Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Альбом сестёр Озеровых

Букреева Е.М.
Альбом сестёр Озеровых
В Государственном историческом музее хранится любительский альбом акварельных рисунков с видами Аносина и его окрестностей . Он был приобретен в марте 1977 г. за 600 рублей у Ирины Константиновны Галкиной, вдовы советского художника Андрея Максимовича Галкина . Это 32 рисунка, вклеенных в обычные листы альбома, в случайном порядке, с пояснительными надписями в дореволюционной орфографии, сделанными неизвестным лицом . Альбом интересен тем, что все рисунки исполнены членами одной семьи, родными сестрами Озеровыми, в период с 1836 по конец 1840-х гг.  
Известно, что в семье тайного советника Семена Николаевича Озерова  и его супруги Анастасии Борисовны, урожденной княжны Мещерской  было 12 детей: два мальчика  и десять девочек . Из них авторами рисунков в нашем альбоме являются три сестры: Надежда , Варвара  и Екатерина Озеровы .
До нашего времени не сохранилось ничего от бывшей усадьбы Озеровых в селе Аносино Звенигородского уезда Московской губернии, которое было куплено в 1799 г. княгиней Евдокией Николаевной Мещерской, бабушкой сестер Озеровых после смерти своего супруга, князя Б.И. Мещерского . Тем интересны рисунки с видами как самого усадебного дома, так и интерьеров комнат. Открывает альбом рисунок с изображением парадной комнаты в старом усадебном доме села Аносина . Он датирован 1847 годом, когда Аносино принадлежало старшей из внучек Евдокии Николаевны – тоже Евдокии, будущей м. Евгении, третьей настоятельнице Борисоглебского монастыря.
На рисунке изображены четыре незамужние сестры Озеровы и некая Анна Николаевна Домогатская, возможно, дочь дворянина Калужской губернии Николая Алексеевича Домогацкого. Рисунок подписной, принадлежит Надежде Семеновне, средней из сестер.
   Варваре Семеновне, пятой по старшинству дочери Озеровых, принадлежит много рисунков в альбоме. Так, она зарисовала Аносинский дом после переделки  и изобразила на рисунке свою младшую сестру Александру , будущую супругу Петра Михайловича Глебова . Глебовы принадлежали к представителям тульского дворянства, владели, в частности, селами Кайдаково и Тарасково. Этот рисунок не датирован, но выполнен до 1845 г., до замужества Александры Семеновны Озеровой.
На другом рисунке Варвара Семеновна запечатлела вид на аносинский луг и лес со стороны гостиницы при Аносино-Борисоглебском монастыре , о которой сохранились сведения в литературе: «При обители есть больница и богадельня для монахинь.. Близ ограды деревянная гостиница, весьма чистая и достаточная для приезжих богомольцев» . Другой рисунок В.С. Озеровой показывает живописный вид на р. Истру со стороны усадебного дома .
Любила рисовать родовое село Аносино и его окрестности другая из сестер, восьмая по старшинству, Надежда Семеновна, талантливая рисовальщица. Заметим, что в альбоме наибольшее количество рисунков сделано ее рукой, всего одиннадцать.
Четыре рисунка в альбоме посвящены изображению московского дома Озеровых . Речь идет о доме князей Мещерских во 2-й Пречистенской части г. Москвы, который располагался на пересечении Гагаринского и Малого Власьевского переулков (не сохр.). С 1796 г. домом владела вдова Бориса Ивановича Мещерского княгиня Евдокия Николаевна.
После замужества единственной дочери Анастасии в 1814 г. дом в приходе Священномученика Власия, в Старой Конюшенной перешел во владение Озеровым. Судя по воспоминаниям, дом был большой . До 1860 г. в нем проживали вместе три незамужние сестры Озеровы: Варвара, Надежда и Евгения . В адресной книге жителей Москвы за 1862 год по указанному адресу «собственный дом у Власия» числятся уже две сестры тайного советника Озерова – Варвара и Евгения . По адресной книге Москвы за 1907 год  стала известна и последняя владелица дома Александра Федоровна Глебова, в замужестве Ярмолович , праправнучка основательницы Аносиной пустыни м. Евгении (в миру Е.Н. Мещерской). Это ее отец и дядья  выкупили у сестер Озеровых в 1874 году дом в Малом Власьевском переулке за 25 тысяч рублей серебром . В это время в живых оставалось четыре сестры из десяти: Евдокия Семеновна (м. Евгения) , Варвара Семеновна (девица), две замужние сестры Анастасия Семеновна Кругликова  и Любовь Семеновна Даксергоф . Из воспоминаний старшей сестры Евдокии Семеновны: «Сестры Озеровы, согласясь с другими сестрами, продали дом родительский, что в приходе у Св. Власия; в нем все мы возросли, все воспитались, в нем видели все семейные радости и скорби. Грустно, когда все былое уничтожается; а то приятно, что купили дом сыновья сестры Александры Семеновны Глебовой, добрые, честные, дельные молодые люди, каждый в своем роде» .
