В 2015 году празднуется 1000-летие подвига святых князей Бориса и Глеба, добровольно принявших мученическую кончину от рук старшего брата, который пытался устранить соперников за княжеский престол после смерти их отца князя Владимира. Жертвенный подвиг братьев и чудеса, происходившие от их мощей, послужили основанием для их канонизации. Они стали первыми в истории Церкви русскими святыми.
С древности и до наших дней в России почитаются Борис и Глеб, в их честь освящаются храмы. Борисоглебский Аносин монастырь так же находится под их небесным покровительством.
Ниже приводятся слова иерархов Церкви, посвященных памяти князей-страстотерпцев.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Из проповеди в Борисоглебском Аносином монастыре 8 апреля 2015 года
В этом году мы празднуем 1000-летие со дня страстотерпческой кончины первых русских святых — святых благоверных князей Бориса и Глеба, в честь которых и названа эта пустынь; и я рад, что в юбилейный год имею возможность посетить сию святую обитель и помолиться вместе с вами.
Неслучайно, что первыми русскими святыми стали страстотерпцы. Страстотерпец — это не мученик. Мученик умирает за Христа, когда его принуждают отказаться от веры либо делами своими изменить Христу. А страстотерпец — это тот, кто принимает смерть в соответствии с духом Евангелия.
Случается так, что человек, даже благочестивый, в жизни иногда кривит душой или поступает не в полном соответствии с Божией правдой. Потом он осознает свои грехи, кается, но факт остается фактом: очень многие под влиянием внешних обстоятельств изменяют своему христианскому призванию — от Бога не отрекаются, но ведут себя не в соответствии с тем, что Господь заповедал.
Почему же мы прославляем страстотерпцев? Потому что перед лицом самого страшного, что может быть, — перед лицом смерти эти люди остались верны заповедям Христовым. Таковыми были страстотерпцы Борис и Глеб, со смирением принявшие насильственную кончину. Они ничем не посрамили своего христианского призвания — ни злобой, ни гневом, ни чем иным, что естественно проявляется в человеке перед лицом смертельной опасности. Такими же страстотерпцами были государь император Николай II и его семья, которые приняли насильственную смерть, не изменив своему христианскому призванию. Как известно из свидетельств очевидцев, последние минуты их жизни не были омрачены ни злобой, ни гневом, ни тем, что чуждо духу Евангелия.
Вот почему мы особым образом прославляем страстотерпцев — потому что перед лицом смерти они являют верность Христу, верность Его заповедям. И замечательно, что сия обитель названа в честь первых русских святых. Они дают нам всем пример верности Господу. Если не перед лицом смерти, то перед лицом множества сложных жизненных коллизий как часто мы изменяем Христу, перестаем быть верными Ему! Но пример этих святых должен укрепить каждого из нас в мысли о том, что быть христианином означает быть им в любых обстоятельствах.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира 28 июля 2015 года
Из слова Патриарха:
После кончины князя Владимира Отечество наше снова погружается в междоусобные брани. Много было пролито невинной крови, — казалось бы, пример князя Владимира не повлиял на людей так, чтобы во мгновение изменилась их жизнь. Действительно, во мгновение такие изменения не происходят, но у нас есть очень яркие исторические свидетельства того, что перемена, произошедшая в князе Владимире, произошла не только в нем, но и в очень многих людях. Примером этой перемены, этого слома старых ценностей и обретения новых, являются дети князя Владимира — Борис и Глеб. Казалось бы, они должны были силой отвоевывать Киевский престол у своего брата или же, зная, что тот способен на братоубийство, мечом защитить себя. Однако они становятся нашими первыми русскими святыми, отказавшись поднять меч на брата, и получают наименование «страстотерпцы». Даже столкнувшись лицом к лицу с посланной против них дружиной, они не обнажают меча, а склоняют в смирении главу перед волей Божией и погибают, свидетельствуя о жизненной силе того духовного и нравственного идеала, который вошел в них и во многих через крещение Владимира, через Крещение Руси.
