Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

  В пятую Неделю Великого Поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (ум. в 522 г.) и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренно кающимся.

  Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан.

  Приведем небольшой кусочек из Жития —где прп. Мария понимает, что ее грехи мешают ей прийти к Богу: «Снова смешалась я с иными входящими в церковь, и усиливалась войти, но все труды мои были напрасны. И снова, как только нога моя грешная коснется церковного порога, церковь всех примет, никому не возбраняя, меня же одну, окаянную, не принимает! Как воинство, на то поставленное, чтобы заграждать вход, так снова и снова мне запрещала войти некая внезапная сила, и опять я оказывалась в притворе. Так пострадав трижды и четырежды, и все без успеха, изнемогла я, и все не могла присоединиться к входящим. К тому же и тело мое все болело от угнетающих меня людей, меж которых я теснилась, стараясь проникнуть в церковь. В стыде и отчаянии отступила я, наконец, и стала в одном из углов притвора церковного, и едва несколько пришла в чувство, поняв, какая вина возбраняет мне видеть Животворящее Древо Креста Господня! Ибо коснулся очам сердца моего свет разума спасительного, заповедь Господня светлая, просвещающая душевные очи, показующая мне, что тина моих дел возбраняет мне вход в церковь! Тогда начала я плакаться и рыдать, и бить в перси, износя воздыхания из глубины сердца».

  Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к её молитвам. Её пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери и твёрдое решение положить предел греховной жизни. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у её образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.


Синаксарь в неделю пятую Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Стихи:

Дух отошёл, плоть же давно удалилась;

Мертвые кости Марии ныне, земля, сокрывай.

Cия, будучи двенадцати лет, оставила своих родителей и, удалившись в Александрию, жила блудной жизнью семнадцать лет. Затем, движимая любопытством, отправилась со многими другими паломниками в Иерусалим, чтобы попасть на праздник Воздвижения Честного Креста.

Там она предалась всякому виду бесчинства и непристойностям и многих увлекла в глубину погибели. Но, желая войти в церковь в день, когда воздвигали Крест, ощутила три и четыре раза некую невидимую силу, возбранявшую ей войти, тогда как бывшее с ней множество народа беспрепятственно входило. Пораженная от этого сердцем, она обещала, что изменит жизнь и умилостивит Бога покаянием.

И так, направившись снова в церковь, беспрепятственно вошла в неё. Поклонившись же Честному Древу, в тот же день удалилась из Иерусалима, перешла Иордан, вошла в самую глубину пустыни и прожила в ней сорок семь лет жизнью самой суровой и превышающей возможности человека, наедине молясь Единому Богу.

И уже к концу жизни, встретившись с неким отшельником, по имени Зосима, и рассказав ему свою жизнь от начала, попросила его, чтобы он принес ей Пречистые Тайны для причащения, – что тот и сделал на следующий год, в Великий Четверг.

Годом же позже, придя снова, Зосима нашел её мертвой, простертой на земле и надпись близ неё, гласящую следующее: "Авва Зосима! Погреби здесь тело убогой Марии.

Она умерла в тот день, в который причастилась Пречистых Таин. Молись за меня". Относится же смерть её к 308 году.

Память этой преподобной совершается 1 апреля, но установлена она и сегодня, так как приближается уже конец Великой Четыредесятницы, чтобы побудить к покаянию легкомысленных и грешных, примером для которых является празднуемая святая.


01.04.2017