Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 5-ую по Пятидесятнице об исцелении двух гергесинских бесноватых


Божья сила Спасителя исцеляет двух несчастных, зараженных силой лукавой, изгоняя ее в свиней. Местные жители, гергесинцы, осознавшие потерю целого стада свиней, ринувшихся в морскую пучину, не выдерживают встречу с Богочеловеком: они просят Его лишить их общения с Собой.

Внезапная, но судьбоносная встреча со Спасителем поставила людей перед страшным по своей категоричности вопросом: или Богочеловек с Его Божественною силою, творящей, конечно, только добро людям (ведь Он исцелил двух неисцелимо больных, одержимых бесами), или свиньи, в которых ушли эти бесы (ушли, кстати сказать, по собственному желанию). Страшно, но народ испугался этого выбора: в спасительной и животоворящей Силе Божией увидели угрозу ценностям жизни, ценностям сугубо материальным, символом которых стали свиньи. Христа просят уйти, не теребить их совесть, тем самым позволить остаться в обычном состоянии примитивного, но покоя. Исцеление бесноватых забыто, оно стало провокацией, выталкивающей сознание к высшему и вечному, но к чему гергесинцы не готовы.

Мы осуждаем гергесинцев, мы не с ними. Но между тем, нам это только кажется. Падший человек современности гораздо чаще бывает подобен гергесинцам, чем он думает. Гораздо чаще перед современным человеком стоит тот же вопрос: что в этой жизни наиболее ценно? Постоянно он стоит перед выбором: материальное благо, культивируемое общественным мнением, или ценности высшего порядка, соприкасающиеся с самим Небом. К сожалению, люди гораздо чаще бывают похожи на герегесинцев. Этот дух – страшный! Это дух, который губит все истинное духовное, истинно человеческое. По сути, жизнь человеческая очень часто превращается в оберегание своего свиного стада. У каждого есть какая-то своя свинка, которую он бережёт больше всего на свете, не замечая собственного превращения в это грязное животное. Гергесинский дух, не потерпевший присутсствие Христа, есть по своей природе богоборческий, сатанинский, но так удобный свиноподобному человечеству. Люди выбрали тогда и выбирают сейчас жизнь без Бога, без Христа, жизнь без всего того добра, которое творит Божия сила здесь, на земле.

Никогда Христос не лишал людей материальных благ и возможности существовать в разумном благополучии. Но Христос также и сказал: «Ищите прежде Царства Божьего, а всё остальное приложится вам» (Мф.6:33). Спаситель закладывает в человеке верное расположение целей жизни, без подмен, спасительное с точки зрения вечности, вечной жизни с Богом.

Нельзя не быть искренним перед Творцом и самим собой, обманываться тем духом, прельстившим некогда гергесинцев. Мы должны прожить жизнь по-настоящему человеческую, жизнь во Христе, с Богом и с той силой Божественной, которая даёт людям истинное видение смыслов, целей и надежды.

22.07.2016