Архимандрит Григорий – летописец и жизнеописатель подвижников благочестия XIX века
Священник Сергий Чураков,
руководитель Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря
Архимандрит Григорий – летописец и жизнеописатель подвижников благочестия XIX века
В истории Церкви есть личности, истинный масштаб которых становится понятен только после их смерти. В их числе архимандрит Григорий (Воинов), настоятель Московского Златоустовского монастыря, затем Высоко-Петровского и Спаса-Андрониевского; благочинный штатных монастырей, член Московской духовной Консистории, различных исторических и просветительских обществ.
По долгу своей службы, архим. Григорий часто посещал монастыри и много общался с духовенством и монашествующими. В силу своего восприимчивого и чуткого отношения ко всему духовному, умения почувствовать и услышать дыхание Божие в своей жизни, отец Григорий явил мiру многих сокрытых подвижников благочестия своего времени, составив их жизнеописания, которые в некоторых случаях легли в основу житий. Источником сведений для этих текстов, по свидетельству отца Григория, «служили официальные бумаги, – главным же образом достоверные рассказы близких знакомых и родственников». Всего он написал и издал 4 сборника для любителей духовного чтения.
Для того, чтобы понять, почему архим. Григорий смог разглядеть тихую святость этих людей, не видную обычному человеческому глазу, замусоренному мирскими земными делами, нужно немножко узнать о нем самом и семье, его воспитавшей.
Архим. Григорий родился в 1832 г. в семье протоиерея Иоанна Борзецовского, настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке. Сам глава семьи был назван в честь Иоанна Златоуста, и своего сына (будущего архим. Григория) он назвал также Иоанном – в честь прп. Иоанна Спостника, в день памяти которого тот появился на свет. Всего в семье Борзецовских было 12 детей, из которых 5 умерли в детстве. Сыновья стали священниками и монахами, двое из трех дочерей были замужем за священнослужителями.
Архимандрит Григорий, вспоминая своё детство, писал, что он был очень нелюдимым мальчиком, не играл в общие игры и был молчалив. Эта замкнутость, при общей доброжелательности характера, сохранялась в нем и впоследствии. Уже тогда обнаружилось его вдумчивое отношение к событиям, происходящим с ним. В 1840 - 1846 гг. будущий архимандрит обучался в Донском духовном училище. Именно при поступлении в училище он получил фамилию Воинов . Затем он окончил Московскую духовную семинарию и академию.
Иоанн Воинов был пострижен в монашество 3 марта 1857 г. и получил имя в честь святителя Григория Паламы. Вот как говорил о нем архиепископ Леонид (Краснопевков): «В Григории много чистоты детской и душевной красоты. Я подарил ему пояс, по серебряной канве шитый или тканый цветами» .
В июле 1858 г. он был возведен в сан иеромонаха и через месяц назначен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию. Через полтора года он назначается инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Как раз в этот период появились его первые рассказы о своих учениках, опубликованные в 1860-х гг. в православных журналах, а затем вошедшие в «Сборник для любителей духовного чтения», опубликованный в 1890 г. Творчество начинающего автора обращало на себя внимание светлым взглядом на мир, на окружающих его людей, в которых он видел прежде всего добродетельные качества.
В 1862 г. он назначается инспектором и профессором в Вифанскую, а затем, с той же должностью, – в Московскую духовную семинарию. 6 августа 1864 г., в возрасте 32(!) лет иеромонах Григорий был возведен в сан архимандрита.
Святитель Филарет напутствовал архим. Григория словами, которые стали девизом его жизни: «Тщись так жить, чтобы быть примером для других».
Архимандрит Григорий сумел органично соединить в своей жизни пожелания наставников и личные устремления к сохранению своего внутреннего мира в монашеском уединении. Он абсолютно осознанно отказался как от преподавательской карьеры, так и от классического восхождения через эту ступень к архиерейству. В своих воспоминаниях архим. Григорий рассказывает о своём двоюродном дедушке архимандрите Гермогене (Спасском), настоятеле Спаса-Андроникова монастыря, великом подвижнике и аскете: «Он, по расстроенному здоровью, оставил должность инспектора Московской духовной академии, и в одном из столичных монастырей обрел себе желанный покой. Подобная участь и меня ожидала».
