Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Архиепископ Варфоломей (Ремов) и Аносина пустынь. Несколько писем владыки к инокине Екатерине (Протопоповой), постриженице Аносиной пустыни

Балашова Елена Григорьевна,
научный консультант паломнической службы Высоко-Петровского монастыря
Архиепископ Варфоломей (Ремов) и Аносина пустынь.
Несколько писем владыки к инокине Екатерине (Протопоповой), постриженице Аносиной пустыни

Архиепископ Варфоломей (Ремов) – одна из знаковых фигур в истории Русской Православной Церкви ХХ века. В 1921 г. он был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном в епископа Сергиевского, викария Московской епархии, с 1925 года по болезни пребывал на покое, в 1934 г. возведен в сан архиепископа. С 1922 по 1935 год он был настоятелем Высоко-Петровского монастыря, расположенного в центре Москвы. Впрочем, с 1918 года монастырь официально был упразднен и действовал как приходской храм, а с 1929 года все монашествующие были окончательно изгнаны из стен обители и вплоть до разгрома общины в феврале-марте 1935 года переходили в храмы, расположенные неподалеку. Но по сути это был именно монастырь. По благословению владыки Варфоломея, духовного чада старцев Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, богослужения совершались по зосимовскому уставу, после закрытия пустыни в 1923 г. несколько зосимовцев перешли в Высоко-Петровскую обитель, совершались постриги – как тайные, в основном среди женщин, так и открытые – как правило, для мужчин, готовящихся к рукоположению в священный сан; процветало старчество.
Жизни тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря посвящены статьи и книги. Помимо развития тайного монашества в 1920-е годы владыка Варфоломей, пока это было возможно, поддерживал и традиционные формы монашества – окормлял сам и благословлял отцов Высоко-Петровского монастыря окормлять существующие и упраздненные женские обители. Так, схиархимандрит Игнатий (Лебедев)  по приглашению игумении Сергиево-Дубровского женского монастыря (близ Наро-Фоминска), дважды в год приезжал в этот монастырь, чтобы исповедовать сестер и принять их откровение помыслов, и «некоторых из приходящих к нему [в Москве] и ищущих монашества направлял в этот монастырь».  Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин) , один из «древних» зосимовских старцев, хоть и не состоял в клире храмов Высоко-Петровского монастыря, но неоднократно бывал здесь и исповедовал монахинь упраздненного Алексеевского монастыря. Когда он «появлялся в храме, ему всегда отводилось самое удобное место для приема его духовных. Приходили к нему почти исключительно одни монахини… держали они себя строго, духовно, терпеливо ждали своей очереди».
Конечно, жизнь тайного городского монастыря невозможно было сравнить с монастырем в традиционном понимании этого слова с размеренным распорядком богослужений, бдений, послушания, аскетических трудов... Жить на территории обители было невозможно. Послушания в традиционном понимании, общежитие, монашеские одежды – всё это для членов Петровской общины вынужденно приняло иные формы, доступные монашеству в миру.
Владыка Варфоломей знал и любил Аносину Борисо-Глебскую пустынь, с глубоким почтением относился к его основательнице, первой игумение матушке Евгении (Мещерской), при которой святителем Московским Филаретом был составлен Устав пустыни, отличавшийся строгостью и аскетичностью. «Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира» . При настоятельнице игумении Алипии (Таишевой), возглавлявшей обитель в советский период вплоть до ее закрытия в 1928 году, бывшей духовной дочерью настоятеля Зосимовой пустыни преподобного Германа (Гомзина), уклад монастыря в целом сохранялся тем же. Возможно, поэтому владыка Варфоломей, неоднократно бывавший в Аносиной пустыни, в мае 1925 г. пишет духовной дочери в Аносино, в смирении укоряя себя: «Я никуда не гожусь и Аносину даже видѣти недостоинъ».  
Воспоминания о посещении владыкой Аносиной пустыни оставила схимонахиня Леонтия (Левицкая). Приведу некоторые из ее воспоминаний. По тексту, к сожалению, нельзя с точностью установить, о каких именно годах пишет матушка Леонтия, в одном месте она упоминает сентябрь 1923 года, празднование 100-летия Аносиной пустыни.