Идентифицировать дом Озеровых применительно к современному плану г. Москвы оказалось непросто. Княгиня Мещерская в своих воспоминаниях писала о доме в Староконюшенной улице у Власия. Ее приятельница Елизавета Янькова упоминала, что княгиня, отдав дочь замуж, стала жить больше в деревне своей, в Москве бывала наездом и гащивала у своей дочери, которой отдала дом Мещерских в Старой Конюшенной у Власия . Церковь священномученика Власия находилась в 3-й Пречистенской части, на Конюшенной улице . Определить местоположение бывшего городского дома Мещерских-Озеровых помог план Москвы за 1852 год. В настоящее время это угол Малого Власьевского и Гагаринского переулков. На бывшем участке дома Озеровых располагается здание №2 гимназии №1529 имени А.С. Грибоедова (Гагаринский переулок 20, строение1).
Большой интерес представляет работа третьей дочери Озеровых Екатерины, запечатлевшей не только интерьер гостиной московского дома, но и портрет своей матери за рукоделием. В правом нижнем углу рисунка подпись автора «Catherine Oseroff. 1839. [Par] nature» . Согласно указанной датировке, на рисунке изображена сорокатрехлетняя Анастасия Борисовна Озерова, урожденная княжна Мещерская, к тому времени мать одиннадцати детей, двух из которых потеряла в младенчестве . Здесь она запечатлена в ожидании последнего ребенка, дочери Евгении . Смеем предположить, что этот любительский портрет Анастасии Озеровой может быть последним прижизненным изображением. Рождение двенадцатого ребенка подорвало здоровье А.Б. Озеровой, и 15 сентября 1841 г. ее не стало. Старшая из дочерей вспоминала: «Мать моя, рожденная княжна Мещерская, Настасья Борисовна, кроткое, смиренное, любвеобильное существо, соединявшее образование с тонким умом, посвящала себя всецело и постоянно обязанностям семейным» .
Интерьеры городского дома Озеровых запечатлела в серии акварельных рисунков и другая из сестер, Надежда. Один из рисунков датирован 1844 годом  – временем утрат и горестей для большого семейства Озеровых. Умирает отец Семен Николаевич, старшая дочь Евдокия становится опекуном для младших несовершеннолетних сестер Любови и Евгении, она же вынуждена заниматься имущественными делами . Озеровы живут очень стесненно, что видно из обстановки московского дома. Никаких излишеств, обстановка более чем скромна. Голые стены, вдоль которых расставлены стулья; одинокие горшки с цветами; простая мебель.
После смерти родителей при разделе имущества сестрам досталось по 100 душ, а брату 800. Замужние сестры взяли свою долю, а незамужние продолжали жить в родительском доме в Малом Власьевском. Кроме собственного дома в Москве, Мещерские владели землями в Орловской губернии: «Поместья, которые княгиня имела от мужа и свои собственные, кроме Аносина, она вскоре передала Озеровым. Главное имение было где-то в Орловской губернии; надобно думать, что это было родовое Мещерских… где был схоронен князь Борис Иванович, и княгиня туда ездила помянуть его на его могиле и тут же и отдала имение своей дочери» .
В альбоме Озеровых находится рисунок «Вид на Петровский путевой дворец из-за ограды» . Возможно, это вид со стороны Озеровской дачи, о существовании которой известно из воспоминаний Елизаветы Яньковой, бывшей приятельницы княгини Мещерской. Янькова вспоминала, как после холеры начала 1830-х годов вокруг Петровского дворца начали раздавать от казны земли под строительство дач: «Сестра Анна Николаевна Неклюдова взяла себе участок на самом шоссе, Озеров Семен Николаевич, Иван Александрович Нарышкин и очень многие, и сделалось модным иметь дачу в Петровском» .
