Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре


Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

12 сентября 2015 года, в праздник обре́тения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас поздравляю с праздником — с днем памяти святых благоверных князей Александра Невского и сына его Даниила Московского. В своем слове, посвященном князю Даниилу, митрополит Московский Платон говорит такие слова: «Чтобы блеск града Москвы в начале его истории не омрачил взор завидующих, поставил Господь во главе града мудрого и смиренного князя». Эти слова четко характеризуют эпоху, в которой происходило становление града Москвы, — XIII век, век жестоких междоусобиц, когда брат поднимал руку на брата, когда богатство и слава одного вызывала зависть у других, так что они не останавливались ни перед чем, чтобы огнем и мечом захватить землю соседа или даже брата, присоединить к собственной земле, обогатиться за счет богатств и средств ближнего. А град Москва был слабым и малозаметным княжеским уделом, ни у кого не вызывавшим зависти, так что основная борьба происходила между другими князьями, там, где были богатства. И вот во главу сего града Господь промыслительно поставляет князем Даниила, младшего сына святого благоверного князя Александра Невского, который отличался смирением, мирным духом, который сознавал пагубу междоусобицы и, занимая незаметное место среди русских князей, делал все, чтобы примирить одних с другими.

В этом смысле особенно показательно отношение святого Даниила к старшему брату Андрею Александровичу, человеку с тяжелым характером и сильной волей, который, будучи великим князем и стремясь к постоянному расширению своих владений, вступил в борьбу и с Муромом, и с Суздалем, и с Коломной, и с Дмитровом, и побеждал эти города, присоединяя их к своему княжеству. Но когда он вознамерился силой взять город Москву, князь Даниил сделал то, чего не сделал ни один князь, к которому его старший брат подступал с силой, — он вышел навстречу без всякого оружия. Этот поступок так впечатлил Андрея Александровича, что он пощадил Москву.

Но бывали случаи, когда князю Даниилу приходилось брать в руки оружие. Это произошло, когда рязанский князь, усилив свою дружину татарскими воинами, решил напасть на Москву. За рязанским князем стояла Орда, и Даниил понимал, что речь идет не просто о спасении града, а в каком-то смысле о спасении достоинства земли Русской. Поэтому он организует дружину и вступает в бой с этой частью Золотой Орды, и в 1300 году, за 80 лет до Куликовской битвы, наносит Орде первое поражение. По непонятным причинам об этом сражении мало говорят и даже мало знают. Но именно смиренный князь, едва не уступивший свой град брату, не поднявший на него руку, поднял свое воинство, дабы отразить нашествие иноплеменников, и одержал блистательную победу.

И Господь даровал князю Даниилу умножение его владений без всякой силы и без всякой войны. Его племянник, князь Переяславский, будучи человеком одиноким и больным, завещал Переяславль-Залесское княжество Даниилу Московскому. Переяславль был сильным, прекрасно обороняемым городом, а Переяславль-Залесское княжество — куда сильнее княжества Московского. Но мудрый Даниил не перенес свой княжеский престол из Москвы в Переяславль, а принял в Московские земли землю Переяславль-Залесскую, не пролив ни капли крови, а восприняв добро с чистой совестью и с чистым сердцем, потому что и сам совершал много добра. Это деяние умножило силу Московского княжества, и когда после смерти святого благоверного и преподобного князя Даниила его сын Иван, прозванный Калитой, воспринял Московское княжество, оно уже не было одним из самых слабых, но уже стояло на пути развития, укрепления и возрастания своей силы.

Пример благоверного князя, принявшего в конце жизни монашеский постриг и похороненного здесь, на территории Данилова монастыря, — первого монастыря, который был основан им в городе Москве, — имеет сегодня очень большое значение. Его память и сегодня свидетельствует о том, что не силой, не коварством, а любовью и миром можно приобретать то, что имеет в очах Божиих и оправдание, и поддержку.

Если все то, что происходило с князем Даниилом, перевести из истории в современность, на уровень нашей повседневной жизни, то и мы можем многому научиться. Как часто мы в своей жизни уповаем на силу! Как часто мы стремимся расширить свое жизненное пространство, добиться власти или денег за счет притеснения других людей! Сегодня эту борьбу между людьми нередко называют политкорректным словом «конкуренция», но мы знаем, как часто ради конкуренции используются самые негодные средства и как люди, движимые тщеславием, страстью наживы, расширения своего жизненного пространства и своей власти, приносят зло, думая, что за счет слабости другого могут сами стать сильнее.

Эта злая и греховная человеческая логика не подтверждается фактами. Если и удается одному сделать что-то для себя за счет другого, то эта победа всегда кратковременна, а в долгосрочной перспективе приводит к поражению — к большому, заметному для окружающих или понятному лишь для самого человека, преступившего нравственный закон в отношениях с другими.

Память о святом благоверном и преподобном князе должна сегодня всех — и тех, кто во власти, и тех, кто в силе, и тех, кто особой силой и властью не наделен, — предостеречь от греховных попыток улучшить свою жизнь за счет горя и несчастья в жизни другого человека. И да поможет нам светлый образ преподобного и благоверного князя Даниила возрастать в христианской добродетели в самой трудной сфере — сфере отношений с другими людьми. Верим, что его молитвами Господь и нам может помочь, как Он может помочь и Отечеству нашему, и всей исторической Руси восходить от силы к силе, никогда не прибегая к действиям, которые направлены на ослабление друг друга.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


16.09.2015