Аносинская икона Божией Матери «Державная» относится к типу богородичных икон Панахранта, Всемилостивая.
Этот образ Богородицы на троне раскрывает тему Девы Марии как «рая словесного»[1], умного сада[2] огражденного. Источником этого образа служит насыщенный символами текст из книги Песни Песней Соломона[3], в византийской, а затем русской интерпретации выстраивающий в единый образно-символический ряд понятия сада, рая, Богородицы и Церкви. «Вертогрáдъ заключéнъ, Истóчникъ запечатлен» - это Дева-Матерь, нетленно порождающая не иссякающий Источник Жизни, Христа, Который соделывает Собой непорочное тело Церкви, отделенное от мира. Дева Богородица есть Церковь, пространство которой вне греха и поэтому есть рай. Человеческие сердца, умно входя в сферу «чистой идеи Церкви» в образе Пречистой Девы, возносится в бесконечные миры духа, горящего золотом[4] фона иконы.
На Троне, как твердом основании мироздания, надмирно восседает Девство, давшее истории предвечного Сына Божия. Будучи Сама «Дщерью благословенной Отца Небеснаго» (II, 4-й икос), Пречистая Дева, эта единственная в человеческом роде «Палата всех Царя» (I, 1-ая песнь, 3-й тропарь) и «Место освящения Славы» (I, 5-ая песнь, 2-й тропарь), служит неиссякаемым источником самой жизни мира, животворящим принципом его существования. Ибо Она есть «Бога Невместимого Вместилище» (I, акафист, 8 икос), «Матерь Света и Царица Небесная» (II, 3-й икос).
Бог Слово, истощаясь, не истощается, во-человечивается и входит в историю мира, постоянно обновляя его. Логос дает миру новые формы: созданные Рожденным в Девстве, Христом, они в своем материальном проявлении не могут не нести печать своей Прародительницы, «Матери бессмертного Царя Неба и земли» (III, 13 кондак).
Богородица вынашивает и рождает источник Света, Сына Божия, Который есть «непостоянный и невидимый Огонь»[5]. Обретая плоть от «Матери Света, всех просвещающей (II, 1-ой икос)», Бог Слово приобщает Ее Своему надмирному бытию. Поэтому Дева Мария есть «Престол огненный Вседержителя» (I, 1-ая песнь, 3-й тропарь), «Огнеообразная колесница Слову» (I, 5-ая песнь, 3-й тропарь), Неопалимая Купина (I, 6-ая песнь, 4-й тропарь). Именование же Богородицы «Столпом Огненным, вводящим в вышнюю жизнь человечество» (I, 9-ая песнь, 2-й тропарь) приоткрывает природное качество преображенного собора праведников и мира как такового в надмирном состоянии Парусии.
Как Творящий, Сын Божий закладывает огненную основу мироздания, которая в Воплощении получает[6] глубочайшие потенции, ждущие полноты раскрытия в грядущем эоне.
Можно сделать вывод, что икона «Державная» - это рассказ о Богородице не только во времени, но и в вечности, о Ее пребывании с Сыном, который со-престолен Отцу. Будучи сама по себе христоцентричной, эта икона приоткрывает высшие аспекты бытия Богородицы после Ее преславного Успения[7].
Вместилище умной силы, глава царственной Девы украшена царским знаком – короной, цвет которой соотносится с окрасом ума, пребывающего в молитве[8]. Такой ум самодвижится в предельном покое и мирности, он свободен от всякого мышления, образа, вида, качества. «Делание» такого ума есть созерцание, которое ценно само в себе, ибо и является истинной молитвой. Согласно учению святого Каллиста Ангеликуда, «созерцательному уму Бог влагает как бы некоторые лучи, и созерцательный ум имеет Бога прям перед собою, Бог же есть премирное Единое. А уму свойственно становиться по деятельности таковым, каковое он видит…»[9].
