Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Образ храма в слове свт. Филарета Московского при освящении храма Живоначальной Троицы и открытии Борисоглебского женского общежития (в конце статьи доступна видеозапись)

Уважаемые участники конференции, 200 лет назад в эти майские дни свт. Филарет Московский, будучи в те годы архиепископом Московским, совершил освящение храма во имя Живоначальной Троицы и открытие Борисоглебского женского общежития, пока ещё общежития, первых сестёр и насельниц будущего женского монастыря, которое случится через полтора года 18 сентября/1 октября 1823 г. При исполнении этой важной и полезной миссии владыка напутствовал сестёр словом, в котором преподал им поистине блестящий урок экзегезы Св. Писания в понимании того, что такое храм Божий и то, как он важен для тех, кто молится и ищет в нём спасения.

В своей проповеди митрополит Филарет представил образы храма и того, что с ним связано из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Свт. Филарет начинает с того, что касается священной истории создания первого и единственного храма в ветхозаветном Израиле. Владыка замечает, что многое для его создания сделал царь и пророк Давид, однако сам он, как мы знаем, не построил храм Богу. Образы, к которым обращается свт. Филарет, взяты им из псалмов и указывают на то, что храм это обитель Бога. В псалме 121, 1 храм называется «Домом Божьим» в связке с упоминанием о «Доме Божьем» идут два других места из псалмов. В псалме 131, 5 говорится об обещании Господа Бога Давиду найти «место Господу», а Пс. 67, 6 говорится, чтобы Бог жил в святом «жилище Своем». Таким образом, свт. Филарет предлагает три образа храма «дом», «место» и «жилище». Эти образы владыка, обращаясь к сёстрам обители, сравнивает с сердцами благочестивых людей. В их сердцах горит желание создать храм, устроить Ему жилище, т.е. найти место Богу в своём сердце. Такие сердца наполнены любовью и благодатью. В сопоставлении с образами, данными из Псалмов, такие сердца подобны сердцу царя Давида, который стремился построить храм и найти место и жилище Господу. И хотя он не построил храм Богу, но, безусловно, возвёл его в своём сердце, и в это сердце вселился Бог. И «здесь ныне», - говорит свт. Филарет, мы имеет такую радость. Здесь не только есть сердца, горящие по Богу, но и возводится сам храм. Владыка отмечает, что монашеская община, создаваемая здесь в Аносино при этом святом храме, «есть дом богоугодного жительства», в котором сердца, давшие место Богу в своём сердце. Эти сердца представляются Богу готовыми, поэтому Он вселяется в них и обретается видимое место Господу – храм, который так же есть «Дом Божий» и «жилище Господу». Таким образом, здесь свт. Филарет представляет ветхозаветные образы из псалмов царя Давида, который не построил храм, поскольку для его строительства не пришло ещё время, но он имел Бога в своём сердце. Тогда как здесь, наряду с верными сердцами, построен и храм. В связи с этим свт. Филарет призывает сохранить эту радость, чистоту и благочестие. С этой мыслью он переходит к рассуждению о святости храма.

Здесь свт. Филарет вновь обращается к ветхозаветной истории как к историческому прообразу и предвестнику христианской истории. Он спрашивает: что такое святость храма? Справедливо считать, что древность храма даёт ему «образ вечности», а следовательно и святости, что и Сам Бог показал нам в книге пророка Даниила, когда является в «образе Ветхого днями» (Дан. 7, 9). Безусловно, древность представляется важным аспектом, но не определяющим в представлении о святости храма. Главным и превосходящим всё остальное, для святителя Филарета в определении святости храма, - является пришествие на землю Христа, Который построил новый храм и нового человека. Прекрасное объяснение этого святитель находит в истории создания ветхозаветного Храма Соломоном, который так же был нов, когда был построен и освящён, однако это не умаляло его святости ввиду присутствия в нём Бога. Самым первым христианским храмом, по мнению святителя Филарета, стала «Иерусалимская Горница», где на апостолов сошёл Дух Святой. Это был первый и новый христианский храм, но его святость превосходила святость Храма Соломонова, поскольку явился Христос. Однако истоки и «начатки» этой святости святитель видит в откровении, данном Моисею при создании первой скинии ещё в Синайской пустыне. Создателем этого храма, или скинии, «был сам Бог». Именно Сам Бог сообщил Моисею в откровении, каким должен быть этот храм. Образ этого храма, как известно, был показан на горе Синай: «Виждь да сотвориши по образу, показанному тебе на горе» (Исх. 27, 8).

Таким образом, святость храма восходит к древнейшим временам и является богооткровенной данностью, принесённой свыше, однако с пришествием Христа ветхозаветная святость меркнет, и как говорит свт. Филарет, всё, что было вспомогательным - убирается, поскольку было лишь подготовкой построению истинного храма и принятию «самой Святыни», а не её подобия.

Присутствие Божие в храме связано не только с его построением и освящением, но и со святостью людей, приходящих в храм, и в данном случае, с членами монашеской общины. Конечно, говорит святитель, наши грехи не умаляют святость места, однако необходимо «чтобы Великий Владыка сего высокого дома не отвратился от вас, как вы от Него, и чтобы не оставался для вас дом сей пуст». Святитель, обращаясь к сёстрам по аналогии с посланием из апостола Павла, что «храм Божий свят есть, иже есте вы» (1 Кор. 3, 17), называет их «церквями Бога живаго» и призывает таким образом быть на высоте духовного подвига.

Видеозапись доклада доступна по ссылке https://disk.yandex.ru/i/yPDGmQ4d37gkPw

24.05.2022