В 1866 г. умирает мама архим. Григория, Вера Николаевна. После этого здоровье архимандрита, и без того слабое, ухудшается, что становится официальной причиной оставления в 1867 г. службы в училище. Ему предлагался на выбор хоть и заштатный, но богатый Сретенский монастырь, но он предпочел Златоустовскую обитель: «Моему сердцу, – пишет он, – была слишком дорога обитель святителя Иоанна Златоуста, Вселенского учителя, творениям которого я усердно внимал с отроческих лет. Благодать воссияла, как огонь от уст его <…> Он – ангел моего родителя, некогда жившего в Златоустовом монастыре, где была под колокольней семинарская бурса. На Малой Лубянке, близ того же монастыря, жила моя старшая замужняя сестра Ольга Ивановна <…> Посетив ее летом 1851 года, заходил я вместе с благочестивою матерью в Златоустов приложиться там к новоявленной в 1848 г. Знаменской Пресвятыя Богородицы чудотворной иконе, прославившей эту обитель <…>
Настоятелем третьеклассного Златоустовского монастыря архимандрит Григорий был назначен синодальным указом 22 мая 1867 г. После официального вхождения в должность архим. Григорий благодарил митрополита Филарета, преподнеся ему образ Иоанна Златоуста: Владыка благословил и спросил меня: «Вступил в обитель?» – «Вчера». – «Как нашел?» – «Обитель дана мне по сердцу моему и найдена мной в добром устроении», на что Владыка отвечал: «Я тебе такую выбрал» и наставлял меня «руководствовать с духовной стороны братию, устроять обитель и с внешней стороны, а если придешь в какое недоумение, присовокупил он, то прежде чем просить (официально) посоветуйся со мной» .
17 октября 1867г. архим. Григорий был избран действительным членом Общества любителей духовного просвещения. Об этом биограф святителя Филарета Н.В. Сушков поведал Московскому митрополиту и сказал при этом, что что архим. Григорий разработает архив Златоустовского монастыря, на что святитель ответил: «А я представил его в члены консистории, знаю и трудолюбие его». Разговор состоялся за 10 дней до смерти святителя Филарета. Вот как вспоминает об этом сам архимандрит: «Владыка понадеялся на моё трудолюбие и тем самым уже обязал, благословил меня на это дело…» .
В целом литературное наследие архим. Григория можно разделить на пять направлений.
1. Исторические описания (в основном это касается трёх монастырей, где он был настоятелем – Златоустовского, Высокопетровского и Спаса-Андроникова).
2. Жизнеописание подвижников благочестия:
1) Некоторыя сведения о бывшем Алтайском миссионере архимандрите Макарии (Глухареве);
2) Обстоятельства кончины архиепископа Пермскаго Антония (Смолина);
3) О кончине преосвященного Никодима (Белокурова), епископа Дмитровскаго, викария Московскаго;
4) Архимандрит Мельхседек (Сокольников), настоятель Воскресенскаго Новоиерусалимского монастыря;
5) Новосельский священник Петр Алексеевич Хавский;
6) Игуменя Олимпиала (Егорова), настоятельница Коломенскаго Успенско-Брусенского монастыря;
7) Московского Спасо-Андрониева монастыря иеромонах Серафим;
8) Первоначальник и основатель Белобережской пустыни, схимонах Симеон;
9) Подвижники Коломенскаго Бобренево-Голутвина монастыря строитель иеромонах Самуил;
10) Подвижники Коломенскаго Бобренево-Голутвина монастыря игумен Назарий (Барданосов);
11) Подвижники Коломенскаго Бобренево-Голутвина монастыря схимонах Иоанникий;
12) Архимандрит Гермоген, настоятель Московского Спасо-Андрониева монастыря;
13) Архимандрит Митрофан, настоятель Московского Богоявленского монастыря;
14) Сведения о жизни протоиерея Николая Петровича Другова;
15) Подвижники Московского Златоустова монастыря: Арсений иеромонах;
16) Подвижники Московского Златоустова монастыря: Брат Андрониевского архимандрита Гермогена, диакон Николай Петрович Феодоровский;
17) Протоиерей Иоанн Михеевич Борзецовский;
18) Первоначальница и основательница Аносинского Борисоглебского монастыря игумения Евгения (Мещерская);
19) Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха Московского ставропигиального Новоспасского монастыря;
20) Архимандрит Александр (Подгорченков), настоятель Арзамасского Спасского монастыря;
21) Игумения Александра, настоятельница Московского Всехсвятского единоверческого монастыря;
22) Игумения Ангелина I (Маркова), настоятельница Коломенскаго Успенско-Брусненского монастыря.
