Встреча Спасителя с самарянкой, вошедшей в историю с именем Фотиния, оказалась эпохальной для внутренней и, возможно, внешней жизни простой женщины, которая принадлежала религиозной традиции, категорически отвергаемой правоверными евреями.
Рассказ о встрече у колодца полон смысловым разнообразием и очень символичен.
Обыденность жизни женщины не предполагала неожиданностей: человек совершал ежедневную работу – набрать воды. Однако именно в этой обычности у души произошла встреча с Тем, Кто хочет для нее спасения – с Богом.
Никто никогда не узнает, почему именно Фотиния сподобилась встречи со Христом. Но эта встреча произошла.
Для человека она казалась неожиданной, со стороны же Бога - делом Его Промысла: Бог Сам всегда и везде ожидает человека для встречи. Пересечение жизненных путей Фотинии с Промыслом на все времена и для всех людей служит образцом для каждого соприкосновения человека с высоким Вечным, с Правдой, с Божиим Светом, Который пусть неожиданно, но со всей мощью Божией Силы излучается в сердце человека, возвышает его и распространяется через него далее – в души других людей.
Весь разговор самарянки с Богочеловеком – это постепенное восхождение человеческого ума на новые уровня знания – знания мира, себя, других. Ее ум просветлялся, отбрасывая ложное ведение, освобождаясь от пленивших сердце страстей. Женщина и раньше готова была черпать познание жизни из глубины (колодца) человеческого знания, но наступил момент, когда воду человеческой, а значит относительной, правды надо было отдать Богу, чтобы она стала Его, вечной и абсолютной. Божья Правда единственно и может насытить жаждущую душу религиозно живого человека. Богочеловек Сам предлагает самарянке Глагол Жизни, потому что Он Сам и есть Глагол Божий. Фотиния смогла Его услышать и принять.
Образ самарянки символично соотносится с не обученным в молитве и созерцательном делании умом страстного человека, из далека приближающегося к Источнику Жизни с пустым водоносом своего сердца, разлитого в блудных движениях по дебелой плоти материального, которое соблазняет его ложными образами, мечтаниями, фантазиями. В своем обычном движении, притупляющего даже привычное ведение смыслов происходящего, ум ищет угомонение в пределах своего естественного, т.е. падшего состояния. Кратковременное самодовольство такой души не способно ей дать истинно духовное насыщение.
Однако под прикрытием символов, обитающих в материальном, тайно обретается Высшая Истина, Которая через многоуровневую иерархию смыслов в Своей неземной педагогике возводит слабый ум горе́. Его беспредельное становление усиливается, намагничивается Глаголом Божиим, Который в Своем надмирном покое созерцает смыслы творений. В своем возрастании ум укрепляется в способности воспринимать волю Бога - Слова и проникает в логосы Промысла о себе. Само движение к Источнику и одновременно Цели этого движения ненасытно насыщает ум, освобождающегося от страстности и приобретающего способность чисто видеть Говорящего с ним.
Обретя опыт такой умной чистоты и прозрачности для Слова, ум, пусть и вернувшийся после восхождения горе́ в плен плотского, не может найти насыщение, непрестанно движется, собирая силы для нового выхода в пространство Истины.
Поэтому человеку важно быть предельно внимательными к своей внешней и особенно внутренней жизни, не пропускать те мгновения присутствия Божия, которыми душа запечатлевается в Жизни вечной. Услышать обращение Бога к уму и сердцу и уметь дать достойный, смиренный ответ. В самом собеседовании с Небом есть истинная жизнь и радость человеческой души.
13.05.2017