Отец Небесный в непреступном Свете, который есть мистический мрак, обозначенный в верхней части иконы тем же цветом, что и центральная часть короны Богородицы, благословляет Ее. Его Слово, Сила и Слава погружают Избранную Отроковицу в безграничное море Света, обозначенного на иконе золотым: Богородица пребывает в духовной Славе, огненное горение которой есть непрестанное осенение Девы Духом Святым (Лк.1:35). «Матерь Света и Царица Небесная» (II, 3-й икос), Она изображается с главными символами власти: скипетром и державой.
Скипетр Богородица держит правой рукой. «Уже в самых ранних христианских памятниках славянской письменности скипетръ употребляется наравне со словом жезл для обозначения (в том числе, символического) власти, почетного положения и т.п.»[10]. В перекличке емких образов гимнографии и иконописи скипетр служит сложным символом, в котором сопряжены темы Богородицы и Креста, а сквозь них - Самого Богочеловека. Матерь Божия именуется «же́злом Ааро́новым, нетле́ние всему́ ми́ру прозя́бшим[11]. Поэтому Она Сама есть власть, но основанная на принципе смирения и жертвы. В Ее руке знак царственного служения становится крестом[12], потому что «крест – Христов скиптр непреложный»[13], «скиптр верных»[14]. Крест – «жезл державной силы»[15].
В этом сочетании взаимодополняемых образов прослеживается мотив славной и животворящей Силы как одного из атрибутов образа Матери воплотившегося Бога.
Здесь уместно вспомнить иногда встречающееся мнение о сложной смысловой связи скипетра с образом веретена, являющимся одним из главных символов иконы Благовещения в ее традиционном исполнении. В самый момент архангельского благовестия Дева плетет пурпурную нить, что знаменует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения[16]. Бог Слово обретает в Матери Свою плоть и Он же, Превечный Сын, творит все многообразие форм тварного мира, умного и чувственного. И поэтому Богородица со-участвует в непрекращающемся творческом акте Второй Ипостаси, со-творит Сыну и плетет новую плоть уже обновляемого воплотившимся Богом мира, ожидающего преображения, когда «будет Бог всяческая во всем» (1 Кор.15:28). В таком космическом и даже надмирном творчестве, смиренном и исполненном послушания, Божья Матерь приобщена Царскому достоинству, символом которого является скипетр.
В левой руке Матери Божией держава - сфера, увенчанная крестом. В иконографии ангельских сил этот знак именуется зерцалом и символизирует данный умным силам дар знания Воли Божией и провидения.
«В древнерусской иконографии изображение Младенца с округлым предметом, державой, на иконах Богородицы появляется только после XV в. и приходит с Запада»[17].
Богомладенец на коленях Матери, «Царева Седалища» (I, акафист, 1-й икос), раскрытой ладонью указывает на державу-зерцало. Такой жест - приглашение Богочеловеком Своей Божественной Матери к со-царствованию, ибо Она «в славе Приседящая Престолу Сына…и Бога; с Сыном и Богом вечно царствующая» (III, 12-й икос). В этом акте заложены и власть, и ответная любовь, и сострадание миру, и суд над ним. Матери даруется ведение многомерной природы мироздания, законов его жизни и судеб. Вселенная на коленях у Девы, Которая «Пространнейшая Небес» (III, 2-й икос) и «Покров миру, ширши облака» (I, акафист, 6-ой икос).
Пурпурные сандалии дополняют знаки Ее царского достоинства как Владычицы и Царицы Небесной.
Дева облачена в мафорий условно темно-малинового цвета, сама структура которого ориентирует ум к глубокому символизму - такой цвет возникает в гармонии синего и красного. Красный, багряный есть цвет царский, указующий на Самого рождающегося Царя Царей и Ту, Которая в служении Ему приобщена царственности Своего Сына. Голубой говорит о девственной чистоте Богородицы и своим включением в цветовую декорацию мафория делает его логическим продолжением иссиня-голубой туники, непосредственно облачающей Пречистое тело Девы. Приснодевство традиционно обозначается также на каждом из рамен Богородицы пятью точками, контурно формирующими кресты[18]. Третий крест прописан полностью, но не на мафории, а в короне, что не искажает, а скорее дополняет символику образа: в одном знаке центруются девство и умная сила.