«Приехал владыка Варфоломей и, как всегда, остановился в ограде, в маленьком архиерейском домике. Живя в обители, он никого не принимал».  «Пост он проводил в нашей обители, живя в затворе. Кушания ему приносили из трапезы, молча ставили на стол в передней. Если ему нужно было что-нибудь, он писал, оставляя записку на столе».  Однако «никого не принимал» – не значит «оставлял без архипастырского окормления». В первые дни Великого поста владыка читал Великий канон Андрея Критского, возглавлял богослужения. «Владыка отличался красноречием, торжественностью богослужения, обладал красивым тенором. Он был добр и прост, необычайно приветлив и своим изяществом очаровал сестер».  «Служа в храме, он требовал истового церковного пения и чтения. Службы его отличались торжественностью».  
Некоторые письма самого владыки позволяют утверждать, что он бывал в Аносино в 1925–1926 гг. Так, 28 декабря 1925 г. он пишет: «Прiѣду м. б. и не 6-го 7-го, но радъ буду, если Господь дастъ утѣшиться монашескимъ уединенiемъ».  Очевидно, дела в Москве не давали возможности для такого уединения.
Были у владыки и духовные чада в Аносином Борисо-Глебском монастыре, к духовному воспитанию которых он относился так же серьезно, как и к чадам в Высоко-Петровской обители. О себе матушка Леонтия пишет: «Под его руководством я была около трех лет. Много духовных вопросов было решено, многое было пережито, перевоспитано. Владыка любил простоту, искренность».  В некоторых воспоминаниях отмечено, что владыка был прост в общении, любил пошутить. Описывая свое знакомство с владыкой, матушка Леонтия, которая при их первой встрече повела себя достаточно дерзко, без благословения придя к нему в келью, чтобы помочь подруге, пишет: «“Вот так перец! – сказал, смеясь. Владыка. – Садись сюда, побеседуем с тобойˮ. Смущение прошло, и полилась задушевная беседа. Владыка умел завладеть вниманием собеседника, пошутить, а иногда прозорливо сказать».  На сетование духовной дочери, что она много смеется, а «послушник должен быть сдержан, молчалив», владыка ответил: «Радуйся о Господе… Не скорби – батюшка Амвросий был веселого нрава, а был великий старец. Бог даст и тебе простоту и силу любви к ближнему. Кто знает из нас, какие испытания предстоят нам».
Выбор владыкой именно Аносиной пустыни, очевидно, был обусловлен тем, что после закрытия Зосимовой пустыни здесь, по приглашению игумении монастыря, духовной дочери схиигумена Германа (Гомзина), поселился еще один зосимовский старец иеромонах Досифей (Шонин) .
Любовь владыки к послушанию описана матушкой Леонтией в таком эпизоде: «К нему из Москвы приезжали его духовные дети, много привозили разных лакомств. После исповеди Владыка дал мне большой пакет с гостинцами. В этот момент, читая молитву, вошел отец Досифей, старец Владыки. Увидя на столе много всяких лакомств, отец Досифей, благословляя Владыку, сказал: “Хотя ты архиерей, а лакомиться тебе, как моему духовному сыну, не позволю! Собери-ка все и давай мне. Пойду отнесу сестрам”. Все собрав в скатерть, отец Досифей пошел угощать сестер. Владыка, улыбаясь, сказал: “Чудесный старец, как он меня учит! Хорошо, опытно прохожу путь послушания”».
Матушка Леонтия была не единственным духовным чадом владыки в Аносино. она вспоминает и о жившей в обители Кате Протопоповой (в монашестве Евгении), духовной дочери владыки Варфоломея (Екатерина Васильевна Протопопова; ок. 1902–†ок. 1995). «Протопопова… по благословению владыки Варфоломея поступила в Аносино…».  
По воспоминаниям схимонахини Анны (Тепляковой) инокиня Екатерина (Протопопова) нередко вела «дела с местными властями»: «Несмотря на свою молодость, благодаря своему природному уму и находчивости, она умела отстаивать перед коммунистами интересы монастыря. Наиболее серьезные вопросы разрешала мать-казначея».
Очевидно, матушка Екатерина в Аносиной исполняла также и клиросное послушание. В одном из писем владыка пишет:
«М. Ек. (Пр.)//  + Пойти къ родителямъ, а потомъ отдохнуть и поработать. Если спѣвки не будетъ, нед[елю] за вс[енощной] в хр[аме] есть кому пѣть?».
В архиве историка Алексея Беглова в фонде Павлы Васильевны Протопоповой  сохранилось немало писем и записок владыки к монахине Евгении. Большинство из них не датированы, однако некоторые обращены к «матери Евгении», а некоторые – к «Екатерине» или «матушке Екатерине». Поскольку постриг с именем Евгения Екатерина (Протопопова) приняла от рук владыки уже в Петровской общине, а в Аносиной была пострижена в рясофор без изменения имени, то можно предположить, что  письма, в которых владыка обращается к ней как к «матушке Екатерине» , относятся к рассматриваемому периоду. Среди более чем 600 документов фонда есть совсем краткие записки, а некоторые письма обширны и содержательны. Приведу лишь несколько отрывков из писем, которые раскрывают характер общения владыки Варфоломея с его духовными чадами. В начале каждого письма (а иногда и несколько раз на странице) владыка рисует крест.
