Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю о блудном сыне


Притча о блудном сыне чрезвычайно глубока и многогранна по смыслу. На все времена она стала неиссякаемым источником размышлений на тему человеческого бытия, ложных целей, судьбы и покаяния. Сын уходит от отца, предпринимая попытку выстроить собственную жизнь, причем на принципах, противоречащих устоям отца. В отличие от старшего брата в нем есть потребность в движении и становлении. Обладая Богом данной свободой, в самом начале жизненного пути он дает весьма обычный для молодой души вектор своих желаний и поступков: движение по нисходящей, прельщение внешним, каскад падений, в конце которых дно оставленности. Предельная отдаленность от отчего дома, сознательный уход в пространство свободы без личных ограничений заканчиваются крахом, но в котором уже прозревают ростки будущего восхождения. Блудный сын силен своим движением, и внешнее движение на пике волевого напряжения претворилось во внутреннюю работу: он начал внутренне мыслить и «пришел в себя». Такое отрезвление ума, освобождение его от рабства соблазняющему миру означало переоценку многого: он приносит покаяние, ставшим его состоянием сердца и ума. Он возвращается к отцу, а на самом деле – к самому себе, к истоку своего правильного бытия, в гармонии с общим потоком вселенской жизни.

Его возвращение – это событие, победный итог становления личности.   Нельзя не вспомнить строки из Одиссеи в переводе О.Мандельштама: «…вернулся, пространством и временем полный». Блудный сын вырос личностно, он имеет опыт, сделавший его сердце богатым и мудрым. В этом он красив. Его потребность в жизни как таковой, энергийное голодание по бытию вынесло его чрез все зигзаги судьбы в горнее состояние погруженности в «объятия отча», слезы радости и предельно интимной близости с источником своей жизни, в котором христианская мысль не может не увидеть Бога Отца.

В старшем брате звучит непонимание отцовской педагогики. В нем мало движения, а значит и мало роста. Ревность помрачает старшего сына, который в разговоре с отцом балансирует на грани ропота и протеста, но все это не отталкивает любовь отца: отец ждет на пир радости всех.

В этой чудной притче о блудном сыне говорится о каждом из нас, о пути развития нашей бездонной личности в масштабах Вселенной, а также и в материальном мире, оказывающимся для мудрой души школой жизни и неким трамплином в пространство Божиего Света и Любви. И тогда встречное стремление отца и покаявшегося сына из притчи Спасителя становится прообразом человеческого бытия как такового, обретения душою цельности и осмысленности в причастности к надмирной жизни Бога Отца, в вечном стремлении, или желании, к Нему. А сама эта причастность становится сильнее по мере движения, роста интенсивности волевых усилий.

Поэтому ежедневная жизнь православного христианина не может не быть без внутренней работы над собой, без «внутренне мыслить». Что по сути означает пребывание в покаянии. Еще в VII веке преподобный Исаак Сирин сказал о его ценности: «Нет ни одной добродетели, высшей покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства». Помнить об этом на пороге Великого Поста очень важно: Церковь готовит христианскую душу к периоду особого внимания к себе, к молитве и просвещению, начало которого закладывается именно в покаянии.

 

03.02.2018