Интересно отметить, что три из четырех женских биографий принадлежат лицам, связанным с Аносинским Борисоглебским монастырем. Вот, например, что архим. Григорий пишет об игумении Ангелине I (Марковой): «Игумения Ангелина, в миру Гликерия <…>, оставшись после родителей сиротою, пяти лет, была взята на воспитание своей помещицей княгиней Евдокией Николаевной Мещерской . <…> Находясь при ней, Гликерия обучалась чтению, письму и шитью золотом и шелками, навыкла строгому послушанию и, бывши 10 лет, уже пела на клиросе, имея очень хороший голос 1-го дисканта. «А вот как в старину-то учили и школили нас старицы, говаривала она! Матушка Евгения, бывало, после прочтения молитв на сон грядущим приляжет на свою кроватку, а меня заставит возле себя читать жития святых или из поучений отеческих. Она, по болезни или от привычки к бодрствованию, долго не могла заснуть, и часто случалось со мной, что я читаю, читаю, да задремав и свалюсь вместе с книгой на пол со стула. Матушка тут же заставляла меня класть пред иконами земные поклоны, чтобы я в другой раз не дремала, а вникала бы в смысл того, что прочитывалось». Неудивительно, что эта келейница была со временем лучшей из чтиц в церкви и трапезе, потому что читала громко и со смыслом, выговаривая ясно, чисто. <…> Насколько рассуждала Гликерия лучше других, можем заключать особенно из того, что она, не взирая на неприязненные к Олимпиаде отношения новой настоятельницы и некоторых сестер, оказывала этой гонимой монахине доброе внимание и, ценя в ней усердное желание работать Господеви, утешала ее своим искренним участием и духовными советами. Когда-то, в разговоре с ней, сказала: «Удивляюсь твоей решимости перейти к нам из той (Ладинской) обители, где ты проживала с юности. Меня, кажется, если бы грозили в котле тут сварить, и тогда бы я не покинула свою Аносинскую пустыньку».
Тульские Епархиальные Ведомости так отреагировали на жизнеописание игумении Евгении (Мещерской): «Автор обладает искусством составлять биографии замечательных по своей духовной жизни личностей, по свежим ещё воспоминаниям знавших или слышавших об них что-нибудь. Из отрывочных сведений он умеет воспроизвести цельный образ какой-нибудь достопамятной личности, доселе бывшей в неизвестности, не допуская, однако же, в своей очерк ни одной черты вымышленной» .
3. Воспоминания (сборник «Из моих воспоминаний», в котором архим. Григорий приоткрывает свой внутренний мир, рассказывает о своем детстве, тех или иных встречах; переиздан Центром изучения истории и наследия Златоустовского монастыря в 2023 г).
4. Проповеди (сборник «Слова и речи»).
5. Совершенно особое направление – собирание резолюций митрополита Филарета Московского. Это попытка осмысления наследия святителя во всех проявлениях, будь то письма, резолюции на делах или отчет о прошедшем событии. Можно сказать, что архим. Григорий положил начало систематизации трудов святителя Филарета.
Однако, надо отметить, что писательским трудом архим. Григорий занимался в свободное от повседневных дел время, к которым обязывало его положение настоятеля.
О личных качествах архим. Григория
С 1868 г. в Златоустовском монастыре на покое проживал родной дедушка настоятеля диакон Николай Федоровский. Почтение к старшим, память об ушедших для архим. Григория неразрывно связаны с верой в вечность: «Утешительно верить, – пишет он, – что почившие, близкие к нам на земле, и по переселении в загробный мир близки к нам, бывают около нас» . В другом месте он вопрошает: «Что значит земля, нами обитаемая, как не кладбищенское поле?». Такое видение жизни и такое устроение души располагают его к изучению истории места, на котором он оказывается по Промыслу Божию. Для архим. Григория история обладает жизнью вечной. Именно поэтому, где бы он не находился, где бы он не настоятельствовал, первым делом он изучал и описывал историю тех или иных обителей.