В этом году Православная Церковь отмечает 1000-летие мученической кончины святых князей Бориса и Глеба.
За что же почитают этих святых? В чем так явно и бесспорно проявилась их любовь к Богу и к ближнему, а также к своей Родине? Ответ прост – в желании сохранить мир и братскую любовь на родной земле, даже ценой собственной жизни.
После преставления равноапостольного великого князя Владимира Киевская Русь могла погрузиться в длительную кровавую смуту. Для этого святым князьям Борису и Глебу нужно было только заявить свои права на великокняжеский престол, собрать дружину и начать вооруженную борьбу за власть с другими братьями. Однако они выбрали другой путь – блаженный путь миротворцев, которые положили свои души, чтобы спасти жизни других и сохранить свое Отечество. Сохранить от разорения, распрей и взаимной ненависти.
Сегодня беда снова пришла в наш дом. Продолжается вооруженное противостояние в Донецкой и Луганской областях. Продолжается и небывалая информационная война. Пропаганда разрушает братские отношения между народами и разрывает даже кровные родственные связи. Где нам искать спасения? Как преодолеть трудности и раздор, когда между братьями по вере обильно посеянные семена вражды и междоусобиц, дают свои кровавые всходы? Пролитая за последний год на нашей земле кровь взывает к Небу.
Только Всемилостивый Господь в силах избавить верных своих от любой беды. Только «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2). «Ко Мне обратитесь, – говорит Господь, – и будете спасены» (Ис. 45:22).
Оставив злобу и вражду, увидим, услышим и возлюбим каждый ближнего своего. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды» (Ис. 1: 16-17).
В это трудное время я обращаюсь ко всем братьям по вере с призывом всегда помнить об ответственности перед будущим нашей Святой Церкви и нашей Родины – Украины. Мы должны сделать все возможное, чтобы прекратить войну и установить долгожданный мир в нашем государстве. Для духовенства недопустимы любые призывы к военной агрессии и вражде. Ни в коем случае мы не имеем права оправдывать войну религиозными лозунгами. Я призываю православных, которые находятся сегодня по разные стороны вооруженного конфликта, увидеть друг в друге братьев и стать на путь примирения. Среди бушующего пламени страстей мира сего Церковь призвана быть местом, где царит мир, милосердие, покаяние и прощение для всех.
Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда видим страдания народа Божьего. Наглая смерть стирает все расхождения живых. В могилах уже нет ни правых, ни левых. В гробах сегодня лежат чада нашей Церкви и на Востоке, и в Центре, и на Западе Украины. Если мы не остановим войну в своих сердцах, она будет только разгораться вовне.
В эти дни Господь дает нам возможность испытать свою веру и преданность учению Христову. Я убежден, что только в миротворческом служении и всепрощающей любви мы найдем силу для быстрого возрождения нашей Родины под покровом Святой Православной Церкви.
Призываю всех верных Украинской Православной Церкви к усиленной молитве ко Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым князьям страстотерпцам Борису и Глебу и всем святым, просиявшим в нашей земле. Будем просить Бога, чтобы Он вразумил нас и приумножил в наших сердцах любовь.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывает со всеми нами!
15 мая 2015, г. Киев
Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации
Слово в день памяти святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба
Мы сегодня вспоминаем подвиг святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, которые прославились почти тысячу лет тому назад. Тысяча лет – это очень и очень зримый даже в человеческом восприятии срок. И сегодня память святых страстотерпцев Бориса и Глеба для наших современников, для нас с вами, может быть, как никогда актуальна, потому что, вспоминая подвиг угодников Божиих, мы переосмысляем их жизненный путь, сверяем свою жизнь с их подвигом и находим нечто полезное и нужное для себя, а может быть, через это усматриваем в своей жизни и неправоту своих жизненных путей.