«Окт 25 г. М. Екатеринѣ
+ Всѣмъ служи, себя, свое величiе–гордость забудь, всѣхъ люби, себя окаявай. А вотъ такъ къ тебѣ (и ко всѣмъ) долженъ относиться духовный трудъ: // то врачевать ножомъ, то перевязкой, то больно дѣлать, то утолять боль, то обличать, то на раны обличенiя возливать елей утѣшенiя. Такъ будетъ и всегда: это значитъ, утѣшайся, что ты предметъ отеческихъ заботъ и спасайся!»
«+ Родная моя, миръ тебѣ!
Б[огъ] пр[оститъ] тебя за открытое! Чѣмъ больше будешь открываться, тѣмъ спокойнѣе будешь. И также, чѣмъ откровенннѣе будешь, тѣмъ милѣе мнѣ будешь. Мы любимъ всѣхъ дух[овныхъ] чадъ своихъ. Но сами дѣти наши отдаляются отъ нас, если далеки и не открываются намъ. И наоборотъ дороже хоть и плохiя, но откровенныя до чиста и силящiяся спасаться хоть и падающiя… // <…> Строгость моя – всегда знакъ особой любви къ Вамъ; хочется, чтобы ты была безупречна… Пойми это и спасайся въ трудолюбiи, откровенности, послушанiи и кротости. Прости. Христосъ съ тобой!»
«13/I 26 г.
+ Спаси тебя Христосъ! Отношенiемъ къ дѣлу твоему ты меня утѣшаешь – к долгу твоему. Слава Богу, что тебѣ такъ дорога пустынь и съ ней ты счастлива. Это – для меня утѣшенiе и награда радостью за труды надъ тобою (впрочемъ, я мало что тебѣ далъ хорошаго, – отъ меня нечего и получить-то!). А скорби и скорбишки вездѣ есть… и онѣ допускаются Богомъ не напрасно, а для нашей пользы – во спасенiе // намъ… Прости! Христосъ съ тобою! Молитву старайся неослабно усвоить всячески…»
«+ Дорогой о Христѣ М. Екатеринѣ – спасатися. … Изъ М[осквы] // не выберешься: разъ я не въ прежнемъ состоянiи болѣзни, я долженъ исполнять свой долгъ, хотя это и трудно по болѣзни. А потомъ Аносино лучше зимой. Возмогай о Господѣ: жаль тебя и молюсь о тебѣ. Христосъ съ тобою!»
«М. Ек. Пр. (Ан)//  +  …А новости – ненужное, живи тѣмъ, что внутри тебя… Ольга – хорошая, а у тебя противъ нея подмываетъ ревность, свой-// ство бѣсовское, а потому подлежащее искорененiю… Понуждай себя на всякое добро… Всегда нужно внимать себѣ, слѣдить за собою… Бѣса не слушай и открывайся, – какъ это цѣлительно. – Духовныя отношенiя никогда не кончатся… – За откровенiя держись, они блаженны и спасительны».
«М[атушке] Ек[атерине] // + Поклонъ головы не ломитъ, а смириться хорошо. …Писать нужно – дух[овный] отецъ ближе родной матери. Христосъ съ тобой!».  
Письма были разными. Большинство – краткие записки, написанные карандашом неровным почерком – владыка иногда подчеркивал, что приезжал в Аносину в состоянии болезни, когда ему нужно было восстановить силы после трудов в Москве. Есть несколько больших писем. В одном из них, упоминая о необходимости посетить, вероятно, болящую матушку игуменью, владыка пишет: «Очень радъ, что ты сходишь къ матушкѣ. Я желаю, чтобы окружили ее вниманiемъ. Не пойти неделикатно и не по-аносински…».  
Владыка Варфоломей обращал внимание не только на духовное воспитание, но и на духовное образование своих духовных чад. Причем не только мужчин, некоторые из которых стали студентами тайной Духовной академии, занятия которой продолжались в Москве, в том числе в Высоко-Петровском монастыре, после официального закрытия Академии, но и женщин. Так, матушка Леонтия вспоминает: «Владыка благословил меня написать реферат на тему “Труды апостола Павла по книге Деяний святых Апостолов”. Приходилось много читать, писать».  Интересны слова владыки: «Вы… пришли в святую обитель, чтобы обучиться богословию, которое уясняется иночеством или исповедничеством. Нужно приучить себя к посту, частной молитве, чистоте души и тела – к исправлению своего характера в отношении других. Тогда вы будете счастливы. Тогда вы с любовью поделитесь приобретением с другими и послужите спасению многих».  Эти слова говорят о святоотеческом отношении владыки к богословию, свойственном Православной Церкви, в отличие от западного схоластического подхода. Это отношение было воспитано многолетним послушанием зосимовским старцам.
Владыка Варфоломей был арестован 22 февраля 1935 года и 10 июля того же года расстрелян в Бутырской тюрьме. После расстрела владыки монахиня Евгения продолжила служение Господу в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где она несла послушание у мощей святителя Алексия Московского. Служащей Елоховского собора она оставалась до самой своей смерти.






