о неземной Справедливости. Духовный изъян, слепота сердца, не освобождает человека от ответственности за совершаемый грех. А мрачность его и масштабы последствий определяются степенью обращенности человека к Свету Божией Правды.

  Интересно, что евангельская история об исцелении Спасителем слепого упоминается в акафисте Иисусу Сладчайшему (икос 4), чем доказывается ее высокая значимость для назидания христиан в молитвенном призывании имени Христова.

  Слепец от рождения, человек обратил на себя внимание Спасителя, проходившего со своими учениками мимо. Вопрос апостолов об истинной причине многолетней болезни человека мог бы родить ответ на тему того, что века позднее в православном богословии будет названо родовым и личным грехом. Но Христос не ищет ответа на вопрос, затрагивающего сферу сугубо таинственную – Промысла Божьего: Богочеловек исцеляет больного, прославляя Бога Отца. Знаменательно, что милосердие Божие не встречает понимание у носителей религиозного буквализма – фарисеев. Соблюдение Закона ради Закона пытается не видеть милосердие Божие, которое шире и глубже всех человеческого.

   Слепота сердца, дремота «умных очей», есть наш изъян, признак болезни человеческого естества. Поэтому важно духовное трезвление. Внимательность к себе, к мысли и сердечному движению, а также к ближнему – это обязательные и действенные шаги на пути духовного совершенствования во Христе Иисусе. Внимание есть признак духовного прозрения, благодаря которому человеческий взгляд может навсегда встретиться и удержаться в небесном и поэтому спасительном взгляде воплощенного Бога Слова, обращенному к ослепленной грехом душе. Встретиться с Богом «глаза в глаза» означает для души спасение: делает ее абсолютно прозрачной для Света. Личность насыщается силой Божьего присутствия, а сердце умнеет энергией надмирной Премудрости.

  Внимательная к себе душа воздерживается от оценки ближнего и не мешает Богу мерить Его Творение ме́рилом Своего неизреченного Милосердия. Такая душа не ограничивает ближнего границами своей лишь только развивающейся личности, а расширяет ее пределы любовью Бога к этому ближнему, а значит и к ней самой.

19.05.2017