Мы празднуем память тех, кто над нами и поэтому- с нами. Мы прославляем двух святых, души которых сияют ныне в Святой Руси, том мире Света и Силы, который является для нас, живущих в тисках материального, манящим идеалом, высочайшей целью. Образ этих двух небожителей говорит о русскости, ценной самой в себе. В них звучит русский Рай, в чертах которого узнаются и слышатся сердцем отголоски Иерусалима Горнего – города - храма, куда приглашаются войти все народы, все человеки, всякая тварь.
Мы помним о Борисе и Глебе уже тысячу лет. Они воевали, но их сила и слава не в битвах. Они были при власти, но и она была условной. Святые не были книжниками и не проповедовали с амвона, но их страдания стали ориентиром благочестия на поколения вперед.
Мы их помним, потому что прочитываем в их жизни строки Евангелия; видим в их весьма конкретных поступках и словах твердую позицию, основание которой на Небе, звучащем в их сердцах.
Они не поддались стихиям вокруг и внутри них, не следовали принятым схемам поведения князей в междоусобицах. В их тихости громко зазвучала Вечность, голос которой был услышан верующим сердцем в прошлом и обращен ныне и к нам.
Как надо прожить жизнь, чтобы при произнесении твоего имени человек останавливался и всматривался в себя? Какой след надо оставить здесь, чтобы твоя поступь продолжала звучать в будущем? Какие слова надо произнести, чтобы люди их помнили без записи? Как надо молчать, чтобы твоя тишина требовала от человека поступка с большой буквы и слова, наполненные сердцем? Что надо предпринять или самому остановиться, чтобы другая душа поняла, что Бог рядом?
В смерти молодых князей народ увидел их верность Высшей Правде. Ее императив – «вложи меч в ножны» (Ин.18:11). Но проявить послушание Правде Божией даже до смерти надо иметь мужество. Мужество не требует к себе внимания, но оно гремит своей огненностью. Мужество, пропитанное смирением – это святость! Поэтому мы знаем и исповедуем: Борис и Глеб – святые. Они с нами.
Пусть сменились одежды, изменился язык и храмы утеряли молитвенные формы, нам навязывают псевдохристианские мысли и нормы поведения, сама вера слабеет, но Святая Русь все же жива в наших сердцах, звон колоколов града Китежа пробивается сквозь дебелость наших душ. Небо продолжает слать к нам своих вестников, узнать которых мы призваны скорее не по их словам, а внутренним голосом совести и ясным умом – так же, как много лет назад в двух вероломно убитых князьях увидели святость наши верующие предки.
14.05.2018