Prot_3_048об –  Prot_3_048

+
(карандашом, как и последующий ответ владыки): М. Ек.//

+
Б. пр.! Да, на бѣса нечего ссылаться. Будемъ молиться. Мамѣ прости и претерпи, дитя. Объ аввѣ Дорофеѣ жду твоего откровенiя… Къ слѣдующей седмицѣ приготовь 3 слова. И приглашенiе притти понимай, что съ А.Д.
А тебѣ, чтó, хочется имѣть отъ меня четки (развѣ не имѣла), – многiя иѣмютъ…


Prot_3_049об –  Prot_3_049

+
М. Екатеринѣ (Пр.)//

+
(приписано сверху): Исповѣданное худое Богъ да проститъ! Не спѣши съ судомъ.
Миръ ти! Дѣлиться сластями можно и безъ благословенiя. Подарить чулки м. Кап. можно, а у тебя то остается ли? Недоразуменiя (по Н.К.) надо немедленно разъяснять (предварит. помолиться).
К О.И. можно, Б. бл. – утѣшить ее! – Съездить въ П. или В. лучше, чѣмъ писать, конечно, но надо (тебѣ) подумать куда лучше… Съ ухомъ – къ д-ру нужно. Полечить.
Откровенiя лучше пока писать регулярно. (Напомни объ этомъ при бесѣдѣ).
Слава Богу, радуюсь о тебѣ, блюди себя, чадо, внимай себѣ. Съ Господомъ – побѣждай все прираждающееся худое!
Сидѣтьза службой – по немощи можно, а злое творить нельзя никакъ.

Prot_3_050 – Prot_3_050об

+
М. Ек.//

+
I. Ты получила прощенiе, но тебѣ нужно восчувствовать его. Для этого блюди себя и держись добрѣ и крѣпцѣ… х)
Подкрѣпи тебя Господи!
х) По мѣрѣ ослабленiя окаянства придетъ свѣтъ умиленiя и будетъ все крѣпче и постояннѣе…

II. Никакъ не унывай! Врагу не отдавайся!


Prot_3_052об –  Prot_3_052 – Prot_3_052об

+
М. Ек (Пр) Ан.//

+
При появленiи къ кому-л.,в данномъ случаѣ къ отцу, непрiязненного чувства – молись о томъ человекѣ. Звѣрь тщеславiя ужасенъ. Врагу не давай окрадывать тебя. Бѣса-то Господь отвелъ, теперьдержись… А Л. на тебя худо не думала, только жалѣла блѣдности, да хотѣла подарочекъ купить. – Письма дай посмотрю. – Господь проститъ тебя! – Подходить нужно было не боязненно. Берегись худа и возлюби доброе // и твори его.  


02.06.2023