Богородица восседает на троне славы. Одним из иконографических знаков Ее пребывания в царствовании, силе и славе является белый покров трона – именно на нем, через него и в нем осуществляется интронизация Девы. Белый цвет, вбирая в себя всю полноту цветовой гаммы, глубоко символичен. В природе с опорой на него высвечивается любая форма, а значит получает оформление пространство и время. Одновременно он указывает на их же относительность, открывая своей сущностью беспредельность и непрестанную новизну бытия. Поэтому белый цвет есть первооснова всего. Также этот цвет несет в себе символику святости, чистоты и радости, и Матерь Дева, эта «Недоведомая Глубина, Высота неизреченная» (I, 4-ая песнь, 4-й тропарь), носящая в себе Источник Жизни, причастна тому, что этот цвет являет.
Трон Той, Которая Сама есть «Престол Господень» (III, 3-ий икос), выражает собой иерархический принцип структурированности мироздания во всех его пространственных и временных проявлениях и знаменует его высший уровень.
Присутствие темы престола (этимасии[19]) в иконографии апокалипсиса и Страшного Суда, «когда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей» (Мф., 19:28) и с Ним – Его апостолы на двенадцати тронах для суда над двенадцатью коленами Израилевых[20], позволяет в иконографии царствующей Марии рассмотреть мотив суда. Его источник и учредитель - Бог Слово, утверждающий Себя на коленях Матери умного света, «Жилища и дома Христа Бога нашего; вместилища неизреченныя Его славы» (II, 10-й икос). Этот суд является милостью к человеку: «посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16). Поэтому престол Богородицы, по сути, есть главный принцип суда над человеком и человечеством – милосердие и помощь в возрастании.
Трон устанавливает порядок власти, достоинство и стабильность, он замыкает на себя авторитет и свидетельствует о силе и славе. Подчиняющийся ему в сознательном акте свободной воли получает защиту и благословение. Вот почему Матерь Божья «Всеблагословенная, покров и держава, стена и утверждение (I, 8-ая песнь, 4 тропарь). Она – опора всему мирозданию, та Стена, в основании Которой Христос Бог.
Таким образом, Аносинская икона Божией Матери «Державная», созданная в начале XXI века и пребывающая ныне в Борисоглебском Аносином ставропигиальном женском монастыре, доносит до нас весь символизм образа Божией Матери «Всемилостивая» и обращает ум христианина к высшим смыслам христианской веры, познание которых для человека является спасительным.
иерей Георгий Кириндас
Примечание:
I. Канон благодарственный Пресвятой Богородице с акафистом. Древнеправославный молитвенник. Old orthodox prayer book. Second edition. Russian Orthodox church of the Nativity of Christ (Old Rite). Erie, Pensylvania. 2001. с.173-176.
II. Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице явления ради чудныя Ея иконы Державныя. Акафистник. Книга3. Братство во имя святого князя Александра Невского. С.57-73.
III. Акафист Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Общество памяти игумении Таисии. Санкт-Петербург. 2009 г.
[1]«Таин еси Богородице рай, невозделанно возрастивший Христа, Им же крестное живоносное на земли насадися древо: тем ныне возносиму, поклоняшеся Ему, Тя величаем» (ирмос 9-й песни канона на Воздвижение Креста св. Космы Маюмского).
[2]«Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии).
[3]«Вертогрáдъ заключéнъ сестрá моя́ невѣ́ста, вертогрáдъ заключéнъ, истóчникъ запечатлѣ́нъ. Лѣ́торасли твоя́ сáдъ ши́пковъ съ плодóмъ я́блочнымъ, ки́при съ нáрдами, нáрдъ и шафрáнъ, трóсть и киннамóнъ со всѣ́ми древáми Ливáнскими, сми́рна, алóй со всѣ́ми пéрвыми ми́рами, истóчникъ вертогрáда, и клáдязь воды́ жи́вы и истекáющiя от Ливáна». (Песни. 4: 12-15)
[4] См. символику золотого цвета ниже.