В альбоме Озеровых есть рисунок с видом неизвестного дворца с круглой башней, увенчанной флагштоком, стоящего на высоком холме, и надписью: «Озеровская дача близ Донского монастыря (?)» . О том, что Озеровы, действительно, снимали дачу недалеко от Донского монастыря, сохранилось короткое упоминание в записках старшей сестры Озеровой, Евдокии Семеновны, будущей настоятельницы Аносинского, а затем Страстного монастыря в Москве. Описывая болезнь матери после смерти бабушки, игумении Евгении в феврале 1837 г., Евдокия вспоминала: «Не могла скорбь не потрясти слабого здоровья матери: она стала хиреть. Ехать в деревню на лето было невозможно, ибо лечение ей было необходимо, и решили нанять дачу у Донского монастыря. Здесь мы сблизились дружески с почтенным семейством Олсуфьевых. Приятное провождение времени, врачебные средства поправили здоровье матушки» .
Рисунок с надписью «Бурцово» и живописным изображением барской усадьбы  нашел документальное подтверждение владения Озеровыми имения Бурцово в Можайском уезде Московской губернии. В неопубликованном дневнике Екатерины Семеновны Озеровой, хранящемся в мемориальном архиве Музея-усадьбы «Мураново» имени Ф.И. Тютчева, запись от 15 февраля 1837 г. гласит: «Часто самые незначительные обстоятельства напоминают о самых приятных моментах! Когда я проснулась, вспомнила Бурцово, и мне так захотелось туда поехать; я уже представляла себя под утренними лучами солнца, я бы обошла и поприветствовала все (знакомые) места, еловый лес, деревья, пруд, фингалову пещеру – одним словом: я бы с таким наслаждением вновь увидела все это после 6-летнего отсутствия; О! Я была бы счастлива провести там как-нибудь лето!» . Из истории земель Можайского уезда известно, что после смерти отца Григория Никифоровича Озерова дети поделили земли в Верейском, Можайском и Ростовском уездах . Деду С.Н. Озерова Ивану досталось Бурцово, а Петру – Купрово . Во время описываемых событий Озеровы уже не владели этими землями.
Третья сестра Озеровых, Екатерина Семеновна зарисовала аллею парка в Ильинском, завершающуюся зданием причудливой формы . Как известно, в эти годы имением Ильинским в Звенигородском уезде владел Александр Иванович Остерман-Толстой (1770–1857) . Вот как эту же аллею в Ильинском описывал Греч: «На высоком берегу Москвы-реки стоял двухэтажный дом… с двух сторон к нему примыкали террасы на сводах… Западная терраса переходила при помощи отлогого пандуса в широкую аллею, обсаженную вековыми березами и липами, а также типичными кустами акаций; аллея приводила к псевдоготическому зданию обсерватории, издавна служившему книгохранилищем» . Это здание, по мнению Греча, было самым заманчивым местом в Ильинском, привлекавшим своей архитектурной романтикой – зубцами, стрельчатыми «замковыми» окнами, типичной расцветкой, сочетавшей кирпич и белый камень». На предполагаемую дату рисунка «не позднее июля 1849» указывает то обстоятельство, что Екатерина Семеновна могла зарисовать Ильинское до 19 июля, когда она умерла в орловском имении Рековичи от холеры в возрасте тридцати лет.
Речь идет об имении Рековичи, где в 1796 г. нашел последний покой дедушка сестер Озеровых князь Мещерский. В памятных записках кн. Е.Н. Мещерской читаем: «29-го (29 мая 1832– прим. Е.Б.) после обеда на ночь приехала в село Рековичи, где был дом покойного князя Бориса Ивановича и которое принадлежит теперь нашей дочери» . Представляют значительный интерес (и художественный и исторический) два вида имения князей Мещерских Рековичи в Орловской губернии работы средней из сестер Варвары Семеновны . Об этом имении сведений в документальных источниках немного. Пояснительная надпись под рисунком, сделанная неизвестным лицом, гласит, что это имение кн. Андрея Павловича Мещерского (двоюродного брата Анастасии Борисовны Мещерской) Рековичи в Брянском уезде Орловской губернии и что в этом имении погребена Екатерина Семеновна Озерова в 1848 г. Заметим, что до сих пор неизвестна точная дата смерти Е.С. Озеровой, сведения в литературе противоречивы: 1847 , 1848  и 1849 годы.