Если современному человеку рассказать о подвиге первых русских святых, то для человека секулярного, далекого от Церкви, совершенно очевидно, их жизненный подвиг покажется нелепым. Иметь возможность приобрести княжескую власть в Первопрестольном Киеве, иметь достаток, богатство, дружину, иметь все возможности к этому – и отказаться в пользу брата. Мало того, знать, что наущаемые этим братом убийцы идут убить тебя, и не противиться этому. У человека, который привык измерять свою жизнь критериями не Божественной истины, это покажется безумием абсолютным и нелепостью жизни. Но мы знаем, что все, что хорошо в глазах мира сего, есть мерзость и нечистота пред Господом и потому взираем на подвиг святых братьев Бориса и Глеба не глазами человека, далёкого от Церкви, но человека церковного, знающего слово Божие, слышащего сердцем своим призыв Божий к любви: «Нет выше той любви, кто душу свою за ближнего своего положит», – говорит Господь. И уж тем более противиться брату своему для христиан Бориса и Глеба было совершенно невозможно. Как могли они исполнять заповедь о любви к другим людям, если к ближнему своему, к брату своему любви бы не имели. Вот это для нас, современных христиан, очень важно. Потому что часто мы простираем любовь свою и слово своей проповеди к людям далеким, которых не знаем, к дальним нашим, и считаем – и пресвитеры, и архипастыри – часто считаем, что наша любовь и забота должна быть о каких-то других людях, безликих, которых мы лично не знаем, но когда касается дело взаимоотношений с нашими ближними, прежде всего, со сродниками нашими по плоти, с теми, с кем мы причащаемся из одной Чаши, – вот тут, оказывается, вся немощь нашего естества выходит наружу, потому что мы не можем переступить через себя.
Мы живем иногда так же, как живет мир безбожный, подходим к жизни своей с теми же подходами, с которыми учит нас подходить мир. «Бери от жизни всё!» Есть возможность – устрани человека, есть возможность – схвати богатство, есть возможность – захвати власть. Это всё чуждо духу Христову и противно в глазах Божиих. И начинать преобразовывать свою жизнь нужно не с других людей, а с самих себя. Нужно научиться в человеке, в ближнем своём, даже в самом отъявленном негодяе, видеть образ Божий, как видели образ Божий святые благоверные князья Борис и Глеб, видели в брате-убийце образ Христа. Научиться этот образ видеть в других людях поможет только очищение себя, внутренняя работа над собой, духовное исправление в заповедях Божиих. Если око наше будет тёмно, не просветлено светом Христовой истины, мы не сможем даже среди бела дня разглядеть этот образ в другом человеке. Но как же святые благоверные князья увидели этот образ в брате-убийце, если не верой своей, если не чистотой жизни своей, если не глубокой молитвой своей? Потому и сопротивления с их стороны не было, потому что в Святополке они видели не врага, но брата любящего, видели те качества добрые, божественные, которые еще были свойственны его жизни, которые не были у него уничтожены, но на которые опираясь, Господь хотел исправления его жизни. Потому и не было сопротивления этой злобе со стороны Бориса и Глеба, потому что ждали обращения, ждали исправления, видели только светлое.
И не случайно этот подвиг был Церковью поставлен во главу угла российской святости, не случайно Церковь Божия сказала нам, что кто поступает так в жизни, тот идёт по пути святых угодников Божиих. В течение тысячи лет Святая Церковь напоминает нам, верным чадам ея, о том, как нужно относиться к ближнему, как исправлять жизнь свою, как не бояться смерти, за любовь отдав жизнь свою. И сегодня, когда мы притекаем к молитвенному предстательству первых наших святых сродников Борису и Глебу, будем особенно усердно, дорогие отцы и братья, просить их о том, чтобы в Отечестве нашем, в Богом хранимой стране нашей Российской, не алчность и зависть, не коварство и ухищрения мира сего, но подлинная любовь и братолюбие восторжествовали. Потому что только на этом фундаменте можно строить прочную государственность, созидать духовно-нравственное общество, о котором все мы мечтаем и о котором молимся. И пусть молитва наших сродников по плоти – святых благоверных князей Бориса и Глеба укрепляет нас в этом великом жизненном подвиге служения ближнему своему и Отечеству нашему.
Аминь.
04.08.2015