[5]Последование по Святом Причащении. Молитва 5-ая, святого Иоанна Дамаскина.// Old orthodox prayer book. Second edition. Russian Orthodox church of the Nativity of Christ (Old Rite). Erie, Pensylvania. 2001.с.322.
[6] «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49)
[7] Второй канон Праздника Успения Пресвятой Богородицы. Тропарь 1-й: «От ме́ртвых чресл произве́дшися, естество́м подо́бна, Чи́стая, исхожде́ние разреши́,/ро́ждши же су́щую Жизнь,//к Жи́зни преста́вися Боже́ственней и Ипоста́сней».
[8]: См. Евагрий Понтийский, трактат «О помыслах»: «Ум окрашивается при молитве в сапфировый или небесный цвет».
[9]Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни. Перевод Н.А. Леонтьева, редакция А.Ф. Лосева, выборочная сверка с греческим А.Г. Дунаева, примечания Н.А. Леонтьева, В.В. Бибихина и А.Г. Дунаева.// Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов исихастов. Под ред. Дунаев А. Г. — Москва, 1999.
[10] Чернышева, М. И., Дубовицкий, А. Б. Историко-филологические заметки о символах власти: держава-яблоко и скипетр-жезл / М.И. Чернышева, А.Б. Дубовицкий // Пространство и Время. — 2015. — № 3(21). — с. 210.
[11] Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы, 7-ой икос.
[12]«Животное древо, посреде имея Жизни Господа» (I, 5-ая песнь, 3-й тропарь).
[13] Правильник. Правило Честному Кресту. Канон Григория Синаита. 5-ая песнь. Свято-Успенская Почаевская Лавра.2000 г., с.334.
[14] Там же, 8песнь, с.340
[15] «Крстъ (же) жьзлъ дьрьжавьныѧ силы (ῥάβδον κραταιᾶς… δυνάμεως)… приносѧ». - Мин. окт., 874. 1096 г. Цит. по: Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь. В церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. Труд И.В. Ягича. СПб.: Изд. ОРЯС, 1886.
[16] «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» (Великий канон прп. Андрея Критского, 8-ая песнь).
[17] Чернышева, М. И., Дубовицкий, А. Б. Историко-филологические заметки о символах власти: держава-яблоко и скипетр-жезл / М.И. Чернышева, А.Б. Дубовицкий // Пространство и Время. — 2015. — № 3(21). — С. 209.
[18] «Начиная с VI века, а именно к этому периоду относятся самые ранние сохранившиеся памятники, мафорий Богоматери начинает украшаться четырьмя или пятью точками, расположенными в форме креста на челе. Воспроизведение креста в виде точек становится наиболее распространенным и сохраняется на некоторых памятниках вплоть до палеологовского периода». //См. Гукова С. Н. Знаки Приснодевства Богоматери // Byzantinoslavica. — Vol. LXIII. — Prague, 2005. — с. 227. Заметим также, что установившаяся в иконографии система символов девства в виде трех звезд стала утверждаться ориентировочно в 14 в. в эпоху формирования богословия исихазма, сменив предыдущий набор знаков Богородицы в виде крестов на челе, плечах, локтях, запястьях и коленях, не связанных с идеей Приснодевства. См. там же, с.228
[19] Этимасия, или Престол уготованный, – образ, заключающий в себе всю суть эсхатологической темы, источником которой служит Священное Писание. В византийском и древнерусском искусстве сложился достаточно устойчивый иконографический канон изображения Этимасии, включающий всегда образ престола, который облачен в красные одежды как символ багряницы Спасителя, открытое (иногда закрытое) Евангелие, орудия страстей – Копие и Трость, голубь или корона, венчающая Евангелие. «Уготовление» - это атрибут уже свершившегося Второго Пришествия Спасителя, символом Которого служит открытая Книга Жизни – Евангелие. За этим эпохальным таинственным событием следует новый этап человеческой истории, ставшей уже метаисторией, следующим эоном бытийного становления Богочеловечества в мире «нового неба и новой земли».
[20] См. также Откр.4:4.
13.03.2018