Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

200-летие открытия Борисоглебского Общежития в Аносино (в конце статьи доступна видеозапись)

200 лет назад 4/17 мая 1822 года, состоялось открытие Борисоглебского Общежития. Для этого московский архиепископ Филарет (Дроздов) прибыл в подмосковное сельцо Аносино, где освятил Троицкий собор, построенный княгиней Евдокией Николаевной Мещерской десятью годами ранее. Но освятить его тогда не было возможности из-за нашествия наполеоновских войск: в этом святом месте они тоже побывали, и собор был осквернен. Приделы храма были освящены малым чином и богослужения в них начались уже на следующий год после изгнания Наполеона, а великое архиерейское освящение собора владыка Филарет совместил с открытием Борисоглебского общежития ровно 200 лет назад.
Аносинское общежитие было устроено по обету в память о рано почившем супруге Евдокии Николаевны Тютчевой-Мещерской, князе Борисе Мещерском. Брак был по любви, но оказался очень короток. Оставшись вдовой, Евдокия Николаевна понимала, что путь ее будет иной, не семейный, но имея в утробе чадо, она решила посвятить жизнь воспитанию этого младенца. Она возрастила дочь Анастасию в духе благочестия, любви к Богу и к людям. Забота ее простиралась не только на родное чадо – вместе с дочерью она растила принятых на воспитание сирот, а также другие дела благотворительности старалась приносить как бы в жертву на упокоение души своего супруга. Со временем вокруг Евдокии Николаевны стали собираться девушки и женщины, которые также хотели служить Богу. Костяк общины составили женщины, ранее уже имевшие опыт монашеского жития – они некогда входили в сестричество упраздненной Медведевой пустыни, известной также, как «Богадельня» при Николо-Пешношском монастыре. После скитаний обретя приют в Аносино, они просили свою благодетельницу Евдокию Николаевну официально оформить их пребывание в новой сложившейся общине. Матушка такое намерение и желание их приняла. И в начале 1821 года обратилась с соответствующим прошением в Синод. Дело было принято, однако лежало практически без движения, несмотря на хлопоты княгини и ее ходатайственные письма и Митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму, и министру духовных дел и народного просвещения князю А.Н. Голицыну. Все принимали замыслы Евдокии Николаевны благожелательно, но рассмотрение дела в Синоде откладывалось.
В июле 1821 года в управлении Московской епархией произошли изменения – Московским архипастырем назначен архиепископ (с 1826 года – митрополит) Филарет (Дроздов). Он проявил искренний интерес и заботливое сочувствие к делу княгини Мещерской. Уже в августе дело было рассмотрено Святейшим Синодом и получило положительное решение, которое было утверждено указом Государя Императора Александра I. Архиепископ Филарет внимательно изучил правила, составленные для Общежития его основательницей, переработал и дополнил их.
4 мая (17 н.ст.), через день после престольного праздника Бориса и Глеба и в день памяти мученицы Пелагеи – ангела матери Евдокии Николаевны, святитель Филарет прибыл в Аносино для освящения возведенного 10 лет назад Троицкого Собора и открытия общежития, которое стало первой женской общиной, основанной при нем. Евдокия Николаевна была назначена Попечительницей. Евдокия Николаевна имея горячее желание посвятить себя Богу, открывала эти сокровенные помыслы сердца святителю Филарету, чьему  духовному руководству от всей души предалась. И как Божий Промысел, как Божий дар она вскоре получила просимое. Ее монашеский постриг состоялся через полтора года в Кремле, в женском Вознесенском монастыре накануне праздника Крестовоздвижения. Монашеское имя было дано ей в честь преподобномученицы Евгении. А на следующий день, в сам праздник Крестовоздвижения, в Чудовом монастыре она была возведена святителем Филаретом в игуменский сан и назначена настоятельницей основанного ею общежития, которое отныне стало Борисоглебским монастырем. Святитель Филарет наставлял игумению Евгению в монашеской жизни и помогал ей молитвами для того, чтобы утвердить Аносинскую женскую обитель.  Днем рождения Аносиной Пустыни по монастырской традиции стал считаться день 1 октября 1923 года, когда игумения Евгения, вернувшись из Москвы, выла введена в управление обителью. Данные общежитию Правила, проверенные жизнью Аносинских сестер, стали образцом для множества основанных при монахолюбивом архипастыре новых общин и монастырей, а сами Аносинские сестры направлялись в них для надлежащей организации монашеского уклада. Таким образом скромная Аносина Пустынь послужила духовному расцвету женского монашества в России второй половины XIX – начала XX века.
Особого внимания достойна личность основательницы Борисоглебского общежития. Матушка-первоначальница являет собой вдохновляющий пример благочестивого жития как в мирском чине, так и в монашестве. Она возрастала в благочестивом семействе, ее родители, сестры и братья были усердными строителями и попечителями храмов. Достойна удивления ее верность памяти рано почившего супруга – до конца дней своих она почитала его и посвящала его памяти различные благотворительные учреждения, будь то принятие на воспитание сирот или устроение Аносинской богадельни. Евдокия Николаевна обладала незаурядным педагогическим талантом, создав собственную уникальную воспитательную систему, нашедшую отражение в ее «Письмах к дочери». В своей жизни она проявляла полное самоотвержение, неподдельное смирение и скромность. В монашестве она проводила подвижническое житие. Воспитанная в достатке, в дворянском семействе, она жила в убогой келье, постелью служила ей жесткая деревянная скамья, обитая войлоком. И имение свое и саму себя она полностью посвятила Богу. Аносина Пустынь была основана слезами и молитвами игумении Евгении, и при кончине своей она обещала сестрам, что если удостоится у Бога милости, то Аносинская обитель процветет. И после ее кончины скромная, бедная, трудовая обитель, не знаменитая ни историей, ни особыми святынями (позже уже пришла в Аносино чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы), находящаяся в глухом месте, - эта обитель действительно процвела своим житием, подвижничеством и мудростью сестер, так что в народе прослыла «Женской Оптиной Пустынью». И спустя 200 лет после открытия Борисоглебского общежития мы вспоминаем с благодарностью Матушку-основательницу, ее сподвижниц и последовательниц, наших предшественниц, молитвами которых и мы здесь живем и стараемся по немощным силам нашим быть достойными их светлой памяти.

Видеозапись доступна по ссылке https://disk.yandex.ru/i/-ngEbHd4VhFdBg

02.06.2022