Надо сказать, что сестры Озеровы очень любили делать зарисовки в окрестностях Аносина, в частности, рисовали виды соседних с ним имений в Звенигородском уезде. Так, в альбоме хранится лист с надписью: «Вид на Рождествено. Рисовано Варварой Семеновной Озеровой» . Известно, что до 1834 г. имением Рождествено Звенигородского уезда Московской губернии владел граф Иван Павлович Кутайсов (1759–1834) , а вот несколькими годами ранее Кутайсовы и Мещерские чуть не породнились. Янькова вспоминала о дружбе супруги И.П. Кутайсова и княгини Мещерской, мечтавших повенчать своих детей, Александра Кутайсова и Анастасию Мещерскую. Но брак не случился по причине гибели графа Кутайсова в Бородинском сражении, и через два года Анастасию выдали замуж за Семена Николаевича Озерова . На рисунке в густой зелени липовых деревьев просматривается барский дом с белыми колоннами и красной крышей. Любопытно, что Греч тоже заметил, правда, с другой стороны, «прекрасный вид вдаль на Аносину пустынь поверх деревьев разросшегося дико и привольно английского парка» .
В альбоме Озеровых несколько листов посвящено Крыму. Это видовые зарисовки дворцов в Алупке  и Бахчисарае , выполненные Надеждой Семеновной и Варварой Семеновной Озеровыми. Один рисунок датирован 1847 г., возможно, и остальные рисунки «крымской» серии относятся к этому периоду . Из литературных и мемуарных источников неизвестно о пребывании «наших» Озеровых в Крыму. Там ежегодно отдыхала другие Озеровы, а именно семья сенатора Александра Петровича и их родственники, фрейлины Екатерина и Елена Сергеевны Озеровы. Сотрудники Музея-усадьбы «Мураново» высказали предположение, что рисунки из альбома Озеровых с видами Крыма не натурные, а перерисованные с чужих оригиналов.
Несколько рисунков в альбоме можно условно отнести к серии «Цветы» . Это зарисовки Екатерины Семеновны Озеровой, возможно, ее ученические работы. Их нельзя отнести ни к одному из вышеописанных тем: ни к интерьеру, ни к пейзажу, ни к портрету. На одном из рисунков проставлена дата «1836» и цифра «9» . Молодой художнице в эту пору 16–17 лет, возможно, она только берет уроки рисования. Во всяком случае, в альбоме Озеровых это самые ранние, датированные и подписные работы. Кто преподавал сестрам Озеровым уроки рисования, нам доподлинно неизвестно. Но в дневнике Екатерины Семеновны за 1837 г. неоднократно упоминается некий учитель Куртене (Courtener), дававший сестрам задания. Известно, по крайней мере, о трех композициях, которые были предложены сестрам: «Руины старого замка» (22 января), «Последние мгновения праведника» (16 февраля), «Деревенская церковь» (23 февраля). О том, что Куртене был учителем именно рисования, косвенно свидетельствует дневниковая запись от 23 февраля: «Господин Куртене должен был придти, и мы нарисовали нашу композицию в это же утро, она очень удалась, и он был ею доволен и попросил копию».
Все вышеназванные рисунки хоть и носят любительский характер, но представляют ценный источник по истории русской бытовой и художественной культуры второй четверти XIX века.
В заключении фондо-закупочной комиссии Государственного исторического музея читаем: «Альбом помещиков Озеровых является любопытным документом эпохи и представляет интерес в двух отношениях: как семейный альбом с очень неплохими рисунками сестер Озеровых (1830-1840 гг.) с характерным для дилетантов этого времени увлечением определенными жанрами ‒ пейзажем, интерьером и натюрмортом круга Фед[ора] Толстого, а также по содержанию. Здесь представлены виды имений Озеровых и их родственников кн[язей] Мещерских в Моск[овской] губернии, на Орловщине, а также виды Крыма. Все они довольно точно аннотированы. Особый интерес представляют тщательно выполненные изображения деревянных дворянских усадебных домов ампирной архитектуры ‒ как в деревне, так и в городе (дом Озеровых в Малом Власьевском переулке в Москве) и их интерьеров. Альбом необходимо приобрести как интереснейший памятник истории русской архитектуры и альбомной графики XIX в.»

06.07.2023