Общественное признание архим. Григория
12 апреля 1870г. по представлению Святейшего Синода об отлично-усердной службе, архим. Григорий был награжден орденом святой Анны III степени. Занимаясь устроением духовной и материальной жизни обители, архим. Григорий участвовал и в важных событиях московской церковной жизни. Он являлся членом различных обществ: Московского общества любителей духовного просвещения, Императорского общества истории и древностей Российских, Общества для попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь. 17 декабря 1872 г. в Москве был открыт книжный склад Высочайше утвержденного Общества для распространения Священного Писания в России. Так как склад находился рядом со Златоустовским монастырём, то председатель Общества Н.А. Астафьев и члены-сотрудники, проживающие в Москве: И.П. Боткин, А.Н. Сперанский, К.Ф. Цыганов, в доме которого и находился книжный склад, собрались на литургию в Златоустовском монастыре. После службы прихожанам по доступным ценам предлагались принесённые с книжного склада Псалтири, Четвероевангелия, – все в русском переводе, детям книги отдавались даром . Потом народ благоговейно, с пением тропарей, сопровождал иконы Спасителя, Божией Матери «Знамение» и святителя Иоанна Златоуста в книжный склад для молебна. После окропления склада святой водой архим. Григорий преподнёс председателю Общества Н.А. Астафьеву в подарок от обители икону Божией Матери «Знамение» – копию с чудотворной Златоустовской.
А через три дня, в день памяти святителя Петра, в Златоустовском монастыре состоялось торжественное открытие «Братства святого Петра митрополита». В состав первого совета входил и архим. Григорий. Братство было учреждено для содействия ослаблению раскола и воссоединению раскольников с православной церковью. Первоначально Братство располагалось в Благовещенском храме обители. Архим. Григорий отмечал в своих записках, что Братство не случайно организовалось именно при Златоустовском монастыре: первый златоустовский архимандрит Антоний (1706-1726 гг.) вёл непримиримую борьбу против раскольников; златоустовский игумен Феоктист во время никоновского раскола «суемудрствовал словом и писанием», в частности в сочинении об антихристе, но затем раскаялся в своих заблуждениях и с миром отошёл ко Господу. «О, дал бы Бог, чтобы по примеру его вразумились и нынешние глаголемые старообрядцы!» – восклицает архим. Григорий.
В 1873 г. архим. Григорий назначается настоятелем Высокопетровского монастыря и становится благочинным необщежительных монастырей. Благодаря этому он соприкоснулся со многими людьми, кого впоследствии описал на страницах сборников для любителей духовного чтения. Последним местом его настоятельства был Спаса-Андроников монастырь, куда он был переведен в 1882 г.
Но «Смерть – как говорил дед архим. Григория диакон Николай, – необходимый путь всякому» . После продолжительной болезни, 1 августа 1896 г., архимандрит Григорий преставился. Многие столичные церковные издания напечатали некрологи о нём, и в каждом его имя было связано с именем святителя Филарета. Вот только одна цитата: «В почившем архимандрите Григории Московская церковь понесла утрату не только как в человеке, близко стоявшем к митрополиту Филарету и хорошо видевшем и слышавшем его жизнь и деятельность, но и как в человеке, воплотившем, так сказать, в своих писаниях величавую личность Филарета и обезсмертившем её навеки» . Изучая жизнь златоустовского настоятеля, мы видим, что святитель Филарет внимательно отслеживал все периоды жизни архимандрита, участвовал в них и проявлял отеческую заботу. Их духовная связь не прервалась и после смерти святителя. Ответная любовь архим. Григория, как всегда, выразилась в конкретном деле: он начал собирать наследие святителя.
В течении нескольких лет в день кончины архим. Григория, в «Душеполезном чтении» появлялась заметка о нём. Обычно она начиналась так: «Сегодня день смерти приснопамятного архим. Григория. Предоставим слово ему самому» . И читатель погружался в мир, которым жил отец Григорий, где духовная составляющая реальна и осязаема, где связь между земным и Небесным очевидна, где мы соприкасаемся со святостью и чувствуем действие промысла Божия в мире. Использованные в докладе цитаты из творений архим. Григория помогают услышать его тихий спокойный голос, вновь зазвучавший сквозь толщу времен.
Похоронен архим. Григорий в усыпальнице в Знаменской церкви Спаса-Андроникова монастыря. В настоящее время там находится электрощитовая: место упокоения архим. Григория ожидает своего обретения и благообразия. И мы верим, что это произойдет – так же, как из-под спуда времени были обретены его труды.
21.06.2024